Вы тут для народа поставлены!

Оценить
Вы тут для народа поставлены!
Губернатор Саратовской области вспомнил сам и напомнил подчиненным, что работать надо не для отчетов, а для населения

Валерий Радаев пытается навести порядок в регионе. Так-то пора, конечно, не первый день же в губернаторском кресле сидит. Четыре года раскачивался и теперь вот требует результатов. Да явных, реальных, а не галочных. Главе областного министерства экономики и инвестиционной политики за отсутствие сказочных результатов уже досталось. Владимир Пожаров не глава более, у областного минэконома главы теперь нет. Министру строительства и ЖКХ Дмитрию Тепину за присутствие неуместных результатов строительства пока что вынесено преду­преждение. Вот буквально в минувший четверг на заседании областного правительства и вынесено. Губернатор сказал: или пусть работает на благо населения региона, или не работает вообще. И других министров, кстати, это губернаторское слово тоже касается.

В плюсе на десятую долю

Когда министр Дмитрий Тепин вышел на трибуну, чтобы доложить об успехах строительной отрасли в первом полугодии текущего 2016 года и планах на второе полугодие, разбора полетов ничто не предвещало. Дмитрий Валентинович, как и другие министры саратовского правительства, умеет выбирать для отчетов самые приятные цифры и показатели, демонстрирующие рост и свидетельствующие, что специалисты его ведомства, да и он сам, не зря едят свой хлеб.

Вот и сейчас, рассказывая о выполнении задания по вводу жилья, министр сообщил, что в январе-июне 2016 года введено 386 тысяч квадратных метров жилья. А это, извините, на 0,1% больше, чем за январь-июнь 2015 года. Здесь обязательно надо добавить для услады губернаторского слуха, что на фоне других регионов ПФО Саратовская область по данному показателю выглядит достойно – на 5-е место взобралась в рейтинге.

Всех работ по виду деятельности «Строительство» в нашем регионе за январь-июнь 2016 года выполнено на 20,9 млрд рублей, что больше аналогичного периода прошлого года уже на 13%. О том, как влияет на эти цифры инфляция, например, конечно, не объяснялось. Главное, в отчете цифры смотрятся прилично – и ладно.

Если говорить о самом масштабном строительстве – возведении многоэтажных домов, то их за полгода по всему региону построили 31 штуку. 70% из них (23 дома) – эконом-класса.

Планов на второе полугодие больше и свершения в нем будут значительнее. До конца года застройщиками планируется ввести в эксплуатацию 85 многоквартирных жилых домов общей площадью 630 тыс. кв. м. Большую часть жилых высоток – 53 дома общей площадью 482 тыс. кв. м – естественно, возведут в Саратове. Здесь застраивается сразу несколько микрорайонов (Солнечный-2, «САЗ», «Изумрудный» и «К-16» и др.).

Супервысотное строительство Саратовской области тоже не чуждо. 36-этажный дом ЖК «Елена» в районе Предмостовой площади всем известен. По саратовским меркам – это уже небоскреб. Большинство высоток все-таки несколько скромнее: 25-этажные дома ЖК «Лазурный» на пересечении улиц Астраханская, Шелковичная и Пугачевская, 25-этажный жилой дом ЖК «Дубль» на ул. Чернышевского, 25-этажные жилые дома микрорайона «Изумрудный» и др.

Малоэтажное строительство в Саратовской области, по словам Тепина, тоже развивается и быстро. И понятно, мол, почему.

Вы тут для народа поставлены!«Малоэтажные постройки возводятся гораздо быстрее, чем многоэтажные здания, и при этом значительно превосходят их по многим критериям. Основное преимущество, которым обладают малоэтажные здания, это возможность создания дома или коттеджа, полностью соответствующего потребностям конкретного заказчика, который будет оптимально отвечать нуждам семьи», – отмечает министр.

Примеров комплексной малоэтажной застройки в регионе тоже хватает. Вокруг Саратова растут коттеджные поселки «Курдюмский пляж», «Дубки-хаус», «Новогусельский», «Волжский прайд», «Hermes», «Родные просторы». В самом Саратове – «Английский парк», «Каштан», «Зеленая долина», «Южный склон», «Сосенки», «Вишевый сад». Рядом с Саратовом, то есть в Энгельсском районе, – «Малинки» и «Парк Хаус».

