Детская трудовая имени Джона Рида
Тяжелым вихрем прошлись по нашей стране Первая мировая и гражданская войны, две революции 1917 года, страшная засуха и голод 1921 года. Эхом этих событий стали детская беспризорность и преступность. Действенным способом борьбы за подрастающее поколение явились детские трудовые колонии. Одна из них – трудовая сельскохозяйственная колония для беспризорных детей имени Джона Рида – существовала в 1923-1932 годах в нашей губернии.
Вначале она располагалась на территории бывшего женского монастыря в Черемшанах Хвалынского уезда. В распоряжении колонии находился земельный участок в 84 десятины с фруктовым садом и мельницей, несколько лошадей, свиней, коров и сельскохозяйственный инвентарь. В первые годы колония остро нуждалась буквально во всем: обуви, одежде, постельном и нательном белье, кухонной посуде, продуктах питания, оборудовании для мастерских. И тут очень кстати оказалась американская шефская помощь.
На деньги, переданные журналисткой Анной Луизой Странг, закупили 20 полушубков, кухонную посуду, инструменты для мастерских, несколько лошадей и коров. В 1925 году американцы прислали чулочно-вязальные машины, а русские колонисты из США – трактор «Фордзон» с плугом и тракторной сенокосилкой. Таким образом, колонисты по два часа ежедневно занимавшиеся профессиональным обучением, могли теперь учиться не только сапожному, столярному, кузнечно-слесарному ремеслу, но и работе на тракторе. Девочки осваивали чулочно-вязальные машины, швейное дело и домоводство.
Известно, что колонии помогал коллега Джона Рида, известный американский журналист и писатель Альберт Рис Вильямс и жена Вильямса Люсита, жившие в Хвалынске в 1925 – 1926 годах.
Число воспитанников колонии колебалось от 50 до 80 человек, так как беспризорники не оставляли привычки ударяться в бега, особенно в летнее время. Не все могли свыкнуться с необходимостью жить по установленному распорядку. С 8 часов 30 минут до часу дня проходили занятия в двух группах: одна для постигающих грамоту и малограмотных, другая – для обучающихся по программе школ первой ступени. Более подготовленные дети посещали школы Хвалынска. Для выполнения домашних заданий отводилось время с 5 часов 30 мин. до 7 часов вечера.
Распорядок менялся с наступлением весны, когда колония превращалась в единую сельскохозяйственную артель и работала на полях, огородах, бахчах, в садах, занималась животноводством. Большую роль в обеспечении колонистов продовольствием играла мельница, за работу на которой колонистам полагалась часть муки от каждого помола.
Летом 1925 года в связи с решением губернской власти организовать в Черемшанах дом отдыха для трудящихся колонию перевели в село Алексеевка Вольского уезда. Здесь ей предоставили удобные, но нуждающиеся в ремонте помещения. Хотя строительные материалы и деньги поступали с перебоями, все же к сентябрю удалось отремонтировать пять жилых домов, клуб, кухню со столовой, баню с прачечной и паровую мельницу. Колонии отвели 204 десятины земли, на которой колонисты посеяли озимые хлеба и подготовили поля под посев яровых. Распорядок работы колонии на новом месте оставался в основном прежним. Добавились организованные учителями и воспитателями кружки: шашечный, шахматный и художественной самодеятельности. Колонисты выступали с концертами перед крестьянами села Алексеевка и других окрестных селений.
В 1927 году колонию обследовала межведомственная комиссия, решившая, что осуществлять такую широкую сельскохозяйственную программу колонии не обязательно, достаточно небольшого земельного участка, исключительно для учебных целей. К этому времени все колонисты уже имели начальное образование. Учитывая их способности и желание, колонистов направляли для дальнейшего обучения на рабочие факультеты, в школы фабрично-заводского ученичества, на работу в совхозы и промышленные предприятия. Некоторые питомцы колонии получили высшее образование. Среди них есть учителя, инженеры, агроном, художник.