Аптека у театра

Оценить
Фармацевты обучались ремеслу у известных мастеров

Мысленно поделите старую часть города Саратова на две половины по улице Московской. И представьте себе, что до революции в сторону Глебучева оврага существовало лишь две аптеки «на горах». А если поделить город по улице Ильинской (Чапаева), то и здесь существовали лишь две аптеки: на Камышинской и Б. Горной и у Общедоступного театра за Полтавской площадью (Детский парк). Остальные располагались в центральной части города.

Вячеслав Давыдов, краевед

Дворовые места на окраине города, у театра (ныне драматический им. И. А. Слонова) и, в частности, по улице Малой Царицынской (Слонова), стали раздавать горожанам лишь в начале второй половины XIX века, но уже к 1870 году на будущем месте аптеки существовал, как того и требовал Строительный устав, двухэтажный угловой, обложенный кирпичом жилой дом.

В Саратове долго и весьма успешно вел свою предпринимательскую деятельность провизор Александр Георгиевич Фридолин, аптека которого располагалась на углу Ильинской (Чапаева) и Б. Кострижной (Сакко и Ванцетти) улиц. В 1900 году, когда его «Старо-Ильинская аптека» праздновала 35-летний юбилей, он был уже титулярным советником, магистром фармации и сверхштатным фармацевтом врачебного отделения Саратовского губернского правления. У него работало несколько помощников, среди которых был и младший брат Георгий Георгиевич Фридолин.

В начале ХХ века несколько фармацевтов подали прошение на имя губернатора об открытии в городе шестнадцати новых аптек. Но главным для решения губернатора было мнение владельцев уже существующих аптек, в том числе и Александра Фридолина. В конце долгих прений пришли к согласию о целесообразности открытия только 10 новых аптек на окраинах. Не последнюю роль в пользу открытия новых аптек сыграл факт обучения просителей фармацевтическому ремеслу у известных учителей.

В архивных документах читаем: «... между нами есть люди, долгое время служившие в аптеках центра, как Зигель – 4 года в аптеке господина Талена, и Фридолин (имеется в виду Георгий Георгиевич. – Авт.), прослуживших всю свою практику в аптеке Альтшуллера и Мовшовича (арендаторы у А.Г. Фридолина. – Авт.)».

Георгий Георгиевич Фридолин жил тогда на углу Константиновской (Советской) и Царевской (Пугачева) улиц в снятой квартире и, конечно, желал открыть здесь, за Полтавской площадью, свою собственную аптеку. В 1903 году он открывает и аптеку, и аптекарский магазин.

В 1905 году его заведение подверглось разгрому и грабежу. Это случилось после царского манифеста от 17 октября, когда по Российской Империи прокатилась волна еврейских погромов. Толпа численностью около 25 человек набросилась на магазин, в котором был только помощник аптекаря И. Маркевич. Нападавшие разбили окна, выломали двери и ворвались внутрь, поломали все полки, разбили зеркальные стекла в шкафах. Толпа разграбила запасы медикаментов и иных товаров. Затем аптеку подожгли, и нападавшие быстро разбежались. Полиция никого не успела задержать.

Аптеку Фридолин перенес на угол Малой Царицынской и Железнодорожной улиц, в дом домовладельца Я.А. Васильева, а вскоре купил на противоположном углу домовладение, где выстроил двухэтажный каменный дом с подвалом и помещением для аптеки на первом этаже. Здание стало архитектурным акцентом на пересечении двух улиц. Фасад дома «со скобой во двор», то есть в форме буквы «Г», по улице М.Царицынской был сделан по всей линии домовладения, а по улице Железнодорожной простирался на половину длины двора. Выстроено здание было в стилистике модерна, с использованием мотивов и приемов архитектуры классицизма. Фасады здания украшала архитектурно-художественная лепка с растительными и мифологическими сюжетами.

В мае 1917 года провизор Георгий Фридолин всю свою недвижимость «со всем домовым устройством: водопроводом, ванными с колонками, переносными плитами, линолеумом, электрическими проводами и арматурой во всех квартирах, в помещении аптеки и в подвальном помещении в полном составе» продал мещанину Г.А. Соколину. Цена была весьма солидной – 100 тысяч рублей, причем 25 тысяч он получил сразу, а остальные деньги должен был получать в рассрочку.

Через полгода новая советская власть объявила об отмене частной собственности на домовладения в Саратове. Но здание, отданное в 1918 году под коммунальные квартиры, сумело сохранить аптеку, получившую вместо имени владельца просто порядковый номер – «Аптека № 5», которая продолжает исправно функционировать в этом здании.

Часть помещений внизу занимает детская студия «38 попугаев». Верхний этаж – жилые квартиры.