Недосягаемый Рио
Стресс от последних двухнедельных гаданий по поводу судеб российских спортсменов в Рио-де-Жанейро еще остался, а от новостей по теме допинг-скандала уже рябит в глазах. Вести о выигранных сражениях в отдельных спортивных федерациях, равно как и о потерянных бойцах, появляются как сводки с фронта. В этом году россиянам предоставлена возможность болеть, молиться за своих спортсменов, проклинать недоброжелателей задолго официального начала Олимпийских игр.
Допинговый скандал, в центре которого оказалась Россия, начался еще в декабре 2014 года, когда немецкий телеканал ARD выпустил об этом фильм. Вышедший за месяц до Олимпиады доклад независимого эксперта Ричарда Макларена, который был сделан по заказу Всемирного антидопингового агентства, показал, что в России действует государственная система поддержки допинга. Положительные пробы якобы скрываются или уничтожаются и подменяются на чистые. 24 июля МОК принял судьбоносное решение: российские спортсмены должны понести коллективную ответственность, и к ним не может быть применена презумпция невиновности. Тем не менее, МОК счел, что просто запретить всем российским атлетам участвовать в Олимпиаде нельзя. Решение по каждому спортсмену должны принимать международные спортивные федерации. Среди них есть как совершенно лояльные к России (например, UWW – Объединенный мир борьбы), так и принявшие самую жесткую позицию по отношению к российским спортсменам (больше всего досталось легкоатлетам, существенные ограничения на участие у пловцов и гребцов).
Без путевок на Олимпиаду остались и двое представителей Саратовской области: Кира Степанова (гребля на байдарках и каноэ) и Юлия Потапова (академическая гребля) по принципу коллективной ответственности лишились возможности поехать на Олимпиаду, несмотря на то, что сами никак не были замешаны в скандалах с допингом. Остальные шестеро саратовских спортсменов не меняют своих планов. На днях в Бразилию отправится Илья Захаров, к середине августа в Рио поедут триатлонистки Александра Разаренова и Мария Шорец, а также бадминтонист Владимир Мальков. Капитан сборной России по боксу Артем Чеботарев и представитель яхтенного спорта Людмила Дмитриева уже находятся в столице Олимпиады, – рассказали представители областного минспорта на прошедшей в пятницу пресс-конфренции.
Тем временем президент РФ ситуацию с недопуском российской сборной на Олимпиаду назвал вышедшей за рамки здравого смысла, «недальновидным политиканством». И пообещал усилить борьбу с допингом: создать специальную комиссию, на этот раз «независимую». До этого две структуры, занимавшиеся этой проблемой, успешно осваивали до миллиарда рублей в год на антидопинговые мероприятия.
Так кто виноват в этой долгой печальной истории, спросили мы жителей Саратова, и получили самые разные ответы.
Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы, президент футзального клуба «Волга»:
МЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ОЧИЩЕННЫМИ, БЕЛЫМИ, ПУШИСТЫМИ – БЕЗ КАКИХ-ЛИБО НАМЕКОВ И ПОЛУТОНОВ
Я думаю, в данном случае сыграла главную роль такая вещь, как репутация. Репутация складывается не за день и не за два, а за длительное время. В данном случае речь идет о репутации не только спортсменов, не только спортивной составляющей жизни страны, не только тех, кто отвечает конкретно за спорт, – а в целом о разных вопросах взаимодействия с партнерами, с другими странами, с другими организациями, спортивными и не только. Да, за последнее время у нашей страны в мировом сообществе сложилась не очень хорошая репутация. То, что произошло – это, безусловно, последствие череды событий последних лет.
Если говорить о спортсменах, я считаю, что спортсмены не виновны. Ну, если и есть виновные спортсмены, которые принимали допинг, то не в полном объеме и не в первую очередь они. Я имею некое отношение к спорту и понимаю взаимоотношение тренера и спортсмена. Даже на нашем уровне любительского спорта или полупрофессионального спорта, в первую очередь для молодых спортсменов, тренер, руководитель команды – это непререкаемый авторитет. И если тренер говорит, что это безопасно, это для того, чтобы ты хорошо спал или для того, чтобы снять нагрузки после тренировки, или для того, чтобы вывести молочную кислоту, то спортсмен берет и принимает таблетки. Я думаю, что большинство спортсменов, в том числе самого высокого класса, подчиняются тренеру, врачу, менеджеру.
