Нас ждут «удивительные вещи»
Строительство трассы «Шанхай-Гамбург» (или, как еще ее называют, «Китай – Западная Европа») начнется в 2017 году, а закончится в 2020-м. Предположительно. Ранее начало строительных работ планировалось на текущий 2016 год, а их завершение – на 2018-й. Еще раньше говорили о начале строительства в 2015 году. Но, как водится, планы меняются и сроки, соответственно, тоже. Почему это важно для Саратовской области? Потому что эта трасса ее пересечет и внесет некое «экономическое оживление», даст импульс к развитию. Предположительно.
В следующем году точно
Новостями по проекту «Меридиан» (рабочее название автотрассы) на минувшей неделе делилась «Российская газета». И, собственно, все новости – это сдвижение сроков реализации проекта. Ну, еще, со ссылкой на федеральный Минтранс, в газете сказано, что новая уникальная автомагистраль соединит Китай, Казахстан, Белоруссию, Россию и страны ЕС, а грузы по ней будут доставляться в пять раз быстрее, чем сейчас, – «всего 11 дней в один конец».
Напомним, речь идет о транснациональном инфраструктурном проекте и транспортном коридоре от Северной Европы до Западного Китая, призванном укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией. Этот международный проект был задуман давно. Еще в 2007 году Минтранс РФ по инициативе Казахстана подписывал меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства такой трассы. Долгое время не могли определиться с маршрутом (он, кстати, до сих пор уточняется) и источниками финансирования.
Однако на сегодняшний день известно, что общая протяженность маршрута Западная Европа – Западный Китай составит 8,5 тысячи километров. Магистраль соединит Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию и страны Западной Европы. Около 2 тысяч километров транспортного пути пройдут по территории России – по Оренбургской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Брянской и Смоленской областям. Свыше 2,5 тысячи километров – по территории Казахстана и более 3 тысяч километров – Китая.
Известно также, что при реализации проекта не будет задействовано бюджетное финансирование – строительство и дальнейшая эксплуатация дороги будут осуществляться на частные средства. О своем намерении профинансировать проект заявило ЗАО «Русская холдинговая компания» на седьмой Китайской ярмарке зарубежных инвестиций (COIFAIR-2015), прошедшей в Пекине. Стоимость российского участка трассы составит, по данным инвестора, около 6 миллиардов долларов, включая затраты на выкуп земли и само строительство дороги.
Автодорога, строящаяся на частные деньги, будет полностью платной. Ориентировочная стоимость проезда по ней для перевозчиков составит 1 руб./км.
По сведениям, полученным из открытых источников, казахстанский участок дороги уже готов. И в настоящее время идет полномасштабная подготовка к строительству российского участка.
В Брянской области в конце июня прошла официальная презентация проекта «Меридиан», где инициаторы и инвесторы сообщили, что строительство уже точно начнется в 2017 году.
В ожидании «плюшек» и прочих чудес
Саратовская область к старту уже тоже готова. Выкуп земельных участков под строительство трассы завершен. В общей сложности – 8 тысяч гектаров.
Выкуп земель осуществлялся за счет средств частного инвестора («Русская холдинговая компания»). Причем в разных районах цена за гектар выкупаемой земли складывалась разная. Так, в Пугачевском районе средняя цена за гектар составила 4 тысячи рублей, в Турковском – 14 тысяч. Многие фермеры сделками остались недовольны, считая, что продешевили. По их словам, кадастровая стоимость земельных участков была практически в три раза выше предложенной им суммы.
Напомним, что протяженность саратовского участка трассы «Меридиан», которая пересечет область от Перелюбского до Турковского района, составит 530 километров. В настоящее время ведется работа по проектированию моста через Волгу протяженностью 4 километра в районе села Воскресенское.
Стоимость строительных работ на территории региона оценивается в 1,5 млрд рублей.
В Минтрансе РФ подчеркивают, что за счет создания маршрута «Европа – Западный Китай» значительный импульс к развитию получит малый и средний бизнес в России, а также сервисная индустрия, туризм и другие сектора экономики. В ходе реализации проекта, как отмечают в Минтрансе, возрастет спрос на отечественные строительные материалы, так как автодорожная отрасль практически полностью снабжается за счет отечественной продукции. Следовательно, возрастет занятость в отраслях производства строительных материалов, машин и механизмов.
На этот оживляющий эффект от реализации проекта надеется и руководство Саратовского региона. По словам губернатора Валерия Радаева, для выполнения большого объема строительства будут привлекаться саратовские компании, но развиваться начнет и придорожная инфраструктура, возникнут параллельные бизнес-проекты.
«Я разговаривал с липецким губернатором – по территории этого региона пролегает трасса Дон-4, он рассказывал удивительные вещи. Движение по новой дороге будет не меньше – это потоки мирового уровня», – обосновал Радаев свою уверенность.