Зря губернатор размечтался

Оценить
Много напрасных слов и одна ясная мысль

На первом заседании нового губернаторского Совета по стратегическому развитию области говорили о глупости. И о том, что только избавившись от нее, можно начать экономить деньги.

Радаеву нужны теперь только успешные

Губернатор Валерий Радаев напомнил собравшимся, что 13 июля прошло первое заседание аналогичного совета при президенте РФ. «Вектор задан. Цели ясны», – констатировал для тех, кто не понял, Валерий Васильевич. Потому что теперь придется искать алгоритм структурных изменений региональной экономики. Решения, которые будут приниматься новым советом, «должны обеспечить рост, а пути реализации – носить проектный формат».

Отступать региональной команде под управлением губернатора некуда. Сам Владимир Владимирович Путин наказал перестать жить, как получается, а наконец-то сформировать четкое и ясное понимание того, куда нужно идти и к чему прийти. А это значит, что наконец, может быть, в нашем регионе начнут формулироваться задачи, а не умеющих решать эти задачи будут выгонять из местного правительства.

Одного уже выгнали. В ходе заседания губернатор напомнил собравшимся причину отставки министра экономического развития Владимира Пожарова. Оказывается, губернатора очень расстроило 60-е место по инвестиционной привлекательности региона. Владимир Пожаров рассказывал ему, как все у нас замечательно с этой привлекательностью, что областная власть создала хорошие условия такие-то и такие-то, что все механизмы работают хорошо. Но оказалось, успокоенность правительства была ошибочной. И когда для составителей рейтинга нашу инвестиционную привлекательность оценили предприниматели, то красивая картинка, существовавшая в правительстве, поблекла.

– Наша ошибка, что мы глубоко не анализировали ситуацию, – признался губернатор. – Для нас принципиально важно теперь понять, что еще мешает развитию бизнеса. Но за то, что все так сложилось и нас презентовали на 60-м месте, – отвечать нужно. Вот министр экономики и ответил за это. Он не был успешным. И регион свалился на 60-е место. Ничего личного, – разъяснял Валерий Васильевич, как теперь со всеми неуспешными будет.

Губернатор говорил об экономической турбулентности и о том, что нужно брать для бюджетного финансирования только те проекты, которые не развалятся при любых условиях. Только на членов своего правительства он уже, похоже, не полагается и поэтому обещал, что их решения будут проверять экспертные группы и представители гражданского общества. Отвечать за отбор проектов будет президиум Совета по экономическому развитию. Возглавлять президиум будет заместитель председателя саратовского правительства Александр Соловьев. В свою очередь Соловьева будет критиковать, подправляя, Высший экономический совет при губернаторе. Валерий Радаев признался, что он его перестал удовлетворять.

«Я полностью переформатировал состав ВЭС, который теперь состоит исключительно из представителей бизнеса и науки, имеющих опыт в проектной деятельности. Эта структура станет мозговым центром по выработке решений», – сказал губернатор.

И тут же стало ясно, что и эта радаевская попытка перетасовать людей в своей обойме может обернуться ничем. Потому что назначенная быть «мозговым центром» «наука» на этом же заседании его и подвела. Он обратился к своей новой надежде и опоре: «Наука, в двух словах. Мы вот критиковали, что вы буксуете, мысли не подаете... – Наука молчала. Никто не поднялся в зале навстречу губернаторской просьбе включиться в обсуждение. – Ладно, понятно», – отступился он от ученых мужей.В принципе и без их умствований ему было о чем поговорить.

Стратегия экономического развития до 2030 года, принятая совсем недавно в Саратовской области, была названа губернатором «документом гражданского согласия». Но красивый документ, по словам губернатора, надо красиво претворять в жизнь. «Если мы строим современный завод, то одновременно должны строить жилье, социальную инфраструктуру, учебный центр по подготовке специалистов, – мечтал он о том, как бизнес забудет о своих интересах по добыванию прибыли и начнет решать задачи роста валового регионального продукта (ВРП) и пополнения кадрового потенциала области.

