«Лучшее. Робот-зазнайка»

Оценить
«Лучшее. Робот-зазнайка»
Есть мнение, что к классике англо-американской фантастики относятся произведения, созданные писателями, чьи имена вошли в золотой фонд западной science fiction 40 – 60-х годов.

Есть мнение, что к классике англо-американской фантастики относятся произведения, созданные писателями, чьи имена вошли в золотой фонд западной science fiction 40 – 60-х годов. Айзек Азимов и Рэй Брэдбери, Фриц Лейбер и Пол Андерсон, Теодор Старджон и Клиффорд Саймак, Уильям Тенн и Фредерик Браун. И другие. Среди авторов, признанных «отцами-основателями» жанра – в современном виде, – непременно стоит назвать и знаменитого американского фантаста Генри Каттнера. «Лучшее. Робот-зазнайка» – под таким заглавием вышел первый том двухтомного собрания произведений Каттнера (СПб., М., Азбука-Аттикус), составленного Александром Жикаренцевым.

Каттнер родился в 1915 году, скончался в 1958 году. Первый свой рассказ («Кладбищенские крысы») он опубликовал в 1936 году, за ним последовали еще несколько мистических новелл. Жанр science fiction он освоил чуть позже, наибольших высот достиг в 40-е годы, когда работал в соавторстве со своей женой Кэтрин Мур. В Советском Союзе Каттнера печатали не очень охотно – до перестройки вышла всего одна книга, сборник «Робот-зазнайка» в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир». Только после 1991 года в России и ближнем зарубежье были изданы десятки книг писателя – в самых различных межавторских сериях. Впрочем, даже на фоне упомянутых изданий данный двухтомник выделяется – благодаря особой тщательности подбора текстов.

Надо признать, составитель поступил чрезвычайно разумно, включив в сборник, по преимуществу, произведения малой формы. Не секрет, что романы и большие повести автору удавались значительно хуже, чем рассказы – крупная форма мастеру афористичных и парадоксальных сочинений была, как видно, противопоказана (в этом Каттнер похож на своего украинского коллегу Бориса Штерна).

Таким образом, в упомянутый сборник Каттнера вошли самые-самые известные новеллы вроде цикла о мутантах Хогбенах («Котел с неприятностями», «Профессор накрылся» и др.) или изобретателе Галлагере («Робот-зазнайка», «Этот мир – мой» и др.). Это эталонные произведения, где правят бал юмор, острый сюжет и умение автора достигать неожиданных развязок. Кроме того, в сборник включены, разумеется, и более мрачные рассказы: «Лучшее время года», «De Profundis», «Порочный круг», «Все тенали бороговы...», «Большая ночь», «Только не смотрите» и др. По сути, составитель и редактор допустили лишь один просчет: они вынесли в выходные данные книги и на обложку только имя Генри Каттнера, оставив за кадром его соавтора Кэтрин Мур. Чем объясняется эта явная несправедливость, непонятно.