Если говорить в целом о нашем спорте, то я считаю, что виноват тот, кто отвечает за спорт, кто всегда на экранах телевизоров, тот, кто принимает решения, которые потом исполняются. Я имею в виду министра спорта Мутко (выше заглядывать некуда; те, кто выше, какую-то свою лепту тоже внесли, но не настолько весомо). А если человек стоит во главе спорта – по-хорошему, он должен принимать здравые решения, а не тянуть спорт за собой и своей репутацией вниз. Раз уж в нашем государстве решили очиститься от допинга.
Я уверен, что наши спортсмены намного чище тех, кто нас сегодня проверяет. Просто мы попали в такую ситуацию, когда за нами следят. Остальные просто не попались, или просто не проверялись, или просто их пробы, подобно американским, утратились или куда-то делись. В этой ситуации мы должны пройти весь путь до конца для того, чтобы войти в мировое спортивное сообщество очищенными, белыми, пушистыми, такими же, как все. Сейчас реально нужно, чтобы наши спортсмены стали лучше, чище, честнее. Без каких-либо намеков, без каких-либо полутонов, только чистыми!
Александр Пономарев, председатель молодежной организации «Наш выбор», член общественного совета при правительстве Саратовской области:
БОЯТСЯ КАК НАШУ СТРАНУ, ТАК И ВСЕХ НАШИХ СПОРТСМЕНОВ
Для меня Олимпиада – это не просто соревнования, это нечто большее. Во-первых, я сам спортсмен, во-вторых, мне доводилось принимать участие в организации Олимпийских Игр, и я знаю всю эту кухню изнутри.
То, что у наших спортсменов возникли проблемы с прохождением на Игры, это плохо. Даже те, кто в итоге получил одобрение, испытали на себе неслабый стресс, чего никак нельзя допускать перед соревнованиями.
Я не большой специалист во внешней политике, но думаю, что всему виной агрессия стран Запада. В спорте прием запрещенных препаратов – дело распространенное. Уверен, с таким же успехом можно было бы придраться абсолютно к любой сборной. Но придрались к нашей. Почему? Потому что боятся – как нашу страну, так и всех наших спортсменов. И пусть мы в Рио не в полном составе, результат покажем достойный, победа будет за нами!
Георгий Пилипюк, юрист:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ – СВОЕГО РОДА ГОНКА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ, ТОЛЬКО КТО-ТО ВЕДЕТ ЕЕ ПОСТОЯННО, А КТО-ТО ПЫТАЕТСЯ ВЫЕХАТЬ НА СТАРЫХ ПРИЕМАХ
Думаю, что ответственность на 95% лежит на руководстве сборной, так как профессиональный спорт, естественно, не обходит стороной употребление препаратов, аналогичных мельдонию. Само собой, даже самые волевые спортсмены подвергаются более высокому давлению со стороны руководства, нежели со стороны общественности, поэтому рискнуть и выиграть, пусть не самым честным способом, – это еще один путь, на который спортсменов ставит нацеленное на результат руководство сборной. Всем давно известно, что многие спортивные школы в нашей стране слабые, исключений хоть пока и много, но мы видим, как со временем спорт в России деградирует.
Нельзя исключить тот факт, что спортивные соревнования носят также политический характер, но и полностью оправдываться им неприемлемо.
По поводу запрещенных препаратов можно сказать одно: мир не стоит на месте, выявляются старые препараты, а более новые – нет. Это своего рода гонка между государствами, только кто-то ее ведет постоянно, а кто-то пытается выехать на старых приемах.
Татьяна Сыркина, парикмахер:
ЭТО ХОРОШО СПЛАНИРОВАННАЯ АКЦИЯ США
По всему миру сложились русофобские настроения. Санкции, сбитый самолет, а вот теперь и Олимпиада... США имеет авторитет в МОК, в Гааге и вообще везде. Это их хорошо спланированная акция. Ну да, попались пару человек, но это не повод дисквалифицировать всю сборную. Помнится, когда американские пловцы попались на допинге, так юристы у них забили тревогу – и ничего, отбили их, поехали они на Олимпиаду. И сама суть запрета мельдония – это тайна. Никого не предупредили заранее и начали резать под корень.
