Мы не играем в игры, правила которым придумали не мы
...Короче, со мной тут такое дело – В общем, скажу вам открыто и прямо: Газпром выполняет свои обязательства, (Из песни Семена Слепакова «Газпром») |
Если кто не слышал песню Семена Слепакова про волшебную компанию-мечту, то теперь вам захочется это сделать. Потому что на ежегодной пресс-конференции после большого собрания акционеров, которое состоялось 30 июня в Москве, председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера спросили, как он относится и к песне, и к Слепакову. И он рассказал, как к нему пришло бледное руководство холдинга «Газпром-медиа» с вопросом: «Можно ли эту песню показывать на наших каналах?».
– Я говорю: можно. Показывайте. Песня хорошая. И мы даже в журнале «Газпром» публиковали текст этой песни.
Вот такой он, газпромовский начальник, уверенный в себе, своих победах и прогнозах на будущее. И в деловой части своего общения с сотнями журналистов Алексей Борисович тоже демонстрировал, что все у него в компании ладится.
Газпром берет измором?
Когда компания чувствует себя безусловным лидером, она не ходит на поклон к покупателям. Плохо это или хорошо – другой вопрос. Но диктуя свои условия продаж, такой бизнес не упускает случая подчеркнуть, что на его товар в любом случае есть спрос. Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер именно с этой точки зрения смотрит на любой контракт. Отвечая на вопрос о том, как продвигаются переговоры с CNPC по поставкам газпромовского газа на территорию Китая, он ответил буквально следующее: «Нашему коммерческому партнеру мы сделали предложение по цене и по объемам поставок. И если наше предложение будет принято, то можно рассчитывать, что контракт будет подписан в ближайшее время».
Журналистам этой информации не хватило. И они напомнили Миллеру о том, что китайская сторона хотела бы получить допуск к добыче, транспортировке и реализации газа, прописав в контракте поставок газа такой интегрированный подход. Миллер подтвердил, что «такие предложения со стороны наших китайских друзей звучали в ходе последних переговоров», но для Газпрома они неприемлемы. Так что поставлять газ в Китай по западному маршруту газопровода «Сила Сибири» Газпром будет так, как решили в мае 2015 года.
Напомним, что майские соглашения закрепили основные условия поставок газа по западному маршруту «Сила Сибири-2» в меморандуме. Контракт планировали подписать к концу 2015 года, потом в первом полугодии 2016-го, но он еще не подписан. Газпром хочет поставлять в Китай по 30 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. Китайская сторона не уверена, что ей нужны такие объемы. Обе стороны переговоров знают принцип работы Газпрома, который гласит, что объемы оплачиваются не по факту, а по тем цифрам и формулам, что зафиксированы в договорах.
Жесткий подход в отношениях всегда оборачивается длительными переговорами. ПАО «Газпром» умеет брать своих китайских, словацких, грузинских, азербайджанских, украинских партнеров измором. И его не волнуют промежуточные проигрыши.
Журналисты спросили про поставки газа в Азербайджан. Есть ли возможность их увеличить? Алексей Миллер ответил, что Азербайджан хотел бы получить плюсом к поступающим ему 2 млрд куб. м еще 3-5 млрд кубов газа. Но «это вопрос цены». Читай – если Азербайджан согласится на нашу цену, то будет ему и 3, и 5 млрд кубов. Журналисты спросили про Грузию. На Петербургском экономическом форуме ПАО «Газпром» подписал соглашение с грузинской компанией о поставке 100 млн кубов газа до конца года. Это дополнительные объемы, сверх тех, что Грузия получает в счет транзита газа в направлении Армении. Журналисты хотели узнать, как за этот газ придется расплачиваться? Миллер не стал отвечать, сославшись на то, что в условиях расчета за этот дополнительный газ есть коммерческая тайна. Журналисты спросили, планирует ли Газпром возобновлять закупки газа в Туркмении? И на каких условиях и по какой цене? Миллер ответил, что Газпром с Туркменией сейчас «в арбитражном разбирательстве». И в этом разбирательстве можно дождаться решения суда, а можно «урегулировать спорные вопросы в неарбитражном диалоге». Логично предположить, что «спорные вопросы» в данном случае – это условия эксплуатации газотранспортных магистралей. Знаете почему? Больше всего Алексей Миллер был доволен Белоруссией и Кыргызстаном.
– Для Белоруссии цену на газ обсуждаете? – спросили журналисты.
