Эта песня пока без конца

Оценить
Строительство саратовского аэропорта – дорогое и опасное удовольствие

Правительство Саратовской области ищет нового подрядчика на проект аэропорта в Сабуровке. На этот раз правительству нужна компания, которая построит дорогу к аэропорту – подъезд с северной стороны должен начаться от села Шевыревка. Для жителей Саратова начало движения – по Усть-Курдюмской трассе, далее по развилке – поворот на Вольск.

Стоимость этого контракта – 4,07 миллиарда рублей – сопоставима с ценой проекта строительства первой очереди аэропортового комплекса, реализация которого буксует из-за судебных разбирательств заказчиков с подрядчиками.

Нужен подъезд туда, где ни коня ни воза

Сдать в эксплуатацию подъездную дорогу к новому аэропорту, согласно конкурсной документации, необходимо не позднее декабря 2018 года, а сами работы требуется закончить к 30 сентября того же года. Строительство должно осуществляться в три этапа и начаться уже в текущем 2016 году. Поэтому заявки от потенциальных исполнителей принимаются до 1 августа, а рассматриваться они будут уже 5-го. Время-то поджимает, впереди зима, когда дороги в нашем климате не укладывают.

Из требований к будущему подрядчику можно выделить ограничение по происхождению: к конкурсу не допускаются турецкие компании, а также организации, контролируемые ими. Кроме того, стать участником тендера нельзя компаниям, засветившимся в реестре недобросовестных поставщиков. Всем остальным можно. То есть претендовать на 4 млрд могут фирмы из любой другой точки мира.

Еще одно обязательное условие – задаток в размере 162,8 млн рублей. Это значит, что будущий подрядчик должен быть достаточно состоятельным и стабильным, чтобы оперировать такими суммами.

Строиться дорога к аэропорту будет на деньги бюджета. Федерального. Но ведь и они должны быть под контролем. Суммы-то фигурируют немаленькие. На текущий год Москва выделила нам почти 626 млн рублей.

Предполагается строительство уровневой дороги высшей категории с несколькими развязками, в том числе с пересечением железной дороги. Строительство будет вестись в два этапа. Первый этап – до 2018 года, второй этап – до 2020-го. Общая стоимость оценивается в 6,5 миллиарда рублей. На первом этапе стоимость работ составит 4,1 миллиарда рублей.

Сколько километров дороги, общая протяженность которой составит 12,3 км, должны успеть положить в текущем году, не уточняется. Но судя по всему – немного, потому что дорожное строительство очень зависит от погодных условий (асфальт, например, нельзя класть на мокрое основание, а использование литых и холодных смесей, применять которые допустимо при небольших осадках, возможно только при температуре не ниже минус 5-10 градусов Цельсия), а скоро осень – не самое сухое время года.

Опять же неизвестно, и из конкурсной документации узнать это невозможно, должен ли подрядчик вообще начинать стройку в этом году, или он будет на эти деньги заниматься разработкой проектной документации, как водится.

Пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, которое в этом тендере выступает заказчиком, важный момент прояснить не смогла. Здесь просто сказали, что деньги выделены и работы начнутся. Какие именно работы – в пресс-службе не знают, потому что «перед глазами проекта нет».

Однако когда проект северного подъезда впервые презентовали саратовской общественности, руководители областного минтранса говорили, что первый этап строительства синхронизируют со строительством аэропорта, которым сейчас, кстати, вообще непонятно кто занимается и занимается ли. Каким образом должна произойти синхронизация двух частей проекта – тоже никто не объясняет. Подрядчиками по строительству аэропорта «Центральный» были уже две компании и обе погрязли в судебных разбирательствах, пытаясь доказать свое право оставаться в этой роли и дальше. Конца и края этим разбирательствам пока не видно.

Грациозно стартовали

Ситуация вокруг нового саратовского аэропорта на сегодняшний день сложилась на самом деле занимательная. Ну а какой она еще могла бы быть, когда речь идет о дорогостоящем «мегапроекте», в котором замешаны солидные бюджетные деньги и который должен стать чуть ли не новой вехой в развитии Саратовской области и инструментом материального благополучия целого ряда саратовских предприятий и организаций. В том смысле, что в реализации любого крупного проекта на территории региона совершенно логично ожидать участия местных компаний. И первым подрядчиком действительно стала саратовская компания ПАО «Волгомост», честно выигравшая открытый конкурс. Контракт на сумму 3,8 миллиарда рублей с ПАО был заключен в декабре 2012 года.

