Стоял? Плати!

Оценить
Стоял? Плати!
Требование оплачивать услуги эвакуаторщиков после возврата автомобиля в Саратовской области не приветствуется

С 1 сентября в силу вступает федеральный закон, согласно которому забрать машину со штрафстоянки можно будет без оплаты штрафа и услуги по эвакуации – заплатить можно позже. Субъекты федерации до начала осени должны привести свои местные законы в соответствие с федеральными. Москва, например, уже все поправила. Здесь даже решили не ждать сентября – правило постоплаты услуг принудительной эвакуации машин на штрафстоянку в Москве начнет действовать уже с ближайшего воскресенья. А вот в Саратовской области следовать примеру столицы не хотят. И не будут.

Режим «постоплата» и скидка на штрафстоянку

Новый закон, который был подписан президентом РФ Владимиром Путиным еще 24 июня, предусматривает выдачу копии протокола о задержании и о возврате транспортного средства его владельцу или уполномоченному лицу «незамедлительно после устранения причины задержания».

Если сейчас владелец автомобиля, перед тем как забрать эвакуированную машину, должен оплатить не только штраф, но и стоимость эвакуации и хранения на штрафстоянке, то с сентября автомобиль можно будет забрать сразу, а оплату эвакуации и хранения произвести потом.

Устанавливать сроки и тарифы для оплаты эвакуации и хранения машины на штрафстоянке регионы будут самостоятельно. Этим будут заниматься профильные региональные ведомства (как областной комитет по тарифам, например) по методическим указаниям Федеральной антимонопольной службы (сама методика пока дорабатывается). Но некоторые эксперты уже строят предположения и думают, что тарифы, возможно, теперь будут зависеть не от мощности двигателя машины, а от его массы.

Введение системы постоплаты услуг по принудительной эвакуации и хранению автомобиля на спецстоянках, по словам авторов поправки, связано с тем, что в настоящее время гражданин имеет право на обжалование постановления о штрафе, но в случае с эвакуацией может получить машину, только оплатив стоимость эвакуации. Теперь машину будут возвращать владельцу сразу по предъявлении документов, необходимых для управления ей – без предоплаты. А если автовладелец докажет в суде, что эвакуация прошла с нарушениями или вообще несправедливо (что бывает достаточно часто), то сможет вообще ничего никому не платить.

Самой первой из всех субъектов Российской Федерации на принятый закон отреагировала Москва, где, к слову, самые высокие цены на принудительную эвакуацию – 7 тысяч рублей. Мосгордума соответствующие поправки в местные законодательные акты внесла уже 13 июля. И не испугалась того, что предрекали многие эксперты – мол, система постоплаты значительно снизит собираемость платежей эвакуаторщиками. Московские власти придумали выход – будут давать 25-процентную скидку всем, кто решит оплатить услуги по эвакуации и хранению транспортных средств сразу.

Правда, не все в такую щедрость московских депутатов готовы верить. Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, например, полагает, что, введя скидку, власти просто намерены повысить оборачиваемость мест на штрафстоянках.

«Люди, избавленные от необходимости платить сразу и много, будут быстрее забирать автомобили, и в итоге места на штрафстоянках будут оборачиваться тоже быстрее, и число эвакуаций станет расти, – говорит Шкуматов «Газете.Ru». – При этом отсрочка уплаты не решает проблемы с неработающей системой обжалования решений об эвакуации, которые принимают, и часто ошибочно, инспекторы ГИБДД или Московской административной дорожной инспекции (МАДИ)».

Усложнить вместо облегчить

Но если в Москве новшества уже готовы к использованию, то в Саратовском регионе все происходит с точностью до наоборот. Областная дума сейчас тоже рассматривает пакет поправок в региональный закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области». Федеральный закон изменился, и региону его придется изменять. Но у нас вместо того, чтобы в соответствии с федеральным законом идти навстречу автовладельцу и облегчить ему жизнь, всерьез думают, как эту жизнь усложнить. Рабочее совещание по этому вопросу состоялось как раз на прошлой неделе.

Проект поправок в областной закон о принудительной эвакуации задержанных ТС был внесен на рассмотрение думы еще весной бывшим прокурором области Владимиром Степановым. И те прокурорские поправки прямо противоречили тому, что сегодня требует федеральной закон. Никакой системы постоплаты услуг эвакуаторщиков там не предусматривалось. Наоборот, предлагалось ввести обязательную плату, предваряющую возврат автомобиля владельцу.

В пояснительной записке к прокурорскому проекту закона было сказано, что действующая редакция областного закона о принудительной эвакуации не предусматривает возможности каких-либо мер административного принуждения проштрафившихся автовладельцев возмещать владельцам эвакуаторов и штрафстоянок расходы по транспортировке и хранению их арестованных авто. И эвакуаторщики от этого очень страдают, потому что владельцы машин злоупотребляют отсутствием принудительных мер и попросту не оплачивают счета.

