Торопитесь, лазейка закрывается

Оценить
Сибиряки переложили ответственность за капремонт обратно на государство, саратовцы тоже могут

Можно, наверное, подумать, что все страсти по поводу госпрограммы капитального ремонта многоквартирных домов улеглись, а люди с ней смирились как с неизбежностью. Ан нет. На днях газета «Известия» сообщила россиянам, что в ряде городов России граждане в массовом порядке обращаются в суды с исками к муниципалитетам и требованиями провести капремонты в их домах за счет бюджета. Самое интересное, что суды в этих спорах встают на сторону граждан, тем самым показывая, что следовать этому примеру можно всему остальному российскому народонаселению.

Закон, который никто не отменял

Смиряться с несправедливостью этакого замаскированного благими намерениями налога на собственность (который, кстати, по годовым суммам значительно превосходит налог официальный) не захотели жители Омска, Хабаровска, Барнаула, Владивостока и некоторых других городов. Вспомнив о действующем и сегодня законе от 1991 года о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (ФЗ-1541-I) и закрепленной в нем обязанности бывшего наймодателя (т.е. государства) провести при приватизации жилья капитальный ремонт домов, люди потребовали эту обязанность, наконец, исполнить. Закон-то никто не отменял.

Никакой капремонт, конечно, бывший наймодатель, то есть государство, при приватизации не делал. Сначала не хватало денег, и как бы подразумевалось, что все отремонтируют потом. А позже, когда нефтегазовые рубли до краев наполнили бюджет и даже еще излишки образовались, ими просто стало жаль делиться. Излишки упаковали в стабфонд и резервный фонд – на черный день, дескать. Да и граждане, закружившись в повседневных заботах, забыли про обещанное (а большинство ничего об оном и не знало) и напоминать им никто не стал.

Тот капремонт, который в некоторых многоквартирных домах проводился через Фонд содействия реформированию ЖКХ, подавался нам как щедрость государства, несмотря на то, что щедроты эти положены были гражданам по закону. Да к тому же совершенно бессовестным образом при проведении того ремонта граждан обязали его софинансировать (если память мне не изменяет, то в объеме 5% от стоимости ремонтных работ).

Наигравшись в помощь населению и осознав, что дело это дорогое и хлопотное, государство сделало ход конем – придумало всем известную программу капремонта, по которой за состояние своего дома жильцы должны отвечать сами на правах собственников жилых помещений в нем. Робкое напоминание про обязанность государства провести капремонт еще в период приватизации жилья чиновники отбивали напоминанием, что приватизация была бесплатной. То есть люди, мол, и так получили свои квартиры задарма и надо, мол, иметь совесть и быть государству благодарными. На том и успокоились.

Сибирский «бунт»

Но, как оказалось, не все. Как пишут «Известия», суды в «восставших» против оброка на капремонт городах выносят решения в пользу граждан. В одном только Омске суды вынесли уже 646 таких решений на 13,5 млрд рублей, притом что весь годовой бюджет города составляет 15,6 млрд. При этом здесь же суды и прокуратура выносят решения по освещению улиц, ремонту дорог не в пользу муниципалитета. В итоге судебные обязательства превышают бюджет миллионного города.

В Хабаровске насчитали 990 удовлетворенных исков горожан по требованиям произвести капремонт за бюджетный счет, во Владивостоке – 724, в Барнауле – 196.

В Саратове – ноль. Никто с администрацией в Саратове и других городах области за капремонт на бюджетные деньги не судится. Хотя нет, пара прецедентов была. Правда, ситуации в суде рассматривались несколько иные, чем те, что сейчас происходят в сибирских и дальневосточных городах.