«Волгомост» должен был построить аэродромную зону, то есть взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон будущего аэропорта, командный пункт и другие специфические объекты, включая установку локатора.

Напомним, что проект строительства аэропорта в Сабуровке осуществляется на условиях государственно-частного партнерства с участием трех сторон. За сооружение инфраструктуры – подъездных путей, подвод инженерных коммуникаций и связи отвечает субъект РФ, то есть правительство Саратовской области. За сооружение взлетной полосы, установку локаторов и прочей аэродромной инфраструктуры – федеральный центр – ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (Росавиация), на долю частного инвестора – УК «Аэропорты регионов» (ГК «Ренова») – приходится техническая территория, включая пассажирский терминал.

Так вот сейчас реализация проекта застопорилась на этапе сооружения взлетно-посадочной полосы. Отвечавшее с 2012 года за это строительство ПАО «Волгомост», успевшее выполнить ряд работ, из проекта было просто вышвырнуто.

И ушли в суды

Если коротко, то началось все с того, что заказчик (Росавиация в лице ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА)) решил изменить параметры проекта, чтобы сделать его еще более серьезным, чем он был до этого. Мол, если уж строить новый аэропорт, то таким, чтобы он мог принимать и отпускать большие тяжелые самолеты типа Boeing 767. Взлетно-посадочную полосу, стало быть, надо сделать длиннее и крепче, вслед за изменением этого параметра менять пришлось и остальные. По сути, проект аэродромной зоны пришлось переписывать заново. И все обязательства по расходам на проектирование ПАО «Волгомост» добросовестно взяло на себя. Полагая, очевидно, что для себя же и старается. К началу 2014 года корректировка проектной документации была завершена.

Однако для чиновников эта ситуация выглядела иначе: раз в дело принимается новый проект, то и конкурс на его реализацию среди подрядчиков тоже должен проводиться заново. Только для этого нужно было расторгнуть договор с нынешним подрядчиком. Расторжение договора с ПАО «Волгомост» велось через суд и поначалу могло показаться чистой формальностью. Дескать, сейчас этот договор расторгнут, а потом по итогам нового конкурса снова заключат. Такое развитие событий в начале процесса предрекали, между прочим, и представители областного правительства, и представители заказчика. Но на деле все получилось иначе. От слова «совсем».

Новый конкурс на выбор подрядчика на те же работы (строительство аэродромной зоны), который состоялся уже в 2015 году, тоже получился не таким, как ожидалось. ПАО «Волгомост» не было даже допущено к участию как несоответствующее требованиям конкурсной документации, а победителем была признана дагестанская компания «Мостоотряд-99» (АО).

Предполагалось, что новый подрядчик будет работать по новому проекту, который, напомним, заказал и оплатил 76 миллионами рублей саратовский «Волгомост», а потом (понятно для чего) передал его заказчику во временное пользование на семь лет за символическую тысячу рублей. Потеряв и проект, и место подрядчика, компания снова пошла в суд, где просила признать передачу проектной документации по строительству аэродромной зоны недействительной.

Арбитражный суд Москвы согласился, что данная сделка была совершена с серьезным ущербом для ПАО «Волгомост», и требование истца удовлетворил. Вслед за этим последовало признание судом недействительным и госконтракта с АО «Мостоотряд-99», так как в соответствии с соглашением с ФГУП «АГАА», «Мостоотряд-99» должен был разработать рабочую документацию на основе проектной, а последняя, согласно решению суда, передана ФГУП по недействительному соглашению. Это случилось в начале текущего года.

Довели до банкротства

В общем-то, судебные разбирательства – довольно растянутый во времени процесс. Не удовлетворившись решением одной судебной инстанции, можно обратиться к другой, вышестоящей. И ходить так в поисках правды годами. Решение суда о недействительности контракта с АО «Мостоотряд-99» вовсе не означает, что компанию тут же отстранят от работы. Государственная сторона ГЧП-проекта по строительству нового саратовского аэропорта именно так и считает. Региональное правительство хоть и выразило обеспокоенность судебным решением, менять ровным счетом ничего не стало.

