С легкой руки Екатерины II
Cто пятьдесят лет назад прекратил свою деятельность приказ общественного призрения. Это губернское учреждение занималось организацией народных школ, больниц, аптек, богаделен, сиротских, работных и смиренных домов.
Одним из первых дел приказа было открытие в Саратове в 1786 году народного училища. Для училища вначале подобрали съемное помещение, но позднее приказ начал строительство специального здания. К сожалению, здание сгорело незадолго до окончания строительства, и его пришлось отстраивать заново.
В 1804 году заведывание народными школами было изъято из ведения приказов общественного призрения. Тем не менее приказ продолжал принимать участие в этой сфере деятельности, выделял средства на содержание учеников в Саратовской мужской гимназии, в Саратовском институте благородных девиц, в Казанской фельдшерской школе и других учебных заведениях.
В 1806 году приказ принял в свое ведение от губернского предводителя дворянства комплекс зданий Александровской больницы и богадельни, построенных по решению саратовского дворянства на пожертвованные средства. В структуре больницы имелись аптека и дом умалишенных. Приказ разработал «Положение об управлении Александровской больницей и богадельней», подробно освещавшее все детали организации работы этих новых для Саратова заведений. Позже в структуру больницы вошел приют для бурлаков, приобретенный на деньги почетного гражданина Константина Васильевича Злобина. В последующие годы больницы открылись во всех уездных городах и посаде Дубовка.
Плата за лечение составляла менее половины средств, необходимых для содержания подведомственных приказу лечебных учреждений. Чтобы приказ мог изыскать недостающие деньги, ему было предоставлено право заниматься кредитными операциями, отдавать часть полученных государственных сумм в долг под проценты сроком не более чем на год, под заклад имения или государственных процентных бумаг.
Основными заемщиками у приказа были дворяне, закладывавшие имения вместе с крепостными крестьянами. Реже займы брали купцы. Активно раздавая свои средства в долг под проценты, Саратовский приказ наращивал оборотный капитал, составивший к 1861 году более миллиона рублей. Капитал приказа возрастал также благодаря пожертвованиям, поступавшим от зажиточных граждан в пользу бедных, в пользу священнослужителей, в пользу неизлечимо больных, в пользу погорельцев и так далее.
Поскольку приказы общественного призрения занимались и финансовой деятельностью, Государственный Совет рекомендовал создавать при них сберегательные кассы. При Саратовском приказе такая касса открылась в мае 1848 года. Ее создание диктовалось заботой о беднейших слоях населения, стремлением помочь им скопить хоть что-то. Поэтому минимальный вклад составлял 50 копеек, а максимальный не должен был превышать 10 рублей.
По замыслу Екатерины II, учредившей приказы общественного призрения, они должны были не только организовывать помощь больным, сирым, убогим, но и способствовать улучшению нравов. Поэтому в ведении приказов создавались рабочие или работные, а также смиренные или смирительные дома. В работные дома определяли людей, которые «праздно шатаются» и занимаются нищенством, хотя еще не настолько убоги, чтобы не суметь прокормить себя. Смирительные дома должны были ограждать «общество от многих предерзостей». Сюда сдавали помещики непокорных крепостных крестьян, родители – сыновей и дочерей, «кои родителям своим непослушны и пребывают злого жития или ни к чему доброму не склонны», а также всех людей, «которые впадают в непотребное житие»: пьяниц, гуляк, проституток и т.п.
В Саратове работный дом появился в 1806 году. Вероятно, тогда же стал действовать и смирительный дом. Поскольку позже оба дома находились в одном деревянном корпусе неподалеку от Александровской больницы (ныне 2-я городская клиническая больница), должности смотрителя обоих домов занимал один чиновник.
После ликвидации в 1866 году приказа общественного призрения его лечебные заведения и богадельни перешли в ведение земства, а рабочий и смирительный дома – в ведение Саратовского губернского попечительного о тюрьмах комитета.