– Нет, – ответил Миллер. – И долгов у нас там нет. Наша стопроцентная «дочка» в Белоруссии нам ежемесячно 100% оплачивает поставки газа.
– В 2014 году Газпром выступал генеральным спонсором Всемирных игр кочевников, которые проводит Кыргызстан. Намерен ли Газпром в этом году снова их финансировать? – спросили журналисты.
– Газпром взял на себя 100-процентную ответственность за энергоснабжение Кыргызстана. Мы стали 100-процентными хозяевами, – ответил Миллер. И подчеркнул, что если Газпром взял на себя функции энергоснабжения, то как социально ответственная компания, конечно, финансово поддержит соревнования в Кыргызстане. И даже сам приедет на это мероприятие к киргизским друзьям.
С Украиной вопрос особый. И с Польшей – непростой
С Украиной Газпрому тяжело договариваться. Конфликт интересов объясняется очень просто. Алексей Миллер до сих пор говорит «на Украине» и вновь и вновь готов подчеркивать, что все поставки газа осуществляются по договору 2009 года. А украинцы убеждены, что они уже в другой стране живут несколько лет.
– Могут ли начаться поставки газа в Украину в третьем квартале? – спросили журналисты и попросили Миллера раскрыть цену. Миллер ответил, что цена газа для Украины рассчитывается по формуле, прописанной в контракте 2009 года, и составляет на третий квартал 2016 года 167 долларов 57 центов. Предварительный счет выставлен. Для того чтобы возобновить поставки, Газпрому нужна предоплата.
– Газпром гарантированно поставит нашим украинским коллегам газа столько, сколько его будет оплачено. Украинская сторона ставит условием предоплаты подписание некоторых дополнений к действующему контракту. Но действующий контракт не требует никаких дополнений для того, чтобы возобновить поставки газа на Украину, – Миллер подчеркнул, что Украина зря торгуется. Покупка российского газа этой стране выгодна. И с закупками нужно поспешить. Украине в третьем квартале требуется 3 млрд кубометров газа. Это значительные объемы.
– Мы внимательно следим за тем, как Украина ведет закачку газа в свои подземные хранилища, – сообщил Алексей Борисович, напомнив журналистам, что хорошо знает про проблемы, которые были у этой страны с закачкой в предыдущие годы. Но в этом году отставание от графиков предыдущих лет по закачке газа в пункты временного хранения (ПВХ) составляет уже больше двух миллиардов кубов газа. – Это очень большая величина. Это значит, что Украина ежесуточно создает себе на ближайшее будущее ситуацию, когда ежедневно придется увеличивать суточный объем закачки.– Сейчас закачка газа в ПВХ, по словам Миллера, составляет около 20 млн кубов в сутки. Украине, чтобы чувствовать себя нормально в осенне-зимний период, требуется закачать в ПВХ 17 млрд кубов газа.
– Чтобы выйти на этот уровень, Украина уже должна ежесуточно закачивать 60 миллионов кубов. И надо понимать, что с каждым днем эта цифра все больше увеличивается. Поэтому 3 миллиарда кубов – понятно, цифра обоснована, цена конкурентоспособна. Но Газпром поставит Украине газа столько, сколько она заплатит за газ. В этом нет никаких сомнений. Но никаких дополнений к действующему контракту Газпром подписывать не будет. Нет в этом никакой необходимости.
– Вы до какого момента будете бесплатно поставлять газ на территорию Донбасса, которая не контролируется правительством Украины? – спросил Алексея Миллера украинский журналист, уточняя, что украинская компания «Нафтогаз» утверждает, что не принимает газ, который поставляет на юго-восток страны Газпром. Миллер ответил, что существует «только один контракт поставки газа на Украину». 2009 года. Он подписан руководством Нафтогаза, «и в нем определены точки подачи газа на Украину, в том числе точки входа на юго-востоке Украины»
– Никаких других документов по изменению входов не подписано. У нас таких документов нет. Поэтому поставка газа на юго-восток ведется точно так же, как и во все другие регионы Украины. Миллер назвал долг Украины за поставленный на территорию Донбасса газ. Он составляет 718,5 млн американских долларов. То есть, по нынешнему курсу, почти 50 млрд рублей. Но в настоящее время этот счет не предъявлен в Стокгольмский арбитраж.