– Не устану повторять: мы, действуя единой командой, должны показать свою способность изменить ситуацию в регионе к лучшему. У нас есть живые примеры такой работы: каждый проект Вячеслава Викторовича Володина имеет четкую социальную ориентацию и адресован людям – нацелен на их повседневные нужды и запросы. Мы с вами должны действовать так же.

Потом, правда,выяснилось, что граждане могут пока выдохнуть и не ждать, что прямо завтра все изменится. Да, «в условиях жестких ограничений встает необходимость проектно мыслить и действовать», но делать это будут не торопясь. До конца года дано задание определиться с решениями. Они должны быть такими, предупредил губернатор, чтобы уже в среднесрочной перспективе войти в пятерку лидеров Приволжского федерального округа: «И это, образно говоря, наш самый главный, ключевой проект».

Губернатор уверен в успехе. Если, конечно, его не подведет команда, которой предстоит «вести мозговой штурм».

С «мозговым штурмом» пока не получается

Председатель президиума нового совета Александр Соловьев вышел к людям, ожидающим от него прорывных откровений, без идей. Но с горькой правдой. «Саратовская область обладает колоссальным потенциалом в целом ряде областей. Динамичность ее развития отражена в темпах роста базовых индикаторов. Однако ни этот фактор, ни увеличившийся вклад нашего региона в налоговую копилку страны пока не находят своего отражения ни в доходах области, ни в качественно-новых показателях уровня жизни населения», – сказал он. И предложил искать альтернативные модели развития области и новые подходы в управлении.

Дальше Соловьев рассказывал про то, как теоретически хороша утвержденная недавно Стратегия развития Саратовской области до 2030 года. На федеральном уровне стратегический путь России на годы вперед будут рассматривать аж до 2019 года. А у нас в регионе губернатор еще год назад дал старт полноценному процессу разглядывания светлого будущего. И благодаря этой его стратегической дальновидности у нас теперь есть «единая система координат для власти, бизнеса, науки и гражданского направления». «Понятно, что акселератором всех процессов является именно реальный сектор», – уточнил Александр Соловьев.

Из слов этого ответственного человека было ясно, что саратовский бизнес должен начать работать по типу башкирского, удмуртского, нижегородского. Именно их результаты ложились в основу прогноза основных показателей нашего развития. Догнать соперников – нелегкая задача, но правительству области на этом пути в помощь будут губернаторские напутствия о необходимости амбиций, основанных на трезвом расчете.

«К 2030 году производительность труда в Саратовской области должна как минимум удвоиться, ВРП – вырасти в 2,5 раза в сопоставимых ценах».

Сославшись на ограничения по времени, Соловьев извинился, что не сможет коснуться всех отраслей, но сказал, что для создания деловой среды будет сформирован бюджет развития «не менее 15% от общих размеров расходов областного бюджета», который повысит доступность финансовых ресурсов, будет обеспечена стабильность налогового законодательства и снижены административные барьеры. Ну и еще одна новость от Соловьева состоит в том, что торговать бизнесу будут помогать «с акцентом на страны Латинской Америки, Тихоокеанского региона и стран-участников формата БРИКС и ШОС».

«Залог успеха – соблюдение интересов власти, бизнеса и гражданского общества при принятии управленческих решений. Только сообща, постоянно обмениваясь накопленным опытом, объективно оценивая прошлое и правильно планируя будущее, мы достигнем общего прогресса», – закончил свое вводное слово председатель президиума нового совета.

Павел Гришин, руководитель управления Росреестра по Саратовской области, тоже посокрушался, что «мы имеем рейтинг инвестиционной привлекательности – 60-е место». И предложил для исправления ситуации организовать в министерствах, в муниципальных образованиях, в вузах, в ТПП, на предприятиях проектное управление, проектные офисы. Построить целую областную проектную сеть, которую будет координировать проектный блок правительства.

«Каждый из нас в последнее время остро ощущает, что старые управленческие приемы не работают в современном мире. Мир стал совершенно другим, – сказал он, объясняя, что старые принципы – это когда есть начальник и есть подчиненный. В новой проектной культуре нет начальников и подчиненных, а есть партнеры. – У каждого четкая зональность, ответственность и практический результат. А не посиделки в кабинетах. В общих чертах эта схемка предлагается к реализации».