Жилищные госпрограммы, ясное дело, реализуются и уже дают свои результаты. Во втором полугодии 2016 года ожидаются первые итоги по новой госпрограмме «Жилье для российской семьи».

«В рамках программы на территории области до 31 декабря 2017 года планируется ввести в эксплуатацию не менее 155 тысяч квадратных метров общей площади жилья экономического класса дополнительно к ранее запланированным объемам жилья, – говорит министр Тепин. – Шесть проектов уже отобрано, и в рамках их реализации планируется построить 116 тысяч квадратных метров жилья эконом-класса. Уже до конца текущего года по программе планируется ввод первых 10-этажных жилых домов ЗАО «Сартехстройинвест» общей площадью 29 тысяч квадратных метров в микрорайоне № 10 жилого района «Солнечный-2» в городе Саратове».

Значит, это кому-нибудь нужно

Иными словами, задание на ввод жилья в Саратовской области выполняется добросовестно. Другой вопрос, куда его столько строится? Продается ли оно вообще, потому что, судя по черным окнам новеньких коробок, каждая вновь построенная многоквартирная высотка заполнена на четверть в лучшем случае.

Тепина на заседании правительства об этом спросили. И министр ответил, что спрос на квадратные метры имеется. Не распродано на сегодняшний день всего 400 тыс. кв. м.

«Главным индикатором продаж для нас является ипотечное кредитование. А ипотека в этом году, по сравнению с прошлым годом, выросла на 44%», – сообщил министр. По его словам, по состоянию на 1 июня выдано 4607 ипотечных жилищных кредитов на сумму 6 млрд 436 млн рублей. И это свидетельствует о том, что продажи идут и идут хорошо.

Чтобы продажи шли еще лучше, по словам Тепина, нужно развивать механизм жилищных накопительных кооперативов.

«Преимущества ЖНК по сравнению с ипотекой – это низкие проценты по заемным средствам и меньшие дополнительные расходы при получении займа, минимальный первоначальный взнос, отсутствие необходимости подтверждать свои доходы, любая кредитная история. Кроме того, существует возможность зачесть имеющееся жилье или жилищный сертификат в качестве взноса в кооператив», – подчеркнул министр. И добавил, что сейчас в нашем регионе ведется работа по созданию первого ЖНК Саратовской области, но когда эта работа закончится, министр не сказал.

Или работаете, или вместо вас будут работать

Страшное началось потом. Когда у Тепина спросили про создание инфраструктуры вокруг новых жилых домов, которые, как указал сам министр, в Саратове строятся целыми микрорайонами.

Дмитрий Валентинович подвоха в вопросе не заметил и бодро отрапортовал, что ни одно разрешение на строительство не выдается без подтверждения ресурсоснабжающими организациями возможности подключения к коммунальным сетям. Кроме того, министр отметил, что проекты строительства домов высокой плотности не проходят мимо общественности, то есть выносятся на публичные слушания и реализуются с одобрения горожан. Что касается застройки в историческом центре города, то тут, мол, действует ограничение по высотности.

Однако вопрошающие под инфраструктурой имели в виду не только коммунальную составляющую, но и социальную (садики, школы, поликлиники, парки и скверы), и в особенности парковки и подъездные дороги. Причем привели в пример столицу, где при строительстве домов эконом-класса в обязательном порядке закладывается строительство как минимум одного машиноместа на придомовой парковке на квартиру. А в элитных домах – по три машиноместа. Тепин заявил, что вопрос про парковки правильней было бы адресовать руководству муниципалитета, потому что именно там определяются требования к машиноместам – гостевым и прочим.

И тут в разговор вмешался губернатор, который в довольно резкой форме высказал министру просьбу не увиливать. Губернатор авторитетно подтвердил, что инфраструктуры при новых домах нет никакой, когда построится – неизвестно, и кем будет эксплуатироваться – тоже. Да и с обликом города, по словам губернатора, все не так благополучно и мило, как обрисовывает министр строительства. Откуда, спрашивается, в центре 16- и 25-этажки при действующем-то ограничении на высотность?!