Из всех ответов господина Миллера на украинские вопросы выходило, что Украина еще мечтает выиграть у Газпрома, но он будет ее дожимать. И одним из рычагов давления станет сокращение транзита экспортного газа через Украину. В ПАО «Газпром» ставят на развитие другого транспортного коридора под названием «Северный поток-2». По словам Миллера, на этом направлении ему видна хорошая динамика. Даже Словакия уже перешла из противников в союзники. Миллер отметил на пресс-конференции, что «проведенные переговоры со словацким оператором позволили достигнуть договоренности, что словацкие транспортные мощности будут использоваться в рамках проекта «Северный поток-2». На уточняющий вопрос журналистов о том, кто пошел на уступки, Миллер ответил уклончиво: «Если стороны договорились, то значит, посчитали договоренности взаимовыгодными».
Подобные уходы от ответов у Газпрома чаще всего означают собственную уступку. Но зато теперь господин Миллер может смело будоражить Украину смелыми заявлениями. На экономическом форуме в Петербурге он заявил о том, что транзитные мощности в 10-15 млрд кубометров в Центральном коридоре, который проходит по территории Украины, нужно рассматривать как мощности, которые могут быть использованы или могут стать резервно-запасным маршрутом после ввода всех новых газопроводов. На пресс-конференции тоже подтвердил: «Это свободные мощности, которые могут быть задействованы». Журналисты уточнили, будет ли Газпром ограничивать европейских партнеров в их желании продать газ с «Северного потока-2» в Украину в случае, если Газпром все-таки сократит поставки в украинском направлении. Миллер успокоил, что с территории Европы газпромовский газ может направляться в любые страны. Намек на то, что вот тут-то Украина и поймет по заоблачной цене, как она прогадала, – читался очень ясно.
Будем следить за украинско-российским газовым противостоянием. А еще – за польско-российским газовым диалогом.
Польская тема была единственной на пресс-конференции, где по ответу Миллера ясно было видно, что позиции Газпрома оказались в уязвимом положении. Дело в том, что высокопоставленными польскими чиновниками было сделано заявление о том, что после истечения долгосрочного контракта по поставке газа в Польшу (а это 11 млрд кубов в год) эта страна откажется от его продления. Миллер подтвердил, что знает о таком заявлении и что условия контракта предусматривают возможность расторжения договора одной из сторон. Поставщик или покупатель могут сделать заявление об этом за 36 месяцев до окончания сроков оплаты, которые наступят в 2022 году, то есть в 2019 году. Но Газпром такие предварительные заявления польской стороны по-настоящему тревожат. Потому что российский газ на польском рынке – это серьезно. И динамика поставок высока, и рост объемов велик, и непонятно, кто эти объемы Польше может заменить. И Газпрому хотелось бы ясности. И хотелось бы, чтобы даже в случае смены поставщика для Польши «поставка газа осуществлялась бы, как это и сейчас происходит, на белорусско-польскую границу». Не будем утверждать, что Миллер хотел бы, чтобы вместо Газпрома газ Польше продавала Белоруссия. Но ведь нельзя исключать, что он видит ее скрытым посредником? Хотя нельзя исключать и того, что Газпром готов идти на уступки Польше. «Могут и польские компании доставлять наш газ», – просигналил председатель правления Газпрома высокопоставленным польским чиновникам.
С Германией и Великобританией все отлично, а американцы зря стараются
В 2015 году Газпром поставил в дальнее зарубежье 159,4 млрд куб. м газа. В нынешнем году, по словам Алексея Миллера, динамика обнадеживает еще больше. Если прирост объемов сохранится на уровне первого полугодия, то объем экспорта Газпрома в 2016 году «будет, как минимум, в вилке между 166 и 170 миллиардами кубов». Если четвертый квартал в Европе окажется холодным, то экспорт будет еще больше. При этом, как утверждает Алексей Миллер, «дно наших газовых цен по контрактам Газпрома о поставках газа на экспорт в дальнее зарубежье во втором квартале 2016 года уже пройдено», то есть цены будут расти. Дело в том, что основные экспортные контракты Газпрома связаны с ценой на нефть. При этом газовая отрасль реагирует на нефтяные цены с полугодовым и девятимесячным лагом. Если во втором квартале 2016 года Газпром торговал газом по цене, привязанной к цене нефти в 27 долларов за баррель, то потом она практически удвоилась. И Газпром по своим формулам очень хорошо видит, что «средняя цена (экспортного газа) в третьем квартале выше, чем во втором, цены четвертого квартала выше, чем в третьем, цена в первом квартале 2017 года выше, чем в четвертом квартале 2016 года».
– Мы не играем в игры, правила которым придумали не мы, – сказал председатель правления ПАО «Газпром», объясняя журналистам не только свое отношение к формуле расчета цены газа по отношению к цене нефти, но вообще ко всему. И пока логика этого правила работает и на Газпром, и на Миллера.
