Под суд, всех под суд!
Как ни странно, но в этом деле снова замешана компания ЗАО «Саратовгесстрой», которая уже обзавелась обманутыми дольщиками в Балакове, а теперь, возможно, владельцев 127 квартир в качестве таковых подарит ЖСК «Солнечный». Пока дело слушается в Саратовском арбитражном суде, и от того, какое решение вынесет судья Людмила Котова, зависит судьба 127 саратовских семей.
Иллюзия защищенности
Жители дома № 6А по ул. Оржевского с марта месяца живут как в кошмарном сне: сбегают с работы на судебные заседания, тратят деньги и время на поиски грамотных юристов, путешествуют по приемным – президента и депутатов, изучают законы, а все потому, что могут лишиться своих квартир в доме на самом краю саратовской географии.
Дом № 6А по ул. Оржевского – это 9-й микрорайон, рядом с Солнечным-2. Еще недавно тут было чистое поле, а теперь высятся ряды многоэтажек – предмет особой гордости местной власти: это не точечная, а квартальная застройка, освоение городских территорий, тут строятся новые детские сады и школы. Ход строительства время от времени контролирует губернатор и глава города, а квартиры в домах этих микрорайонов, выкупленные в государственную и муниципальную собственность, периодически вручают переселенцам из ветхого и аварийного жилья, детям-сиротам и выдающимся спортсменам региона. То есть какая-то иллюзия защищенности при покупке квартиры в таком доме и в этом микрорайоне должна присутствовать. Но о какой иллюзии защищенности может идти речь, если часть собственников приобретали метры в доме № 6А в ипотеку и с участием материнского капитала, где уж точно вся законность продажи квартир проверена и перепроверена. И тем не менее этих квартир собственники могут лишиться.
– Будете ехать на 30-й маршрутке, попросите остановить у желтого дома, водитель поймет, – напутствует меня Ольга Писарева, жительница этого дома. Именно она позвонила в редакцию несколько дней назад и попросила обратить внимание на их проблему.
Анфас
Стройные ряды домов, скромная детская площадка, подъезды дома 6А выходят на еще одну строительную площадку. Территория продолжает активно застраиваться. В доме все прекрасно – работающий лифт, чистые подъезды. Никаких жалоб, какие обычно бывают в только что сданных новостройках. А дом был сдан год назад. И проблема в том, что именно год назад, 3 июля, застройщик этого дома ЗАО «Саратовгесстрой» был признан арбитражным судом банкротом. Конкурсным управляющим тогда был назначен Алексей Варыгин.
Как раз в то время, когда процедура банкротства «Саратовгесстроя» была только начата, жильцы дома № 6А по ул. Оржевского пытались получить свидетельства о регистрации собственности на свои квартиры.
– Почему-то они никак не могли получить кадастровый паспорт на дом, – рассказывает Писарева. – Дом-то сдали, а свидетельства о регистрации нам никак не выдавали.
Мы никак не могли понять, почему. О банкротстве «Саратовгесстроя» никто даже словом не обмолвился, да даже если бы и обмолвился, то мы считали, что к застройщику мы отношения мало имеем. Мы же все приобретали квартиры у ЖСК «Солнечный», который был инвестором. И пайщики, кто покупал жилье еще на стадии строительства; и те, кто оформил договор цессии – то есть на свои средства сделал что-то для стройки, например, приобрел и установил лифт, а ЖСК расплатился с ним квадратными метрами; и те, кто покупал квартиру в ипотеку или с помощью материнского капитала. В итоге большинство из нас свидетельства о собственности все-таки получили.
До марта нынешнего года приобретатели квартир в доме 6А жили обычной жизнью новоселов – делали ремонт, осваивали новую жизнь в незнакомой части города. А в марте начался их личный кошмар.
Конкурсный управляющий направил в арбитражный суд заявление о признании части сделок между ЖСК «Солнечный» и ЗАО «Саратовгесстрой» недействительными – всего на сумму 15 886 330 рублей. А также попросил восстановить задолженность ЖСК «Солнечный» перед банкротящейся компанией на ту же сумму. Для погашения этой задолженности управляющий просил обязать суд вернуть 127 квартир в доме 6А по ул. Оржевского в конкурсную массу. В тот момент представитель ЖСК «Солнечный» выступил с ходатайством привлечь часть собственников этих квартир – выборочно, несколько человек – в суд в качестве третьей стороны. Видимо, чтобы доказать с их помощью законность произведенных сделок.
