Саратов. Июль 1916 года

Оценить
Заканчивается оборудование нового завода по производству костылей и болтов для железной дороги, обслуживающей армию. На заводе будет работать до 100 человек.

3 июля. Заканчивается оборудование нового завода по производству костылей и болтов для железной дороги, обслуживающей армию. На заводе будет работать до 100 человек.

Губернатор получил сообщение о продлении на 1916 год действия положения военного совета о вознаграждении новобранцев и ратников за носку собственной одежды и обуви. Размеры вознаграждения: за носку головного убора – полкопейки, шинели и походных шаровар – 1 копейка, походной рубахи – 2 копейки в сутки.

5 июля. Производство кирпича на заводах городского управления сократилось по сравнению с прошлым годом в два раза из-за нехватки рабочих рук и неблагоприятных климатических условий в нынешнее лето. С городских заводов кирпич продается: ручной выделки – по 23 рубля и механической – по 24 рубля за тысячу.

Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог предложило всем подведомственным структурам «принять за необходимость крайнюю бережливость в расходовании бумаги».

7 июля. Вкрытом рынке закончена отделка 350 мелких лавок. Полностью открыть рынок для торговли планируют в сентябре.

250 рабочих заканчивают работу по сооружению городского химического завода.

Писчебумажным магазином В.И. Покровского издан новый план г. Саратова. На плане нашлось место пригородам: внесены Патрикеевский и Агафоновский поселки, сады, посадки, дачи.

9 июля. В кинематографе «Художественный театр» с 9-го по 11 июля будет демонстрироваться «киноговорящая и поющая картина» под названием «Мировая война 1914 – 1916 гг., или За царя, Родину и славянство».

12 июля. Участились случаи выпрашивания подаяния мошенниками, переодетыми в форменную одежду солдат. Они используют «постоянную готовность населения прийти на помощь доблестным нашим защитникам-воинам». Губернатор С.Д. Тверской приказал чинам полиции «самым решительным образом бороться с этим злом и задерживать самозванцев, выясняя их личность, и привлекать к законной ответственности».

Все фабрики, заводы, крупные торговые предприятия, учреждения будут выписывать сахар из городского склада мешками по семнадцать с половиной копеек за фунт по требованиям, к которым должны прилагаться посемейные списки рабочих и служащих. Для взрослых норма выдачи сахара составит 2,5 фунта на месяц, для детей до 5 лет – полфунта.

13 июля. Представители кооперативов нашли нужным просить городскую продовольственную комиссию ввести карточную продовольственную систему по выдаче предметов первой необходимости.

В губернии началась уборка озимых. Урожай выше среднего, местами «очень хороший», доходящий до 200 пудов с сороковой десятины. Уборка задерживается из-за дождей. Ощущается сильная нехватка рабочих рук. На севере Саратовского и Вольского уездов за жнитво десятины платят 25 -28 рублей.

На городских землях по Волге на хлебах появилась ржавчина. Предполагают, что из-за этого урожай пшеницы сократится до 60%.

14 июля. Городская управа постановила немедленно открыть в Саратове 30 отделений городского продовольственного магазина. Здесь будут продавать сахарный песок по 18 копеек за фунт (не более 3 фунтов в день в одни руки), мыло фирмы Крестовникова по 35 копеек фунт (по 1 фунту в день в одни руки) и чай.

Отделением городского земельного хозяйства составляется проект огородных посевов в пределах выгона. На первое время будет посажен картофель, затем другие культуры с орошением огородов из Волги.

В селе Ерёмкине Хвалынского уезда мальчики пасли коров. Одна из них зашла на посев крестьянина Алексея Куркина. Хозяин избил мальчика Савинова двенадцати лет настолько сильно, что тот через три дня скончался.

15 июля. При посещении Саратовской уездной управы губернатор распорядился отослать для медицинского освидетельствования находящихся там военнопленных, уклоняющихся от сельскохозяйственных работ под предлогом болезней. Из 17 военнопленных действительно больными оказались только двое, остальные были признаны совершенно здоровыми. Заболевшим оказали медицинскую помощь, а остальные изъявили желание идти на работы.

Газету «Саратовский листок» читала Наталия Самохвалова