АО «Мостоотряд-99», получившее аванс в размере миллиарда рублей, все это время продолжает себе работать над удлинением и усилением взлетно-посадочной полосы. Говорят, что закрыли обязательства перед заказчиком за пять месяцев на 3,5 миллиона рублей. Вместе с заместителем председателя областного правительства Василием Разделкиным представители компании решают вопрос по установке локационной системы. Подрядчик участвует во всех совещаниях, посвященных строительству аэропорта. Другими словами, строители ведут себя уверенно и спокойно, как будто все происходящее их не касается. Кстати, как писали СМИ, одним из акционеров этого дагестанского АО является депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Мурад Гаджиев, которому принадлежит 49% акций. Хотя может быть, этот факт в данной истории не имеет особого значения.

В начале июня 2016 года выяснилось, что решение московского арбитража о недействительности контракта с АО «Мостоотряд-99» все-таки было обжаловано и Росавиацией, и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Рассматривать их апелляционные жалобы будет 9-й арбитражный апелляционный суд, базирующийся в Москве.

Что касается ПАО «Волгомост», учитывая ряд побед в судах с госструктурами, у компании появляются все шансы вернуться к строительству аэропорта. На прошлой неделе стало известно, что на предприятии решением Арбитражного суда Саратовской области была введена процедура наблюдения.

Слетел по уголовке

Итак, совершенно очевидно, что саратовское ПАО «Волгомост» может вернуться в проект строительства нового аэропорта. И на аэродромную зону, и на северный подъезд к нему. Тем более, компания и занималась проектированием этой автодороги, за что ей до сих пор должны 145 миллионов рублей.

Есть ли шансы у нынешнего подрядчика – АО «Мостоотряд-99» – уже, правда, признанного недействительным? Ну, допустим, если в суде все же будет доказано, что свое место в проекте компания заняла законно?

Среди завершенных проектов компании значится реконструкция махачкалинского аэропорта, а также ряд дорог, мостов, тоннелей, отремонтированных и построенных ею, если верить сайту компании, в разных регионах России. Из первых уст узнать, интересен ли АО «Мостоотряд-99» тендер на право строить автодорожный подъезд к саратовскому аэропорту и будут ли они подавать заявку, нам не удалось. Секретарь гендиректора в приемной запуталась в коммутаторе и не смогла соединить нас ни со своим руководителем, ни с его пресс-службой. А потом и вовсе перестала отвечать на наши звонки. Но мы предположили бы, что интересен. Да и шансы, наверное, могли бы быть, если бы не некоторые обстоятельства.

АО «Мостоотряд-99» – не такая уж благополучная компания, какой хотела бы выглядеть. По последним данным, АО стало фигурантом уголовного дела в Красноярском крае. Еще в июне при проверке строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино в Красноярском крае, в котором участвовало выше обозначенное АО, обнаружилось, что фактически работы выполнены лишь по двум опорам моста вместо девяти. Однако, по заявлению Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, генподрядчик строительства – входящее в группу «Сумма» ООО «Стройновация» – принял у АО «Мостоотряд-99» невыполненные работы, выплатив компании 100,7 миллиона рублей. Это стало причиной возбуждения Абаканским линейным отделом внутренних дел на транспорте уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Станет ли заказчик строительства в Сабуровке рисковать проектом и настаивать на продолжении сотрудничества с «Мостоотрядом-99»?

Северный подъезд может вывести в тупик

По всему выходит, что есть смысл следить за этим северным подъездом. От объявленного тендера на строительство подъездной дороги к аэропорту можно ждать сюрпризов. Старых, потрепанных жизнью названий или новых чистых и незапятнанных имен. Если конкурс, конечно, вообще состоится. Потому что – помните – первый этап строительства синхронизируют со строительством аэропорта, ход которого держится в строгом секрете от журналистов.


[кстати сказать]

Объект стратегический. И строить его некому!

Размышляя над тем, кто мог бы ввязаться в одиозный проект «Аэропорт в Сабуровке», мы сами не увидели никого более-менее крупного, солидного и опытного в таких строительных проектах. И прямо попросили поделиться предположениями на этот счет зампреда правительства Саратовской области – куратора «мегапроектов» Василия Разделкина. Но он уже две недели недоступен для общения с журналистами, потому что «одно за другим идут совещания на тему строительства нового аэропорта». Закрытые, разумеется, для журналистов.