Однако судья Людмила Котова решила иначе – в качестве третьей стороны были привлечены все владельцы жилья в доме № 6А (кроме муниципальных квартир).
– Теперь их главная задача – признать все наши сделки недействительными, – сокрушается Ольга Писарева. – А значит, впоследствии признать недействительными и право нашей собственности на эти квартиры. На последнем судебном заседании представитель конкурсного управляющего вообще назвал нас незаконными захватчиками. Такое ощущение, что мы пришли под окна дома с автоматами и пулеметами и захватили квартиры. А не отдали последние деньги, чтобы улучшить жилищные условия. Если эти сделки признают незаконными, многим из нас просто негде будет жить. Только палатки покупать да разбивать здесь палаточный лагерь.
После того, как их втянули в судебный процесс, жильцы дома к кому только не обращались: в апреле проводили встречу с представителем конкурсного управляющего в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области, ездили на прием к депутату областной думы Леониду Писному, приглашали к себе журналистов телекомпании ТНТ – те снимали об этом сюжет. И везде им говорили – граждане, не бойтесь, все будет хорошо. Никто вас из ваших квартир не выселит. Это мелочь, ерунда, часть судебного процесса. Все вскоре решится, и вы забудете все это как страшный сон.
А в начале июля представитель конкурсного управляющего (с 24 мая 2016 года конкурсным управляющим по делу «Саратовгесстроя» является член саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Объединение арбитражных управляющих «Авангард», по совместительству депутат Саратовской городской думы Виктор Марков) уточняет исковые требования, в результате чего владельцы 127 квартир становятся ответчиками по этому делу.
– Это что ж такое получается? – возмущается Наталия Грязнова, соседка Ольги Писаревой, тоже теперь ответчица по этому делу. – Марков, депутат от «Единой России», это партия, которая все хочет навести порядок в нашей стране, а на деле – последние крошки отнимает у людей. Ради чего? Ради какого такого порядка надо людей на улицу выгонять?
На одном из заседаний судья Котова объявила пятиминутный перерыв, но никуда не ушла. Она весь перерыв втолковывала представителю конкурсного управляющего, что и как ему надо делать.
Вид сбоку
– Давайте посмотрим на эту проблему с другой, противоположной стороны, – предлагает Виктор Марков. – А то складывается ощущение, что это мы такие плохие, делаем всех обманутыми дольщиками. Да, все эти люди – добросовестные приобретатели. Это ЖСК «Солнечный» недобросовестный продавец. Мой предшественник, конкурсный управляющий Алексей Варыгин, точнее, его представитель, подал заявление на ЖСК «Солнечный» в связи с тем, что эти квартиры в нарушение закона о банкротстве были отчуждены уже в процессе процедуры наблюдения. Когда было понятно, что «Саратовгесстрой» – банкрот, что у него есть кредиторы и что ничего из его собственности отчуждать нельзя, они взяли и, если можно так выразиться, отчудили. Такая сделка считается оспоримой. Понимаете, на другой стороне этого процесса – 300 человек обманутых «Саратовгесстроем» дольщиков, различные предприятия, которые за свою работу, за материалы, которые они поставляли обанкротившемуся предприятию, не получили ни копейки. Их просто-напросто, как это сейчас говорят, «кинули». Именно их интересы я представляю в качестве конкурсного управляющего. Моя главная задача – это найти имущество у третьих лиц, оспорить все оспариваемые сделки, совершенные в период подозрительности, вернуть имущество в конкурсную массу, реализовать его и погасить долги предприятия перед кредиторами и дольщиками. Мне кажется, что это благородная задача.
С похожими исками в арбитражный суд конкурсный управляющий обратился не только к ЖСК «Солнечный», но и к ряду других юридических лиц. Что касается ситуации с домом № 6А, то здесь пришлось менять ответчика, потому что в процессе выяснилось, что жильцы успели-таки оформить жилье в собственность.
– Если вы думаете, что все зависит от доброго или злого конкурсного управляющего, то вы ошибаетесь, – уверяет Марков. – Если я сейчас отзову иск, то эти мои действия попадут под статью закона «О банкротстве» – «бездействие конкурсного управляющего». И за то, что все кредиторы, в том числе 300 обманутых дольщиков «Саратовгесстроя», не будут удовлетворены – а они не будут, – с меня взыщут субсидиарную ответственность. По-человечески говоря, мне бы и не хотелось эту сделку выигрывать. Потому что к тремстам дольщикам добавится еще больше сотни. И ничего хорошего в этом нет. Но и отозвать иск я тоже не могу.
