Крутим педали всем назло...

Оценить
О противостоянии автомобилистов, пешеходов и велосипедистов в Саратове

Так уж сложилось, что автомобилисты на дух не переносят велосипедистов. Как минимум за непредсказуемость движения. Велосипедистов не любят и многие пешеходы – за то, что теперь и по пешеходным тротуарам нужно идти, оглядываясь по сторонам. Эта проблема в России становится с каждым годом все острее. Подтверждение тому – печальная статистика ДТП. Но если проезжая часть, безусловно, остается за автомобилистами, тротуары – за пешеходами, как быть велосипедистам?

История одного велосипедиста

С велосипедом на «ты» Святослав с детства, но как средство передвижения по городу стал использовать двухколесного друга только лет пять назад. «От моего дома до работы на такси ехать минут 30. Понятно, что на общественном транспорте и того дольше. Без учета пробок! На велике я спокойно доезжаю за 40-45 минут. Чувствуете разницу? Ездить каждый день на такси дорого. А летом в автобусе или трамвае париться на солнцепеке сомнительное удовольствие. Лучше попотеть, крутя педали. Тем более что у меня сидячая работа».

Но не все так хорошо и безоблачно. «В обычный будний день мне приходится наматывать примерно 20 километров (10 на работу и 10 домой). Может быть и больше, если куда-то надо заехать до работы или после. Поэтому нужно обязательно следить за водно-солевым балансом в организме. Я обязательно с собой вожу бутылку с водой и какие-нибудь батончики типа сникерсов. К тому же в Саратове ездить на велосипеде опасно. Тебя защищает только самый простой шлем. От всей остальной защиты толку нет. Летом взмокнешь только от наколенников и налокотников. Мотоциклистам в этом отношении проще – они ничего не крутят, сидят спокойно», – поясняет велосипедист.

Проблема взаимодействия с автомобилистами и пешеходами для парня актуальна как ни для кого другого: «Виноваты все. Есть и велосипедисты полные идиоты, которые ездить не умеют, есть и автомобилисты, которые не умеют или забыли, как пользоваться поворотниками, есть и мамаши, которые вспоминают о безопасности своего ребенка только тогда, когда что-нибудь случается. Все виноваты по-своему. На собственном опыте убеждаюсь, что если правильно и уважительно себя на дороге ведешь, то и абсолютное большинство автомобилистов и пешеходов будут к тебе относиться так же. За редким исключением».

За те годы, что Святослав катает по городу, у него появились свои способы определить адекватность встреченного велосипедиста: «Их можно определить по наличию зеркалец заднего вида. Хотя и здесь не без исключений. Знаю некоторых матерых велосипедистов, которые гоняют по городу без зеркал. На мой взгляд, это небезопасно. Правда, у нас в городе нельзя купить такие зеркала приемлемого качества. Я свое заказывал из Китая, и то среднего качества. И еще – нормальные велосипедисты всегда будут показывать руками повороты и остановку».

Закон велоспроса

Кризис не сыграл велолюбителям на руку. Цены на велосипеды взлетели чуть ли не в два раза. «Я свой покупал примерно за 18 тысяч. Сейчас точно такой же можно купить за 32 тысячи. И речь идет не о самом крутом байке – о среднем классе. Но на этом траты не заканчиваются. Несколько деталей придется поменять чуть ли не сразу – или в середине сезона, или в начале следующего в лучшем случае. Если катаешься много, то на деталях лучше не экономить».

О состоянии саратовских дорог вздыхают не только владельцы автомобилей, но и велосипедисты. «Нормальных велодорожек у нас в городе нет. Есть только пародия на них. Качество покрытия отвратительное. Это не главная беда. По тем дорожкам, которые у нас есть, без зазрения совести прогуливаются мамочки с детьми или собачники со своими домашними питомцами. Как будто велодорожку для них специально сделали! Поэтому по тротуарам я ездить не люблю», – объясняет Святослав.

«Каждый пешеход знает, что «зебра» – это его территория, и поэтому некоторые вышагивают по ней неспешно так, вальяжно, будто по подиуму идут и новую коллекцию одежды демонстрируют,– говорит автомобилист с 20-летним стажем Вадим Груздов. – Иногда хочется выйти из машины и пенделя хорошего отвесить таким неторопливым гражданам. Для скорости. Многие пешеходы хорошо усвоили еще со школьной скамьи, что на красный свет светофора автомобилям ехать нельзя. Но почему-то они решили, что когда для них горит красный, то можно дорогу и перебежать. Вот это ужасно бесит». Про велосипедистов Вадим ничего сказать не может. Видимо, неприятных столкновений удается избегать.

Зато студентка классического университета Анастасия своего пренебрежительного отношения к велосипедистам не скрывает: «Прежде чем покупать велосипед, потрудись изучить ПДД. Для велосипедистов там всего строчек десять, но они умудряются и их повсеместно нарушать. Есть такое негласное правило: «Если пешеход видит несущегося навстречу велосипедиста, то не надо уворачиваться. Нормальный велосипедист сам объедет». Ну а как узнать, нормальный велосипедист на тебя несется или нет? Положившись на это правило, я уворачиваться не стала, и придурок на велосипеде на меня наехал. Ничего критического не произошло, но приятного было мало. Теперь все эти негласные правила пускай идут лесом. Здоровье и хорошее настроение, а также сохранность вещей и одежды намного дороже. Почему я из-за каких-то идиотов должна деньги на новые босоножки тратить?».

Сел и поехал

Так как обладать велосипедом удовольствие дорогое, да и не все видят в этом необходимость, в Саратове работает множество велопрокатов. Я отправился в один из таких – на 5-ю Дачную. Час проката стоит 250 рублей. В залог меня попросили оставить паспорт или водительские права (просьба сомнительная, но не выполнив ее, я бы не смог взять вел напрокат). Велосипед мне выдавала женщина средних лет. Она не смогла объяснить толком, как пользоваться правильно тормозами и переключать скорости. Если для опытных велосипедистов это проще простого, то для тех, кто третий раз в жизни собирается прокатиться на скоростном байке, такие вопросы очень даже актуальны. Как показывать повороты и остановки, что надо держаться на проезжей части края правой полосы – меня также никто не проинструктировал. А зря. Велосипед – это все-таки не ракетки для настольного тенниса и не ролики. Это полноценное средство передвижения, владелец которого обязан знать и соблюдать ПДД. В Европе это уже давно поняли. В России только вот-вот начали понимать.