«С августа 2015 года по апрель 2016 года автовладельцам, чьи ТС были эвакуированы, выставлено 12 тысяч счетов по возмещению данных расходов, большая часть этих счетов не оплачена», – пояснялось в записке.

То есть получается, что в Саратовской области система постоплаты действовала и действует до сих пор без всяких требований со стороны федерального закона. Но прокуратуру и собственно эвакуаторщиков это послабление не устраивало, и они хотели его отменить. В суды, говорили при этом, обращаться за взысканием долгов по счетам бесполезно. Суды перегружены и приставы тоже. Приводили даже говорящие цифры:

«Так, по данным управления судебного департамента в Саратовской области, в 2015 году по сравнению с 2014 годом количество поступивших в районные суды гражданских дел увеличилось с 65,9 тысячи до 74,2 тысячи. Количество рассмотренных дел с вынесением решения увеличилось с 55,5 тысячи до 62,5 тысячи. Нагрузка на одного судью увеличилась с 21 дела в месяц до 23,5», – поясняла прокуратура.

А у мировых судей, по словам авторов поправок, дела еще хуже: количество дел увеличилось до 189,5 тысячи в год, а в месяц один судья рассматривал по 135 дел.

Другими словами, областная прокуратура дает понять, что суды эвакуаторщикам не помогут – перегружены и бессильны.

Поэтому, чтобы не отвлекать судей и приставов от их нелегкого труда, прокуратура Саратовской области предложила внести в областной закон о принудительной эвакуации и хранении ТС на спецстоянках следующее дополнение: возврат задержанного автомобиля владельцу возможен только после оплаты расходов по эвакуации и хранению.

Прокуроры сослались при этом на закон Санкт-Петербурга, где прописана точно такая же норма, которая даже Верховным судом была признана не противоречащей федеральному законодательству.

Исключение областная прокуратура предлагала сделать только для тех автовладельцев, что постоянно проживают за пределами Саратовской области, а у нас бывают наездами или проездом. Для них в случае недостатка средств на то, чтобы заплатить эвакуаторщикам, сразу предусматривается отсрочка на 30 дней при условии предоставления соответствующей расписки.

Стоял? Плати!

Чтобы было с кого спросить

Теперь же старший помощник прокурора Саратовской области Олег Петров пришел на рабочее совещание в областную думу с поправками поправок. Прокуроры учли требования принятого федерального закона. Предварительной оплаты услуг эвакуаторщиков вот так прямо прокуратура уже не требует. Но процедуру оплаты, по словам Петрова, конкретизировать все же необходимо. Вместо оплаченной квитанции предъявлять сторожам штрафстоянок предлагается паспорт, а его копию оставлять им.

Таким образом, как считают в прокуратуре, у нарушивших ПДД граждан, автомобили которых окажутся на спецстоянках, не останется «лазеек» для неуплаты услуг эвакуации. Против копии паспорта, отмечает Олег Петров, федеральный закон не возражает.

Зато возразили все участники того рабочего совещания. И представители полиции в том числе. Оппоненты Петрова считают, что эта норма не просто неудобна, потому что автолюбителям придется или все время иметь при себе паспорт, или каждый раз ездить за ним домой, но и опасна. Кто знает, мол, как этой копией паспорта распорядятся сторожа штрафстоянок? К тому же закон о персональных данных еще никто не отменял, и обязать гражданина оставлять где бы то ни было копии своих персональных документов никто не может.

Старший помощник прокурора области Олег Петров пытался объяснить, что в данном случае вопрос в том, как установить личность ответственного за оплату штрафа и услуг организаций, эвакуирующих и охраняющих задержанный автомобиль. Но присутствующие на совещании юристы настаивали на своем. Нельзя требовать, чтобы в ГИБДД вносили паспортные данные в постановление, нельзя требовать никаких копий паспорта, нельзя не возвращать автомобиль после прекращения его задержания со стороны ГИБДД. Нельзя нарушать Гражданский кодекс, закон о персональных данных и так далее.

Договориться по этому пункту не удалось и на заседании комитета по строительству и ЖКХ, которое состоялось на следующий день после рабочего заседания. Олег Петров снова убеждал, что необходимо каким-то образом зафиксировать в процедуре возврата задержанного авто конкретное лицо, которое будет обязано возместить расходы на оплату, ведь «при отсутствии документа, удостоверяющего личность, процедура принудительного взыскания средств существенно усложняется».

В итоге участники встречи договорились обсудить вопрос вместе с Общественной палатой области, а проект закона, предложенный прокуратурой, принять пока в первом чтении.