Пресса в эпоху постдемократии

Оценить
Будущим журналистам рассказали о беспристрастности, самоцензуре и «именном» хрене

Насколько сильно влияние журналиста? Имеет ли он право высказывать свою точку зрения или обязан «парить над схваткой»? Есть ли на российском медиарынке место для новых выпускников журфаков? Об этих и других вопросах зашла речь на пресс-конференции, состоявшейся на минувшей неделе в рамках летней школы журналистики «Политический выбор 2016», проведенной в Саратове при участии Социал-демократического союза женщин России. Спикерами выступили председатель союза профессор Российского гуманитарного университета Наталья Великая, депутат Госдумы РФ Андрей Туманов, ведущий программы «Право голоса» на телеканале «ТВЦ» Роман Бабаян.

«СМИ особенно важны в демократическом обществе, потому что позволяют этой демократии существовать и являются мерилом уровня развития демократии», – подчеркнула роль журналистов Наталья Великая. При этом она отметила, что в нашей стране демократия – понятие весьма условное. Да и не только в нашей.

«В принципе мы сейчас живем в период, который люди иногда называют «постдемократией», – пояснила доктор политических наук. – То есть когда, несмотря на существование демократических норм и практик, каких-то серьезных демократических институтов, массовое участие людей в политике снижается, и интереса к политике у людей нет».

Однако как раз в этих условиях перед журналистами и стоят особенно серьезные задачи: «И информировать, и немножко учить, и поддерживать, и помогать. А не создавать дополнительные барьеры в этом смысле».

Наталья Великая выразила надежду, что скоро времена «огромного количества рамок» для СМИ в России все-таки закончатся, и молодые журналисты смогут свободно говорить и писать о том, что они считают действительно важным для общества.

Говорить о том, что важно для общества, – дело хорошее. Впрочем, может быть, хоть какая-то самоцензура у журналистов должна быть? Элементарный пример: имеют ли журналисты моральное право демонстрировать изображения трупов людей? Ведь лишний раз наносить удары по психике зрителей вроде как ни к чему. Однако, как считает Роман Бабаян, журналисты не просто могут, а должны это делать. Ведь рядовому гражданину можно долго рассказывать, что война – это плохо. Однако далеко не всегда он в полной мере осознает эту мысль, пока не увидит реальные последствия военных конфликтов. «А если покажешь – хотя бы можно рассчитывать на то, что вот те самые товарищи, которые периодически начинают войну, – что, может быть, они в какой-то момент ударят по тормозам, – объяснил Бабаян. – Потому что на них будет оказываться давление со стороны общества, которое увидело эти кадры».

Другой вопрос: имеет ли журналист право высказывать свое мнение касательно наблюдаемых событий? Ведь часто работников медиа учат, что они не должны погружаться в происходящее, а должны оставаться «над схваткой». По мнению Бабаяна, это неплохо звучит лишь в теории. На практике же отстраниться от событий, в эпицентре которых ты находишься, крайне сложно.

Тележурналист привел яркий пример: «Когда ты приезжаешь в густонаселенный район Багдада и видишь женщину: ей уже под 90, она стоит вся седая, и она не кричит, а даже воет каким-то нечеловеческим голосом, вся в крови. И все это на фоне пожарища. Кругом лежат руки-ноги разных людей. Начинаешь спрашивать, что произошло. Оказывается – американская ракета, которая попала в дом, в котором жили ее двое детей со своими женами, детьми, внуками, правнуками... И она осталась вообще одна на этой планете. Когда ты на это смотришь, разве можно остаться над схваткой? Поэтому мне кажется, что это допустимо».

На пресс-конференции был поднят вопрос и о степени влияния независимого журналиста на общественные процессы. Как считает депутат Андрей Туманов, это зависит от таланта человека, его обученности и желания работать. «Даже одиночка на этом поле может сделать очень-очень много», – пояснил парламентарий. Наталья Великая в свою очередь напомнила про недавнее наказание убийц чилийского барда Виктора Хары. В 1973 году коммунист Хара в числе 40 тысяч противников режима диктатора Аугусто Пиночета удерживался на стадионе «Насиональ де Чили». В течение четырех дней поэта били, пытали током и ломали руки, после чего убили выстрелом в голову. И только в июне 2016 года фактического убийцу Хары – полковника в отставке Педро Нунеса (к тому времени уже обладавшего гражданством США) – американский суд обязал выплатить 28 миллионов долларов в пользу родственников певца. «Сколько лет прошло с тех пор? Все об этом забыли, – пояснила Великая. – Но люди, которые наказали преступников, это журналисты. Они долбили, долбили, проводили расследования, искали свидетелей, обращались в суд. Суд состоялся. Преступник будет наказан. Мне бы хотелось, чтобы вы ориентировались на такие примеры». «Степень влияния огромна», – подтвердил Бабаян.

Также на пресс-конференции прозвучало неожиданное мнение об избытке журналистов в России. «Вы мне объясните, зачем нам вообще такое число журналистов в принципе? – обратился к присутствующим Бабаян. – У нас сейчас какой вуз не возьмешь – даже, наверное, в Тимирязевской сельскохозяйственной академии есть отделение журналистики. У нас везде готовят журналистов, а потом тысяча журналистов выходит на улицу и начинает искать работу. А у нас нет такого числа газет, журналов, радиостанций и, не побоюсь этого слова, телеканалов. И что делать ребятам и девочкам?» В результате молодежь пытается трудоустроиться хоть куда-нибудь, и молодым людям приходится заниматься уже совсем не тем делом, которому их учили. Хотя спикер признал, что так в России обстоят дела не только с журналистами: «Так со всеми».

Ну и конечно, не обошлось без журналистских баек, а точнее – былей. Андрей Туманов вспомнил времена своей работы в программе «Времечко». Как-то раз будущий депутат «вбросил» (просто выдумал) новость про то, что некий красноярский селекционер якобы вывел новый сорт культуры и решил назвать его именем тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина. Юмор заключался в том, что «селекционер» занимался выведением новых сортов хрена. Новость прошла и забылась, однако дала о себе знать спустя примерно десять лет. «Я листал справочник новых регистрируемых культур и увидел: «хрен, сорт «Борис Ельцин», – пояснил Туманов. – Выведен уже после той информации». Однако Наталья Великая предостерегла журналистов заниматься такими «вбросами», особенно в сфере политики. Ведь они могут повлиять на реальность и там.