О том, что ждет жильцов дома № 6А по ул. Оржевского в том случае, если они проиграют суд, Марков рассуждать отказался – «давайте не будем играть на тонких струнах до решения суда».
– Все-таки в арбитражном суде тоже люди работают, – заметил депутат.
Как в сериале про криминал
Именно так себя чувствуют жители дома, квартиры в котором стали предметом судебного разбирательства. И, к сожалению, эти незабываемые ощущения дарит им наш арбитражный суд.
– Мы смотрим на судью и понимаем, что она всеми правдами и неправдами старается помочь противной стороне, – восклицает Ольга Писарева.
– На одном из заседаний был такой случай: судья Котова объявила пятиминутный перерыв, секретарь суда выключила диктофон, перестала вести протокол, но судья никуда не ушла, – поддержала Ольгу ее соседка Наталия Грязнова, теперь тоже ответчица по делу. – Она весь перерыв втолковывала представителю конкурсного управляющего, что и как ему надо делать.
– Да мне кажется, что она прямо и намекнула, что нас – владельцев квартир – надо сделать крайними, – вспомнила Ольга Писарева. – Она как-то обращалась к противоположной стороне со словами: «Вы что, хотите людей ответчиками сделать? Ну, раз вы хотите сделать их ответчиками, то вам надо вот это и вот это поменять». И мы сидим в шоке. Понимаете, мы жили в Заводском, в маленькой квартирке с мамой, у меня родился ребенок. Мы захотели улучшить свои условия, чтобы у малыша было больше пространства. Вложили деньги в эту квартиру еще на стадии строительства. Нам, мне не интересно, кто там прав, а кто виноват. Да, они между собой там, может быть, и мухлевали. Но мы являемся добросовестными приобретателями. Так при чем же здесь мы?
– Я раньше думала, что такое бывает только в фильмах вроде «Бандитского Петербурга», – говорит Наталия Грязнова. – Но никогда не думала, что мы все лично с этим столкнемся в жизни. Ведь ничего не боятся, абсолютно ничего.
[кстати сказать] Официальный комментарий министерства строительства и ЖКХ Саратовской области: В производстве Арбитражного суда Саратовской области находится заявление конкурсного управляющего ЗАО «Саратовгесстрой» Алексея Варыгина о признании недействительными ряда сделок, совершенных ЗАО «Саратовгесстрой» и ЖСК «Солнечный», и применении последствий недействительности сделок. Заявление рассматривается арбитражным судом в рамках дела о признании ЗАО «Саратовгесстрой» несостоятельным (банкротом). Доводы конкурсного управляющего основаны на том, что 13 августа 2013 года между ЗАО «Саратовгесстрой» и ЖСК «Солнечный» был заключен договор об участии в строительстве жилого дома в качестве инвестора, исполненный жилищно-строительным кооперативом с нарушениями требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Назначенный новым конкурсным управляющим Виктор Марков обратился в Арбитражный суд Саратовской области с ходатайством об уточнении требований по признанию недействительными сделок и возвращении в конкурсную массу ЗАО «Саратовгесстрой» квартир, расположенных по адресу: ул. Оржевского В.И., 6А. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14 июля 2016 года удовлетворено ходатайство о привлечении в качестве соответчиков правообладателей названных квартир. Министерство строительства и ЖКХ отслеживает ситуацию и анализирует перспективы судебного разбирательства. По мнению юристов ведомства, судьба «спорных» квартир зависит от итогов рассмотрения арбитражным судом заявления конкурсного управляющего ЗАО «Саратовгесстрой» о признании сделок недействительными. В частности, суду предстоит установить факты осведомленности участников сделки о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Министерство строительства и ЖКХ готово оказать юридические содействие дольщикам ЗАО «Саратовгесстрой» и взаимодействует с заинтересованными лицами. В частности, в понедельник состоялась встреча министра строительства и ЖКХ области и конкурсного управляющего ЗАО «Саратовгесстрой» Виктора Маркова, в ходе которой обсуждались вопросы защиты интересов дольщиков и перспективы дальнейшего развития ситуации. |