«Саратов – практически единственный купеческий город на Волге. И в гимне Саратова об этом поется. Так его надо сохранить! В Казани не трогали этот центр. Конечно, очень выгодно строить высотки тому, кто строит. А что потом? Парковок нет, нагрузка на инфраструктуру в сотни раз увеличивается. Не выйти из двора, не зайти, по Чернышевского не проехать. Что это? На публичные слушания будем переводить? А кто публичные слушания представляет? Эксперты?» – возмущался Валерий Васильевич.

Общественная палата, по словам Радаева, тоже виновата. Она должна по-другому работать. Замечать, что творится, и препятствовать безобразию.

«Александр Соломонович, остановите эту стройку! Остановите, со всеми структурами вместе. И пускай она в подвешенном состоянии останется. Посмотрите новые комплексы застройки. Вы нам рассказываете про авиационный завод. Построят там жилье, а где будут детские сады, школы, поликлиники и другие инфраструктурные объекты? Они куда эту нагрузку перенесут, они опять нам будут транспортный коллапс создавать? Пока там ничего не построили, пусть делают сначала инфраструктуру, а потом коммерческое жилье. И больше на это глаза закрываться не будут в Саратове, имейте в виду, – бушевал губернатор. – Хочет министр работать на своей работе – будет работать для населения, хочет глава работать – будет работать для населения. Нет – будут работать те, кто хочет работать для населения. И для города Саратова, и для других муниципальных образований!» – пригрозил глава региона. И даже объявил в розыск виноватых. Велел найти тех, кто выдавал разрешения на строительство и подписывал сопровождение по нормативам. Обещал в ближайшее время собрать специальное совещание, где будет решаться судьба виноватых. Правоохранительные органы, говорит, тоже привлечет, и бдительность за строительством усилится. Такие вот страшные дела.

Пассажирам можно жаловаться, а министрам – решать

Вы тут для народа поставлены!По велению губернатора контроль усилится и за общественным транспортом. Это уже в рамках рассмотрения другого вопроса было объявлено, ответчиком по которому был министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков. Чурикова за духоту в пассажирских автобусах губернатор отчитал чуть раньше, поэтому на заседании правительства его уже не ругал. Хотя и было за что, и есть за что. В автобусах, между прочим, прохладней не стало.

Но вместо губернатора с министра спрашивал Александр Ландо, председательствующий в Общественной палате области. Интересовался ходом выполнения радаевского распоряжения о наведении порядка в общественном транспорте. Если с кондиционерами вопрос решить, мол, не получается, то как там хотя бы с чистотой и проветриванием подсуетиться?

Чуриков заявил, что проведен уже целый ряд мероприятий, в ходе которых даже были найдены нарушения – системы вентиляции во многих автобусах оказались неисправными. Перевозчикам велели исправить.

«Было дано распоряжение в особо жаркие часы дня использовать автобусы, имеющие максимальные возможности вентиляции или кондиционеры. Мы выезжаем на предприятия и контролируем выполнение этих условий», – заверил министр.

Валерий Радаев рекомендовал эту работу – мониторить и контролировать – непременно продолжать. Более того, Валерий Васильевич поделился с минтрансом идеей того, как сделать процесс мониторинга и контроля еще более эффективным – создать систему «пассажирского контроля». То есть, по задумке главы региона, пассажиры сами будут указывать на недостатки того или иного маршрута (не только городского, но и пригородного, и межгородского, и межпоселкового) или конкретного автобуса, а ответственные лица будут проблему решать.

«Должна быть постоянная обратная связь с жителями области, а не от случая к случаю, как это делается сегодня. Только будучи на постоянных коммуникациях с населением, мы сможем влиять на процессы в сфере транспортного обслуживания пассажиров», – заявил губернатор. – Ежедневно услугами автотранспорта пользуются тысячи пассажиров. Важно обеспечить им комфортное передвижение. Уже есть первые положительные результаты, поэтому останавливаться нельзя».