«Держи марку!»

Оценить
«Держи марку!»
Великий британский фантаст Терри Пратчетт скончался весной прошлого года, однако за свою долгую жизнь он успел написать так много, что издательства и переводчики не справляются...

Великий британский фантаст Терри Пратчетт скончался весной прошлого года, однако за свою долгую жизнь он успел написать так много, что издательства и переводчики не справляются: несколько его книг, в том числе и из знаменитой серии «Плоский мир», до сих пор не переведены. Хотя место действия романов цикла охватывает весь мир (в травестированном виде, конечно), многие произведения возвращают читателя в безумно-веселый мир города Анк-Морпорка, где наряду с людьми живут сверхъестественные существа и порой неплохо ладят.

Роман «Держи марку!» (М., «Э», 2016) появился на русском языке через четырнадцать лет после выхода на языке оригинала (и через шесть лет после выхода на телеэкраны британского мини-сериала «Опочтарение», где роль главного злодея сыграл сам Дэвид Суше). Как известно, внутри большого цикла имеются мини-циклы, связанные общими героями (ночные стражники, ведьмы, чародеи из «Незримого университета», Смерть и др.) Это первая книга из мини-цикла об авантюристе Мокрице фон Липвиге, обаятельном жулике, не вполне добровольно вставшем на путь исправления.

Автор иронических книг о Плоском мире уже испытал на прочность такие явления, как Кинематограф, Театр Шекспира, Рок-музыка, Древняя История, Опера, Драконы, а теперь замахнулся аж на вселенную Почты. До сих пор этот важнейший государственный институт в Анк-Морпорке пребывал в упадке (не было средств и не было по-настоящему буйных руководителей), и только амбициозный жулик и хитрован может вернуть его жителям города, особенно если альтернативный вид связи – семафорная – оказывается в кризисе. Оттолкнувшись от классического авантюрного сюжета с героем-трикстером во главе, писатель сумел соединить ироническую фэнтези с безусловным детективом.

Мокриц интересен уже тем, что в предыдущую жизнь он тратил свои таланты только на то, чтобы улучшить собственное существование, а теперь, после имитации казни и утраты прежнего имени (впрочем, вымышленного), ему приходится помогать другим – причем не имея от этого никакой выгоды, кроме скромного казенного жалованья. Сперва, как положено, новая реальность раздражает Мокрица, но постепенно он становится заложником роли Хорошего Человека и уже не может выйти из нее – в этом смысле персонаж Пратчетта похож на персонажа фантастического романа Дэвида Брина «Почтальон» (и одноименного фильма с Кевином Костнером). Его борьба с Хватом Позолотом – это борьба с собственной темной сущностью, а финальная победа – трамплин для новых подвигов.

В ближайшее время на русском языке выйдут еще два романа о Мокрице, «Делай деньги!» и «На всех парах». Герой проведет в Анк-Морпорке денежную реформу и внедрит паровые машины... Возможно, в этом интереснейшем мини-цикле было бы куда больше книг, но Терри Пратчетт не успел их написать.