Согласился поговорить другой эксперт – Леонид Писной, гендиректор ЗАО «Саратовоблжилстрой», депутат Саратовской областной думы. Леонид Александрович подтвердил наши опасения. Он заявил, что в саратовском регионе нет ни одной компании такого уровня, чтобы потянуть столь серьезный проект. Есть, конечно, неплохие дорожные строители, но они недостаточно сильны.

«Это объект стратегический. Когда-то существовал такой орган, как Министерство транспортного строительства Советского Союза, и объекты такого уровня всегда отдавались на подряд только Минтрансстрою. В нем было несколько подразделений, строительных управлений, но в Саратове, к сожалению, никогда не было структуры «Главдорстроя». У нас был «Саратовавтодор», из которого в свое время вышел энгельсский «Автогрейд», и у них сейчас есть довольно качественная база и по оснащенности техникой, и по строительному контролю. Вольская дорожно-строительная компания «Автотрасса» тоже неплохая, – отмечает Леонид Александрович. – Заявиться на этот тендер может ведь любая компания, просто надо понимать, что у строителей под рукой всегда только печать, а все остальное надо перевозить. Перевозка необходимой техники в области дорожного строительства – проблема достаточно затратная. Когда-то и мехколонны перевозились на большие расстояния, а насколько сейчас это возможно – я даже не знаю, честно говоря. С другой стороны, – размышляет Писной, – дорожные строители – достаточно кочевой народ. И на М-4 (трасса «Дон». – Прим. ред.) работают прекрасно разные компании. Но пойдут они к нам или нет, как тут угадаешь?».

По открытым источникам мы посмотрели повнимательнее на АО «Автогрейд» и ООО «Автотрасса». В реализации крупных дорожных проектов они замечены не были. Работают без особых нареканий, в основном на небольших подрядах: ямочный ремонт, латание дыр и т.д. А вот как участники медийных скандалов отметились. «Автогрейд» судился с областным минтрансом из-за ремонта дороги Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград. Ремонт был выполнен, но не оплачен правительственной структурой. Решения суда в свою пользу дорожники добились только в июне текущего года, отсудив у минтранса 70 миллионов рублей. Так что, скорее всего, эти саратовские дорожные строители, имея печальный опыт реализации госзаказов, сами не захотят связываться с «северным подъездом», да и вряд ли потянут такой масштабный проект.

С другой стороны, еще в 2014 году саратовские СМИ связывали АО «Автогрейд» с именем областного депутата Николая Кузнецова, в прошлом руководителя дорожного комитета Владимира Илюшкина и бывшего офицера ФСБ и дорожно-строительного магната Сергея Шеметова. Понятно, что при таком уровне связей компания часто и, наверное, не беспочвенно мелькала в коррупционных скандалах.

Владельца ООО «Автотрасса» – бизнесмена Арарата Киракосяна – в 2013 году тоже подозревали в «особых» связях с представителями власти. В частности, с главами Вольского и Балашовского районов, где несмотря на «отвратительное качество работ» (так автовладельцы характеризуют выполненный «Автотрассой» дорожный ремонт) самые лакомые заказы доставались именно этой дорожно-строительной компании. По странному стечению обстоятельств ООО «Автотрасса» на этих тендерах оказывалась единственной участницей.

«По заказу Вольской администрации «семейный подряд» Киракосяна строил дороги и в дождь, и в снег. Однако «скорострой» этот вскоре разваливался. Но спустя некоторое время дороги снова ремонтировались на бюджетные же деньги все теми же киракосяновцами», – описывают ООО «Автотрасса» местные газеты.

Недовольство автолюбителей ООО «Автотрасса» вызвало и в 2014 году после работ по ремонту дороги между Балаково и Вольском. При этом опять же отмечается, что очевидные огрехи в работе компании не мешают ей выигрывать новые аукционы. Так, в январе 2016 года «Автотрасса» снова победила – в крупном тендере на ремонт областной дороги между Калининском и Балашовом. Работы оцениваются в 186 млн рублей. Здесь уже можно предположить самых высокопоставленных покровителей в областном правительстве.