Ловись, рыбка, хоть какая-нибудь
Недавно на глаза попалась серия фотографий столетней давности. Волжские рыбаки со своей добычей. Огромные рыбины весом до полутора тонн. Подобных осетров и белуг сейчас не встретишь. Впрочем, экземпляры меньших размеров тоже большая редкость. Сегодня поймать щуку или сома килограммов на пять – для любителя рыбной ловли уже считается большой удачей.
Уверена, далеко не все саратовцы пробовали уху из стерляди, хотя эта рыбка красуется на гербе родного города. Наше поколение еще может полакомиться судаком и сомом, а какова на вкус черная икра – или не знали, или забыли. А внуки, боюсь, даже лещей будут рассматривать на картинке или в музее. Рыба в Волге исчезает.
Да и сама Волга потихоньку умирает – мельчает, заиливается, зарастает кувшинками. Густые заросли камыша по берегам похожи на непроходимые джунгли. Протоки мелеют, некоторые пересыхают. А длинные водоросли образуют целые плавучие острова, между которыми и на лодке не всегда пройдешь. Цветущими желтыми кувшинками теперь можно полюбоваться не только в затхлых заливчиках, но и на набережной – на коренной Волге, где есть течение и подобных растений быть не должно.
Причины умирания Волги известны. Одна из них – строительство плотин. В середине прошлого века ими перегородили всю Волгу, превратив великую реку в каскад малопроточных водохранилищ. Резко уменьшилась скорость течения воды. И Волга постепенно превратилась в цепь болот с непрозрачной от постоянного зеленого цветения водой.
Понятно, что убрать с Волги все плотины в настоящее время вряд ли получится. Но можно хотя бы очистить протоки и русло от камышей и водорослей.