Когда они будут реализовывать «эту схемку», не очень понятно. Потому что президент в следующий раз решил внимательно посмотреть на инвестиционную привлекательность регионов уже нынешней осенью. «В проект должна включиться вся область. У нас выбора-то нет. Нам нужно осенью показать конкретные результаты», – огорошил собравшихся Павел Гришин.

Александр Стрелюхин, генеральный директор Первой локомотивной компании, предложил не превращать импортозамещение в расхожую фразу. А осознать для начала, до чего мы дошли: «Область, которая имеет кулак электротехнический, работающий в системе ВПК, не работает практически на гражданскую продукцию». Он предлагает амбициозный проект для регионального минпрома. Чиновники должны определить тысячу товаров, которые нужно импортозаместить. Раздать задания директорам предприятий – кто будет делать утюги, кто блоки управления. А тем, кто будет делать что-то действительно важное, помогать еще и бюджетными деньгами.

Тема замещения военной продукции гражданской оказалась очень живучей на данном мероприятии. К ней вернулся ректор политехнического института Игорь Плеве, который сказал, что где-то с 2020 года объемы оборонки будут сокращаться, и уже сейчас концерны нужно направлять, чтобы они о гражданской продукции думали. «В ближайшие год-два-три заказы не уменьшатся, но надо готовиться к тому, что ситуация изменится», – сказал он. И губернатор такой информированности ректора политехнического института не удивился. Тоже сказал, что раз и Плеве чувствует, «что нам с 20-го года предстоит, здесь мы все понимаем, да, это», то совершенно правильно переходить на гражданское направление. «Смотрите, мы же должны чувствовать экономику и думать, чем мы будем замещать? У нас не работает миллион гектаров пашни. Много. Мы должны понимать, что к тому времени они должны заработать, иначе мы просядем будь здоров». – Губернатор говорил понятно только для посвященных, а для остальных так и осталось загадкой, что же случится в стране через год-два-три, и почему нам понадобятся даже свои саратовские утюги.

«Значимое такое событие создание этого совета, – вступил в «мозговой штурм» руководитель Общественной палаты Александр Ландо. – Здесь, в этой аудитории собрались люди профессиональные, люди с большим жизненным опытом. Хорошо, что всех нас пригласили к диалогу. И мы получили домашнее задание, чтобы участвовать в этом процессе, а не просто приходить. За каждым из нас стоят коллективы. Кто-то вуз возглавляет, кто-то район, я вот, например, Общественную палату. И я со своим коллективом должен встретиться и начать вырабатывать предложения». Одно предложение у Александра Соломоновича, правда, уже есть. Буквально в день заседания нового совета он вдруг узнал, что огромное число саратовцев смотрят ТВ через «тарелку». А это спутниковое вещание «не принимает нашего телевидения – ни ТНТ, ни ГТРК». Так вот, по мнению Ландо, ситуацию надо исправить.

А руководитель саратовской таможни Сергей Овсянников предложил «обратить внимание на строительство саратовского аэропорта, который у нас строится в Новобурасском районе». «Надо посмотреть, чтобы этот аэропорт не только обеспечивал пассажирские потребности населения Саратовской области и ближайших регионов, но в том числе обеспечивал и товаропотоки», – сказал он. Но, наверное, имел все-таки в виду аэропорт, который строится в Саратовском районе. Хотя, может быть, и открыл случайно какую-то военную тайну.

Без глупостей!

Самым главным спикером собрания, которое состоялось 3 августа, стал управляющий саратовским Сбербанком Алексей Нарыков.

– У вас система-то работает. Мы только учимся у вас, – подбодрил его к откровениям губернатор.