Великобритания возникла в вопросах в связи с «Брекзитом». Как повлияет возможный выход этой страны из Евросоюза на Газпром?
– В «Брекзите» мы не видим плохих для себя последствий, – ответил Миллер. – Отношения с Великобританией радуют. – Он подкрепил радость цифрами. В 2015 году продали Великобритании 11,1 млрд кубов газа. Объемы поставок за первое полугодие показывают почти 4 млрд кубов плюсом к аналогичному периоду. – Если говорить о Великобритании вне Евросоюза – будем с ней строить прямой открытый взаимовыгодный диалог без посредников.
Про Германию заговорили, затронув тему возобновляемых источников энергии. Миллер сам привел эту страну в пример, объясняя, что с возобновляемыми источниками связаны слишком завышенные ожидания. Напомнил, что в 2015 году Германия купила у Газпрома 48,5 млрд кубометров газа. В этом году ожидается прирост годового объема на 1,5 млрд кубов. Так что, несмотря на то, что эта страна является лидером по возобновляемым источникам энергии, объемы потребления российского газа она все равно увеличивает и «Северные потоки» вместе с Газпромом строит.
Журналисты спросили у Миллера, опасается ли Газпром экспорта сжиженного природного газа из США. Ведь если цены на рынке вырастут до достаточно высокого уровня, то США смогут экспортировать СПГ в Европу на выгодных условиях. Миллер ответил, что беспокойства из-за поставок американского СПГ на европейский рынок у Газпрома нет. Потому что «главная тенденция на европейском рынке, доминирующая, определяющая – снижение собственных объемов добычи».
– Будут американцы поставлять СПГ, не будут поставлять, мы будем его поставлять больше и еще больше. Доля поставок газа Газпрома на европейском рынке будет все равно расти, – убеждал Миллер журналистов, рассказывая, что в Газпроме уже делали прогнозы, пытаясь понять, что будет, если продолжит расти спрос, или останется на том же уровне, или уменьшится. – Объемы поставок Газпрома на экспорт и его доля на европейском рынке будут только увеличиваться. – И похвастал, что в 2015 году Газпром поставил в Европу 31% всего потребленного там газа.
К сахалинским страданиям Газпром не имеет отношения
Региональная тема на пресс-конференции тоже была. В Москву все-таки приехали около 200 журналистов. Без региональных вопросов вряд ли бы всей стране стало известно, что в Кемеровской области Газпром тренируется добывать сланцевый газ. То есть на самом деле добывается метан из угольных пластов, но это «наработка компетенций». Проект такой в России единственный. И он не очень разорительный для Газпрома. Потому что, несмотря на то, что добыча метана дороже добычи природного газа, в себестоимости практически нет транспортных затрат – «промышленно развитый регион с большим населением практически живет на угольном бассейне».
А вот Иркутской области повезло меньше. Ей, для того чтобы дождаться масштабной газификации, придется ждать, когда на ее территории запустят в работу второе базовое месторождение для газопровода «Сила Сибири». Сейчас своего газа в Иркутской области нет. И его нужно транспортировать за сотни километров по трубам, которых тоже нет. «Это золотые трубы будут», – сказал Алексей Миллер, объясняя, почему до сих пор нет газа в Иркутской области. «Потребитель должен появиться», – сказал он, имея в виду быстро растущую экономику Китая, куда и тянется «Сила Сибири». Население Иркутской области с этой точки зрения – не потребитель, который мог бы «обеспечить необходимую внутреннюю норму доходности в создании газотранспортных мощностей». Иркутских жителей, желающих перейти на газ, «недостаточно для того, чтобы обеспечить рентабельность проекта прокладки газопровода на сотни километров». Так что им пока остаются уголь и электричество.
А вот на Дальнем Востоке газ уже есть. Но ценообразование на него ведется в долларах США. «Для всей остальной страны оно ведется в рублях. Получается, что мы, дальневосточники, платим в два раза больше за газ, чем остальная страна. Будет ли пересмотрена такая ситуация?» – спросил журналист из газеты «Хабаровские вести». Господин Миллер ответил, что не Газпром устанавливает цены на внутреннем рынке и что в Хабаровский край Газпром газ не поставляет. Он туда поступает с проекта Сахалин-1. «И если он там привязан к доллару, то мы на это повлиять никак не можем», – сказал председатель правления ПАО «Газпром».
Для справки: российским участником этого проекта является ОАО «Роснефть».