Radiohead. Moon Shaped Pool, 2016

Оценить
Radiohead. Moon Shaped Pool, 2016
Выход нового альбома Radiohead – всегда событие. Тем более после пятилетнего молчания. Тем более после слабейшего альбома King Of Limbs. Но если в музыке случилось сколь-нибудь заметное событие, то критики слетаются, как вороны на поле после битвы.

Выход нового альбома Radiohead – всегда событие. Тем более после пятилетнего молчания. Тем более после слабейшего альбома King Of Limbs. Но если в музыке случилось сколь-нибудь заметное событие, то критики слетаются, как вороны на поле после битвы.

Если считать рецензии за и против Moon Shaped Pool, то получится аналог матча Франция – Исландия, со счетом 5:2 (в пропорции) ведут те, кому альбом категорически не понравился. Дескать, Radiohead исписались, Том Йорк надоел, он вообще слабое звено и скулит жалобно все время. Примерно так это выглядит на первом уровне, если не погружаться в проблемы нового европейского музыкального минимализма и влияния Кшиштофа Пендерецкого на гитариста Radiohead Джонатана Гринвуда.

Критики понимают, что любители музыки их творчеством будут не очень-то довольны, критики понимают, что их позиции не так и сильны, что шквал критических откликов обусловлен тем, что им просто хочется показать себя на фоне альбома, который, несомненно, привлечет общее внимание. Дабы хоть как-то подтвердить свои доводы, некоторые критики делят мир на две группы: те, кому альбом не понравился, то есть они сами, и так называемые фанаты Radiohead. О, это ужасные люди! Они, например, утверждают, что любой альбом Radiohead обязательно должен понравиться, пусть и не с первого раза; все положительные рецензии пишутся только фанатами Radiohead; они же виноваты в провалах группы. Ибо фанаты создали некий собирательный образ идеального альбома, а группа старается от этого сложившегося образа отойти. И вообще: «фанбаза группы девальвирует критику как институт и возвращает миф о некой объективной критике». Это изложение (с цитатой) позиции Артема Макарского из журнала Village. Наконец, можно обвинить альбом в том, что «песни в большей степени классический Radiohead, без замашек на экстравагантную электронную музыку», – онлайн-журнал Mooncake.

После такого шквала начинаешь не просто оценивать, но и отвечать. Йорк скулит? Так беспросветная печаль – это не просто фирменный знак Radiohead, это их взгляд на эту жизнь. Пластинка составлена из старых, не раз исполнявшихся на концертах песен? Полноте, такая здесь только одна – True Love Waits. И так далее. В целом о Pool можно сказать, что это, к счастью, не King Of Limbs, но, увы, не OK Computer. Вернулись живые гитары и барабаны, меньше стало электроники, очень уместны струнные аранжировки. Начиная, пожалуй, со второй вещи – Daydreaming – альбом представляется одной печальной, но изумительно прозрачной и щемящей мелодией. Нюансы, детали становятся заметнее после многих прослушиваний. Но на то это и Radiohead, чтобы его слушать многократно, а не, извините, певица Нюша.