Веселый и грустный Хабенский

Оценить
Канал «Культура». «Линия жизни. Константин Хабенский», пятница, 22:25

По правде говоря, за деятельностью Константина Хабенского я почти не слежу. Очень долгое время его актерские работы проходили мимо, а мне почему-то казалось, что это не тот артист, карьерой которого стоит серьезно интересоваться. Ситуацию мог исправить замечательный фильм «Географ глобус пропил», где Хабенский исполнил главную роль и сильно меня удивил. Но, как часто водится, мы даем себе зарок, что будем теперь пристально за чем-то следить, и не выполняем обещание. Так же вышло и у меня. И вот теперь, случайно натолкнувшись на программу «Линия жизни», в которую в этот раз позвали Константина Юрьевича, я понял, что лучшего повода искупить свой «грешок» не представится.

Пару слов о самой программе. «Линия жизни» – это передача с долгой и славной историей: в 2006-м она взяла ТЭФИ в номинации «Программа об искусстве (цикл)». Формат «Линии жизни» очень простой и привычный: на встречу со зрителем приглашается именитый гость, который рассказывает про свою жизнь и отвечает на вопросы из зала. В Саратове примерно так же снимается знаменитая «Маркиза», только гость программы заранее не известен.

Хабенский без долгих предисловий предлагает задавать вопросы, а еще сразу обозначает цель: подобные мероприятия для него лично – это попытка ответить на вопросы, которые обычно не задаешь себе сам.

Вообще, смотря эту программу, не можешь отделаться от ощущения, что ты присутствуешь на записи «Маркизы». Разве что вопросы задает не Александр Динес, да и ответы на них покороче. А вот атмосфера, несмотря на совершенно другие цвета павильона, схожая – очень интеллигентная, с одной стороны, сдержанная, а с другой – не без юмора, порой грустного. Например, рассказывая о своих наставниках, Хабенский вспоминал, как первокурсников предупреждали: «Всех вас поздравляем, но не факт, что все закончат театральный институт. Из тех, кто его закончит, не факт, что все вы будете работать по профессии. Из тех, кто будет работать по профессии, не факт, что вы будете счастливы». Из 26 человек с их курса до финала дошли 12. Стали известными семь. Такова жестокая реальность театрального мира.

Слушать Хабенского – одно удовольствие, например, его рассуждения про то, как сложно проходить актерам медные трубы узнавания, как он сам столкнулся с ними, и что ему давалось это испытание легче, потому что перед глазами были примеры товарищей по выпуску. Иногда все это сопровождалось байками вроде: заходит Хабенский в магазин – там сидит собака и смотрит на него, ожидая, что он покормит. Коллега язвит: «Вот видишь, даже собаки тебя узнают». Впрочем, может немного поязвить и сам Хабенский, когда ему задают странноватые вопросы: мол, почему вы сыграли так, а не иначе? И что ему остается сказать? Что он читал Станиславского и действует по его системе? Но иначе никак. И ему приходится отвечать. Хотя в конце программы он все равно призовет всех чаще задавать глупые вопросы – отвечая на них, мы часто открываем для себя истину.

«Линия жизни», конечно, не из разряда остросюжетных программ – ее течение мирно, и каждый раз, включая телевизор, вы будете выбирать – смотреть выпуск или нет – вдруг вам герой программы ни капли не интересен? Однако передача хорошая, и там можно услышать много интересного. Например, формулу, кто такой русский герой по версии Хабенского и Бекмамбетова: это человек, которому приходится совершать подвиги поневоле – ему нужно и себя спасти, и близких. При этом он должен еще и заниматься импортозамещением, платить налоги, а еще и оптимизацией. В том числе своей семьи и своей жизни. И при этом не обозлиться на мир. Грустная и злободневная формула, не правда ли?