И Нарыков выдал:

– У нас есть критерий у каждого руководителя, что он должен принести определенную сумму в год. Так меряется экономический эффект деятельности руководителей подразделений. За шесть лет после предложений, которые дают руководители банку, удалось сэкономить не менее полумиллиарда рублей. Хотя что такое банк? – начал осторожно проводить аналогии глава банковского учреждения. – Это огромное количество техники, бумага и мозги. Больше ничего. Тем не менее сработала формула, которую я предлагал сотрудникам: «Всё, что вы предложите, должно уводить от глупости». Давайте уничтожим глупость. Глупостей немерено. Мы задавались вопросом: «А зачем пишем эту бумагу, для кого она нужна? Кто читает ее? Какие риски мы несем в случае отсутствия этого документа?». Самое главное – заставить работать мозгами всех сотрудников.

– Мы должны идти по этому пути, коллеги, – сказал Валерий Радаев. – Должны понимать неизбежность конкуренции, неизбежность результата. Мы приступаем к процессу. Постепенно будем его внедрять. На первое время хотя бы сбалансировать бюджет надо и вывести его из 10-миллиардной ямы. Если каждый по 500 миллионов принесет, если каждый из чиновников региональной и муниципальной власти начнет потихоньку глупости сжимать... Ну, это шутка, – окоротил сам себя губернатор. Да и действительно, зря Валерий Васильевич размечтался.


[кстати сказать]

Если бы не ВВВ...

Губернаторская риторика по восхвалению нашего земляка, ныне первого заместителя руководителя администрации президента, в последнее время стала совсем уж пафосной. Употребляя имя Вячеслава Володина где нужно и где не нужно, Валерий Васильевич на днях договорился до того, что если бы не Вячеслав Викторович, нам бы не видать бюджетных кредитов.

«Ровно четыре года назад госдолг Саратовской области на 80% состоял из коммерческих займов. Сегодня ситуация переломилась: в структуре долга 52% займов приходится на бюджетные кредиты, а 48% – на коммерческие. За этот период ни одной территории Российской Федерации не удавалось получить такой поддержки. Все это благодаря помощи наших земляков и в первую очередь – Вячеслава Володина, который поддерживает нас во всех проблемных вопросах», – заявил Радаев, не понимая, что слишком нахально передергивает то, что есть на самом деле. И это передергивание полетело по СМИ, вводя в заблуждение не только ограниченный круг чиновников, привыкших, что Володин для области – царь и бог, но и простых людей.

На самом деле в 2014 году на уровне министерства финансов правительства РФ было принято решение о бюджетной поддержке регионов в форме предоставления им бюджетных кредитов под символический процент. Из федерального бюджета было выделено 160 миллиардов рублей. Но все понимали, что без этих затрат региональные бюджеты просто не сведут концы с концами. К тому времени федеральная власть постепенно забрала под себя почти все источники наполнения краевых, областных и республиканских бюджетов. При этом, теряя свою доходную часть, они были вынуждены наращивать расходные обязательства для того, чтобы исполнять майские указы президента Владимира Путина о переселении людей из аварийного жилья, о повышении зарплат медикам и работникам образования. Больше всего помогали тем, у кого было больше долгов, чтобы спасти административные органы власти субъектов федерации от финансового краха. Саратовская область как раз была среди таких еле живых под бременем коммерческих займов.

В 2015 году на бюджетные кредиты выделили уже более 300 миллиардов рублей. В этом году программа продолжается. При этом Минфин РФ может начать вводить систему контроля долга, поделив регионы на группы по долговой устойчивости. Субъекты РФ с самым высоким риском долговой неустойчивости (к которым относится и Саратовская область) могут лишиться права привлекать дополнительные кредитные средства и наращивать долг. Вместо этого они будут обязаны реализовать план восстановления платежеспособности, для чего придется сильно урезать собственные расходы. Так что вскоре бюджетные кредиты нашему региону могут начать давать только в обмен на секвестирование.

Мы, конечно, можем опять как-нибудь нахитрить, как нахитрили в конце прошлого года, приняв бездефицитный областной бюджет, особо не скрывая, что делаем так для того, чтобы удовлетворить требования Минфина РФ, а потом дефицит снова будет отражен в нашем бюджете. Эта методика игр с Бюджетным кодексом пока приветствуется. Ну а если нам всерьез пригрозят за такие шалости, то никто же не мешает губернатору сказать, что саратовский министр финансов был не успешным. И уволить Александра Выскребенцева из правительства.