Юсуф Обадже: Нигерийские фильмы правдивее новостей

Оценить
Что мы знаем об Африке? Водят ли там хороводы люди в юбках из пальмовых листьев или к жаркому солнцу давно устремились стеклянные небоскребы?

Что мы знаем об Африке? Водят ли там хороводы люди в юбках из пальмовых листьев или к жаркому солнцу давно устремились стеклянные небоскребы? Российские средства массовой информации не слишком интересуются достижениями мирной жизни других государств, в фокус внимания могут попасть только резонансные события: взрывы, массовые убийства и стихийные бедствия. Студент второго курса юридического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского Юсуф Обадже, родом из Нигерии, рассказывает, какая она сейчас – эта загадочная Африка.

– Юсуф, расскажи, как ты сюда попал?

– Мне захотелось изучать гражданское право и стать адвокатом по гражданским делам. У нас в Нигерии развивается общее право, но не гражданское. Для меня стала интересна возможность получить образование за рубежом, в особенности в Европе, потому что гражданское право – это европейское право. Я начал смотреть, что я могу себе позволить, что стоило бы не очень дорого. Мне позвонил агент, отправляющий молодых людей учиться за границу, и предложил поехать в Россию. Мы выбрали Саратов, где цены невелики, а общественная жизнь не сильно отвлекает студентов от учебы.

– Как много твоих знакомых из Нигерии, как и ты, учатся в России?

– Очень много. Но так получилось, что в СГУ на юридическом факультете я – единственный черный студент на всем потоке. Я учусь не в специальной группе для иностранцев, а в обычной группе вместе с российскими студентами. Это здорово и одновременно сложно. Слушать, запоминать и выступать мне после года изучения русского на подготовительном отделении намного сложнее, чем всем остальным – это ежедневный титанический труд. А иногда мне хочется поговорить с таким же африканцем, с таким же нигерийцем – с кем-то своим, но его нет. Эмоционально сложно быть не таким, как все.

– А что ты планируешь делать после окончания обучения?

– Я хочу продолжить свое юридическое образование в магистратуре в какой-нибудь другой стране. В какой – еще не решил, планы постоянно меняются. Любое место на земле прекрасно в зависимости от того, что тебе нравится и что тебе нужно. Без разницы, Европа, Африка или Америка – главное, чтобы было комфортно. Я очень хочу путешествовать по всему миру, увидеть разные культуры, попробовать разную жизнь, встретить разных людей. Но потом я обязательно вернусь в свою страну, потому что скучаю по ней каждую секунду своей жизни: скучаю по еде, прекрасным людям, по традициям, погоде. Там мой единственный дом.

– Расскажи о своей семье.

– Я третий ребенок в семье, у меня шесть братьев и шесть сестер. Родом я из Абуджы – столицы Нигерии, где проживает миллион человек. Абуджа считается небольшим городом, ведь в Нигерии 180 миллионов человек – мы занимаем седьмое место в мире по численности населения. Страна разделена на 36 штатов. Крупные города – Лагос, Кана, Ибадан, Кадуна, Бенин-сити. В каждом штате – свой язык, а всего в Нигерии около 500 различных языков и диалектов. Я владею тремя языками, пусть и не в совершенстве. А государственный язык – английский, потому что Нигерия до того, как обрела независимость в 1960 году, была колонией Великобритании.

– Насколько мне известно, нигерийский народ поделен пополам на мусульман и христиан, которые конфликтуют между собой. Ты, судя по имени, мусульманин?

– Нет, я христианин. Я родился в мусульманской семье и принял христианство, когда мне было 20 лет. Я сделал это, потому что христианство больше отвечает моим мироощущениям. Но все же я считаю, что религия – только внешний слой, а вера глубоко внутри.

– А как твои родители отнеслись к такому выбору? Полагаю, не особенно обрадовались.

– Хорошо.

Я считаю, что проблема тяжелых взаимоотношений между мусульманами и христианами в Нигерии несколько преувеличена. Смуту еще вносят террористы «Исламского государства» (организация признана экстремистской и запрещена в России. – Прим. ред.)и «Боко харам» (радикальная исламистская организация). Если они взорвали где-то бомбу, люди думают: это сделали мусульмане, чтобы отомстить христианам. Хотя на самом деле истинные мусульмане не могли так поступить, а пострадали от их рук не только христиане.

