Необычная живопись

Оценить
В какой только технике не работают местные художники

Лето – не самое благоприятное время для культурных мероприятий: музыканты играют в основном только на фестивалях, театры уходят в отпуск. После массы театральных мероприятий, бывших в июне, может показаться, что наступила тишина. Мы же считаем, что эстафету просто приняли музеи. Судите сами: только во вторник, 16 июля, открылись две выставки: в музее Радищева и Доме Павла Кузнецова. При этом обе открылись в 17:00, что немного обидно – попасть на обе презентации не удалось.

16 июля, 17:00

Мы все-таки решили сначала пойти в музей Радищева. В этот день в здании на Первомайской открывалась первая в жизни персональная выставка Николая Камышникова с символическим названием «Встречное движение». Николай Максимович более известен как скульптор-абстракционист, работающий с деревом. Эта же выставка открывает его и как художника, хотя скульптуры здесь тоже присутствуют. И в этом тоже есть своеобразное «встречное движение». В амплуа художника Камышников пробовал себя еще в 90-х, но только сейчас его работы смогли дойти до широкого зрителя. Почти все картины представлены из собрания Игоря Аскасева – известного саратовского коллекционера местной живописи.

Художница Татьяна Хаханова вспоминала, как она однажды обнаружила, что ее знакомый еще и пишет: «Коля, ты помнишь: давно-давно я была у тебя в мастерской, лет пятнадцать тому назад, и у тебя в углу висела маленькая живописная работа. Может, ты ее не помнишь, а я запомнила навсегда, потому что она была очень и очень интересная: беспредметная, но очень выразительная. Я спросила: «Чья это работа?», а он сказал: «Моя». Я говорю: «Коля, почему ты не пишешь?», а он: «Может быть, когда-нибудь буду писать». Эти слова у меня всегда в душе были. В искусстве найти себя, открыть то, что тебе дорого... по себе знаю – это дороже дорогого». Директор музея Тамара Гродскова в конце презентации призналась, что картины Камышникова взволновали ее, она увидела чувство формы и умение с этой формой работать. И правда, Николаю Максимовичу сложно в этом отказать. Его кисть плавная, плавно и движение его мысли, эмоций. Абстрактное искусство автора действительно представляет собой «встречное движение» картин реального мира, которые словно сплетаются между собой, но никогда не идут в жесткий стык. Скажем, на сравнительно свежей по дате написания работе «Аквариумные рыбки» сложно понять, где заканчивается вода и начинают проявляться контуры тел ее обитателей. Но такой же процесс происходит не только с физическими предметами, но и с метафизическими. Так, на соседних «Легенде» и «Воспоминаниях о прошлом» вообще сложно разобрать хоть что-то конкретное. Однако воображение моментально начинает рисовать картины – яркая палитра и плавность линий словно укачивают зрителя и заставляют предаваться мыслями о тех временах, в которых он не жил.

16 июля, 18:00

Разумеется, на презентацию выставки «Начало творческого пути. Энкаустика» Ольги Караваевой в Доме Павла Кузнецова мы не успели, но это не помешало посмотреть картины и даже немного пообщаться с их автором.

До переезда в Саратов Ольга не писала картины, а работала в сфере здравоохранения в Москве. Переезд в наш город в 2013 году благодатно сказался на ее интересе к искусству – изучая местных художников и посещая выставки, Караваева решилась и сама писать картины. А вот метод она выбрала любопытный – энкаустику. Это техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. Ольга, как указано в программке, «разработала свою технику соединения нанесенных красочных слоев на восковой основе методом высокотемпературной диффузии – взаимопроникновения». Кроме того, она любит накладывать друг на друга порой кардинально разные цветовые гаммы, чем создает особое свечение картин, вроде «Весенних лугов в цветах».

А еще в картинах Ольги есть какая-то удивительная жизнерадостность и простота: вот «Буренушка» на лугу улыбается художнице и зрителям, а вот перекочевавший с фотографии 1985 года на полотно «Капитан В. Караваев», муж художницы и автор программки – в тюбетейке с ружьем наперевес и улыбкой во все 32 зуба. Караваева и сама очень позитивный человек. Улыбаясь, она рассказывает, что картины пишет легко – многие из них имеют редкую для художников датировку – с днем и месяцем написания. И это вовсе не дата окончания работы. Словно доказывая это, она прямо на презентации написала новую картину.

Надо заметить, что это – не единственная выставка работ в необычной технике в Доме Павла Кузнецова. За неделю до презентации Караваевой в музее открылась выставка Андрея Голубцова с необычным названием «Si-O-Si-O-Si-O». Автор, который в свое время прославился акцией «Мост/Подиум» (дефиле, в ходе которого модели в дизайнерской одежде прошлись по автодорожному мосту), в этот раз представил кожаные маски и картины, написанные в необычной технике «силиконовый гобелен». Голубцов смешивает жидкий силикон с акриловыми красками и продавливает его в переплетение холста. Через какое-то время силикон застывает и создается ощущение ворса. Есть и альтернативный способ – силикон наносится на синтетический холст, и после того, как Андрей его размазал, почти моментально застывает и становится похожим на ткань. Необычны и картины Голубцова: где-то читается светопись Куинджи, где-то он заигрывает с поп-артом (озорные портреты Эйнштейна, например), где-то балуется наивным искусством («Рыбка для Наташи» с большим желтым котом). Это чистой воды современное искусство.

Борис и Белла

14 июля в музее Радищева (в корпусе на Радищева) открылась большая персональная выставка Бориса Мессерера – знаменитого художника и сценографа Большого театра и МХАТа, брата Майи Плисецкой и мужа Беллы Ахмадулиной. Тамара Гродскова не жалела слов и называла Бориса Асафовича гениальным: «Когда мы смотрим эти работы – они не просто впечатляют, как многие другие произведения. Это картины, которые втягивают тебя внутрь сюжета и заставляют переживать и осмысливать – это очень редкое качество художника. Мессерер – гений нашего столетия. К сожалению, сегодня мы знакомимся только с каплей его творчества».

После презентации работ художника (картины для театра, портреты Беллы Ахмадулиной и Майи Плисецкой, фотографии, пронзительная инсталляция «Посвящение жертвам сталинских репрессий», на которой фотографии пострадавших деятелей искусства вкраплены в железный каркас из черных крестов), в петровском зале состоялась творческая встреча с Мессерером. Как часто водится, зрители интересовались не только творчеством мэтра, но и его ближайшим окружением, в первую очередь, спрашивали про Беллу Ахмадулину и других знаменитых писателей, например, про Венедикта Ерофеева и Инну Лиснянскую.

P.S. Это далеко не все художественные выставки, открывшиеся на минувшей неделе. 13 июля в кофейне «Кофе и шоколад» на Волжской состоялась презентация выставки-продажи декоративной мозаики Вадима Руфанова и Ирины Толкачевой. В субботу в выставочной галерее «MoreART» в торговом центре «Москва» сменилась экспозиция, и теперь саратовские ценители прекрасного смогут познакомиться с авторской посудой местных ремесленников. Правда, официальное открытие состоится только в этот четверг.