В 2014 году одно из ТСЖ Ленинского района Саратова отсудило у администрации города 2,6 миллиона рублей в счет отчислений на капремонт за муниципальные квартиры в 80 многоквартирных домах. Муниципалитет был «злостным неплательщиком» целых три года, еще до того, как нынешняя программа вступила в действие (в некоторых домах по решению собственников жилья плата на капремонт собиралась и без этой программы). Но вот такого, чтобы заставить муниципалитет исполнить неисполненное обещание государства и провести капремонты в домах за счет бюджета, у нас нет. Хотя теоретически еще может случиться: если народ подсуетиться, наймет грамотных адвокатов и пойдет-таки в суды.

Как говорят представители местных властей, а также областного Фонда капремонта, правовая коллизия на сегодняшний день действительно существует, и ничто не мешает жителям Саратовской области ею воспользоваться. Обозначенный закон о приватизации с тем самым пунктом 16-м об обязанности бывшего наймодателя (т.е. государства) провести капремонт за свой счет – федеральный и имеет такое же действие на территории нашего региона, как и в Сибири и на Дальнем Востоке.

В Фонде капремонта Саратовской области нас предупредили, правда, что в суде нужно будет еще доказать много разных моментов. Например, что на момент передачи прав собственности на квартиры гражданам дом нуждался в капремонте или что он не был сделан как того требовал закон. Это не так, мол, просто, лет-то прошло уже немало. Существуют опять же сроки исковой давности и прочие юридические нюансы. Но пробовать никто не запрещает, и это главное. Потому что времени на такие пробы осталось, судя по всему, немного.

Пока не все население знает

Прецедент Омска, Хабаровска, Барнаула и прочих городов заставил напрячься федеральную власть. Перспектива банкротства городов оказалась весьма реальной, поэтому и в правительстве РФ, и в Госдуме уже думают о том, что закон ФЗ-1541-I надо пересматривать и поскорее. Неудобный пункт об обязанностях бывшего наймодателя жилых площадей из этого закона исключат. О высокой вероятности именно такого развития событий нам говорят и саратовские чиновники.

Что касается тех исков, которые граждане выиграли в других городах России, то там пока никто не торопится их исполнять.

«Исполнить эти судебные решения невозможно. Все бюджеты сегодня находятся в критическом состоянии, и потянуть эти расходы для них нереально, – заявил «Известиям», в частности, Игорь Шпектор, председатель комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России. – Нужно обеспечивать питание в детских садах, поддержку людей, пользующихся социальными льготами. И на это-то денег нет. Какой капитальный ремонт?! Но и в федеральном бюджете этих денег нет».

При этом Шпектор предлагает властям как минимум отложить исполнение решений суда на пять лет, а как максимум – объяснить гражданам, что не смогут компенсировать затраты на капитальный ремонт.

По его словам, то же самое должно быть сказано на уровне Верховного суда, чтобы это дошло до всех судов в субъектах.

«Врать не надо. Надо четко сказать, что, несмотря на те обязательства, которые нужно было бы исполнять, капитальный ремонт выполнить за счет государства нереально. И выполнено это не будет никогда, – заявляет эксперт. – Никогда этого ремонта за государственный счет не произойдет. Денег нет и не будет».

Но есть и другая точка зрения. Например, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб считает, что не исполнять уже вынесенные судебные решения нельзя. Пусть не сразу, но необходимо это сделать. Потому что неисполнение судебных решений подрывает авторитет госорганов, российскую правовую систему и создает почву для обращения в международные судебные инстанции.

«Это ведь повод для исков в Европейский суд по правам человека. Отговорка «денег нет» никоим образом не должна быть поводом для неисполнения судебных решений государством», – заявляет Гриб.

Более того, по словам этого эксперта, закон от 1991 года вполне логичен. Другое дело, что когда парламентарии занимаются нормотворчеством, они не всегда просчитывают последствия.

«Пока не все население знает, что можно подавать иски по этому закону, не все, к сожалению, правильно подготовлены, чтобы выиграть эти дела. Но уже сейчас люди выигрывают иски на серьезные суммы, все это отражено в исполнительных листах, – отметил Владислав Гриб. – И сложно сказать, какая в итоге будет сумма по этим и будущим искам. Длиться это может годами».