Лев Журавлев, пенсионер:
РЫЛЬЦЕ В ПУШКУ У НАС У САМИХ
Проблема в том, что нужно воспитывать спортсменов, а у нас это делать разучились. Это корень всех нынешних бед. В годы моей молодости были уличные команды, мы ездили на соревнования в другие города, все были наши, доморощенные. А сейчас футболисты – сплошь наемные: то негры, то еще кто-то, и все получают бешеные зарплаты. С футбола все началось, а дальше, думаю, распространится на другие виды спорта: когда оттуда уйдут нынешние рекордсмены, новых может не появиться.
В том, что у наших спортсменов обнаружился допинг, виноваты опять наши. Почему не проследили ситуацию? Тот же Мутко что, не знал всех эти гадостей? Знал. И даже, возможно, сам давал указание спортсменам употреблять допинг. Все это замасливали. А потом вон тот мужичок, который в Америку-то убежал (возможно, имеется в виду экс-глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. – Прим. ред.), где-то проболтался, его хотели посадить, а он раз – и убежал. Рыльце в пушку у нас у самих. Надо было доглядывать, проверять, а у нас этого не делали.
Путин, по моему субъективному мнению, не знал о том, что происходит в российском спорте. Знал бы – давно выкинул бы всех подряд, кто виновен в этом бардаке, включая Мутко. Сам Путин отказался ехать на Олимпиаду в Рио потому, как мне кажется, что побоялся за свою репутацию, побоялся обвинений в свой адрес.
Иванна Орлова, собственный корреспондент ТАСС по Саратовской области:
РЕБЯТА НЕМНОЖКО ЗАЕЛИСЬ
Я бы к этому спорному вопросу о допинге подошла с позиции «ты есть то, что ты ешь». Я, конечно, сильно не в теме, свечку, что называется, не держала этим спортсменам. Но если бы их не вводили целенаправленно в заблуждение на тему того, что они принимают или не принимают, и не скармливали запрещенные препараты под видом витаминок, то некоторую долю их вины я бы там нашла. А так – что, в конце концов, мы можем знать об этом наверняка?
Позабавило заявление о том, что на борьбу с допингом у нас, оказывается, ежегодно уходило порядка миллиарда рублей. Как житель Саратова, города, в котором нет дорог, я отношусь к таким расходам примерно так же, как к зайчикам из цветов в районе Южное Бутово Москвы. Ребята немножко заелись.
Сергей, экономист:
Я НАДЕЮСЬ, ЧТО РАСХОДЫ НА БОРЬБУ С ДОПИНГОМ НЕ УВЕЛИЧАТСЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ
Складывается впечатление, что западные страны не хотят пускать наших спортсменов на Олимпиаду. Я думаю, в других странах тоже употребляют допинг, но, наверно, не все – всё равно борьба за честных спортсменов ведется.
Может быть, у нас в стране на борьбу с допингом тратятся большие деньги, но судя по тому, что не допускают наших спортсменов на Олимпиаду в Рио, тратятся не очень эффективно. Теперь вот президент дал поручение усилить борьбу с допингом, создать независимую комиссию. Я надеюсь, что миллиардные расходы на эти цели не увеличатся в несколько раз, ведь есть другие, более важные проблемы. Ну, будем надеяться, что к следующей Олимпиаде уже не будет больше таких происшествий.
Поможет ли увольнение чиновников от спорта выйти из этой сложной ситуации? Сложно сказать. Если судить по футболу, сколько наших тренеров ни увольняли, лучше российский футбол от этого не стал.
Екатерина Коннова, бухгалтер:
СПОРТСМЕНЫ РАДИ ПРИЗОВЫХ МЕСТ ГОТОВЫ НА ВСЕ ЧТО УГОДНО
Я считаю, что во всем, что делается в нашей жизни, виноваты мы сами. Наших спортсменов же никто не заставляет употреблять допинг. Спортсмены сейчас хотят получать большие зарплаты и ради призовых мест готовы на все что угодно! Поэтому что уж тут говорить... Просто некоторых невиновных спортсменов мне очень жалко.