«За неимением гербовой» торгуют простой

Оценить
Зачем выдавать свидетельство один раз, если можно каждый раз продавать бумажку-подтверждение?

Пока саратовцы изнывают от июльской жары, в стране проводятся реформы. Одна из них, довольно странная и бессмысленная, состоялась как раз в самой середине лета. С 15 июля текущего года отменены свидетельства на собственность недвижимого имущества. Теперь «единственным доказательством существования зарегистрированного права на собственность» будет являться выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Выписка будет стоить денег и иметь ограниченный срок действия.

Подозревать, что что-то начало происходить с документами на право собственности, россияне начали еще в прошлом году, когда заметили, что при совершении сделок купли-продажи или после снятия ипотечного и прочих обременений с квартир им на руки стали выдавать странные бумажки, похожие на ксерокопии.

«Прошлой весной получила свидетельства о собственности на землю и на дом на обычной белой бумаге, выглядят как полная лажа, да еще нет паспортных данных, а только ФИО, дата рождения и СНИЛС. В декабре 2014 года еще на нормальной гербовой бумаге выдавали. Когда все изменилось?» – жаловалась знакомая.

Сама я обновляла свидетельство на право собственности на квартиру весной текущего года и вид его мне тоже, помню, не понравился. Особенно если учесть, что за счастье обладать этой бумажкой надо было заплатить госпошлину в размере 350 рублей.

Теперь вот выясняется, что та, пусть маленькая, но все же трата была напрасной и не последней.

Свидетельство – плохо, выписка – хорошо

Отмена свидетельств на собственность произошла на основании Федерального закона № 360 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 г. Одним из этих законодательных актов был закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». А вот зачем – это уже другой вопрос.

Эксперты говорят, что когда-то давно, когда свидетельств еще не было, государственная регистрация права на собственность объекта недвижимости осуществлялась путем проставления на правоустанавливающем документе – договоре купли-продажи – соответствующего штампа и печати регистрирующего органа. И если этот объект перепродавали, предыдущие документы изымались и направлялись в архив регистрирующего органа. То есть единовременно на один объект на рынке не могло существовать более одного документа. Потом правоустанавливающие документы изымать перестали, но стали делать надписи, погашающие документ. То есть будущему потенциальному покупателю было понятно, является ли документ актуальным или нет. Но эта практика была отменена лет пять назад, что привело к неразберихе на рынке недвижимости. То есть если с объектом происходила какая-то сделка и свидетельство на право собственности теряло актуальность, догадаться об этом по внешнему виду документа было нельзя. Поэтому сегодня на один объект недвижимости может приходиться несколько свидетельств – подлинных, но потерявших свою силу.

Конечно, нельзя продать объект недвижимости на основании неактуального свидетельства, говорят эксперты. Такую сделку Росреестр просто не зарегистрирует, но вот воспользоваться доверчивостью покупателя и схватить аванс под устаревший и недействительный документ, можно было запросто. Сдать квартиру в аренду опять-таки вполне возможно. Теперь же при совершении любых сделок с квартирами, домами, земельными участками и т.д. в обязательном порядке нужно делать выписку из ЕГРП. И это хорошо.

Представители госорганов, в частности Росреестра, объясняя смысл нововведения, тоже говорят о том, что с его помощью будет проще избегать мошеннических сделок с недвижимостью. Оно, мол, «исключает возможность обращения с бланками свидетельств о регистрации права на объект недвижимости, в отношении которого уже осуществлена регистрация перехода права к иному правообладателю». Но не только в этом суть.

По словам чиновников, в бумажных свидетельствах на право владения недвижимостью нет нужной для многих будущих сделок информации. Например, кто является совладельцем квартиры или дачи, в них не указывалась кадастровая стоимость объекта и так далее. Так что все законные сделки уже давно идут только в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРП.

Кроме того, отказ от выдачи сначала гербовых, а потом и простых бумажных свидетельств в пользу электронных записей в ЕГРП и выписок из него якобы значительно удешевляет и при этом ускоряет документооборот.

Удешевить и слегка подзаработать

При этом чиновники заверяют, что ничего принципиально с отменой свидетельств не меняется. До сих пор, мол, у граждан была возможность выбрать, какой документ получать при регистрации права собственности – свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРП. А сейчас такого выбора не будет. Всего лишь.

«Отмена свидетельств о государственной регистрации прав не меняет процедуру регистрации прав, поэтому для заявителей при получении услуги ничего не изменится», – говорят в Росреестре. Ранее выданные свидетельства, которые находятся на руках у законных владельцев недвижимости, считаются действительными – менять их в срочном порядке на выписки не нужно. Правда, этот документ подтверждает только факт регистрации права собственности на дату его выдачи. Выписка же подтверждает права владения на текущий момент.

Единственное неудобство, которое признают чиновники, это время. Изготавливается документ по заявлению в течение пяти дней. Плюс еще два дня на то, чтобы прийти в МФЦ и заказать выписку (потому что в сам Росреестр и его территориальные управления людей уже просто так не пускают), а потом забрать ее. Итого – неделя.

На самом деле это не все неудобства. На самом деле неудобство в том, что теперь выписку надо заказывать в Росреестре каждый раз, когда нужно подтвердить свои права на квартиру, дом, дачу, земельный участок. То есть не только в момент продажи или сдачи в аренду.

Свидетельства на право собственности запрашивают при регистрации по месту жительства, при оформлении договора на установку телефона (а у меня, например, просили при проведении кабельного телевидения и интернета), при подключении к коммунальным сетям, при получении разрешения на перепланировку или реконструкцию объекта. В банке обязательно, если объект недвижимости является залогом по кредиту, в налоговой инспекции при оформлении имущественного вычета. Даже при проведении собраний собственников жилья и голосовании, бывает, просят подтвердить право владения квартирой.

Так что выписка из ЕГРП может требоваться гражданам куда чаще, чем кажется чиновникам. И каждый раз нужно будет потратить неделю, чтобы ее получить и 200 рублей.

Как пояснили нам в управлении Росреестра по Саратовской области, выписку можно получить в бумажном или электронном виде. Плата за бумажный вариант установлена в размере 200 рублей, за электронный – 150 рублей. И так как задача выписки подтвердить права на собственность в конкретный момент времени, то срок действия у нее ограниченный. Предъявить выписку из ЕГРП по запросу нужно успеть в течение пяти дней с момента получения.