– В интернете время от времени попадаются новости о терактах в Нигерии.

– Там было опасно раньше. Но сейчас ты можешь проверить в интернете и понять, что Нигерия – одна из самых спокойных точек Африки. Мы уже ничего не слышим о бомбах вот уже последние три месяца! Мы счастливы, что в нашей стране мирно. Экономика развивается достаточно быстро, ведь у инвесторов появилась уверенность, что в стране спокойно, и они возвращаются. Инвесторы – со всех стран мира: из США, ЕС, Китая. Есть также инвесторы из России, которые вкладываются в добычу нефти, строительство атомных электростанций и других предприятий. Я очень горжусь экономическими успехами Нигерии – наша страна занимает первое место по производству нефти в Африке и по уровню экономики уже обогнала Южно-Африканскую Республику, Алжир, Марокко. Нигерия – страна номер один в Африке.

– Но ведь спокойно только последние несколько месяцев. Как думаешь, сколько продлится затишье?

– Я очень надеюсь, что долго. Тебе кажется все страшным, потому что ты не жила в Нигерии. Когда я был в Нигерии, я тоже читал о России, что это воинствующая страна, которая каждый день с кем-то воюет, и где есть дискриминация, коррупция и русская мафия. Это то, о чем пишут в новостях и газетах. Но мне хотелось побывать в одной из самых величайших и уважаемых держав мира. Поэтому я здесь, и теперь понимаю, насколько правда не совпадает с медийной картиной. Ты будешь удивлена, когда приедешь в Нигерию. Конечно, ни одна страна мира не может быть полностью свободной от проблем, негативные стороны есть везде, но Нигерия в реальности намного спокойнее и комфортнее для проживания, чем принято считать.

– А как насчет криминала в Нигерии: допустим, если иностранец будет гулять по улице, велика ли вероятность того, что его ограбят, изобьют или похитят ради выкупа?

– Вероятность такая же, как если со мной что-нибудь случится здесь, в Саратове. Пока что, к счастью, ничего плохого не происходило. Конечно, всякое может случиться, и элементарные меры предосторожности никто не отменял. Но, повторюсь, не всему, о чем говорят СМИ, можно верить. Там создается впечатление, что все черные – преступники, хотя в большинстве своем черные – мирные трудолюбивые граждане.

– Есть такой феномен – «нигерийские письма», которые приходят на электронную почту. Ты что-нибудь слышал них?

– Это плохо. Лично я не был свидетелем такого мошенничества, только знаю об этом, как и ты. Но, думаю, этим промышляют мошенники не только в Нигерии, но и в других странах мира.

– Какая погода сейчас в Нигерии?

– Сейчас там тепло. Как здесь сейчас. Вообще, у нас три времени года...

– ...»жарко», «очень жарко» и «очень-очень жарко»?

– Нет, сезон засухи, сезон дождей и сезон прохладной погоды. Вот последний сезон я больше всего люблю.

– Что в твоей стране может посмотреть турист?

– Нигерия – популярное туристическое направление в Африке, потому что у нас есть много интересного. Если хоть раз побываешь в нашей стране, то захочешь вернуться снова. У нас разнообразные природные ландшафты: тропические леса, саванны, реки, водопады. В Нигерии в национальных парках Янкари, Кросс-Ривер, Старый Ойо есть самые разные животные: обезьяны, львы, слоны, носороги, тигры, львы, буйволы, крокодилы. Всех их я, конечно, видел своими глазами. Туристам также интересно посмотреть, как живут люди в деревнях, в каждой деревне каждого штата – свои традиции.

– Ты описываешь свою страну так, что хочется сразу купить билет, возможно, даже в один конец. Но читала в интернете, что при высокой рождаемости продолжительность жизни в Нигерии не так велика – в среднем 50 лет. Это связано с состоянием медицины?

– Ну, мой дедушка, например, прожил 120 лет. Я не шучу! А моей бабушке сейчас 85 лет, и мой отец прожил уже больше 50 лет.

Если говорить о медицине, то одной из серьезных проблем является подделка медикаментов, дело доходит вплоть до летальных исходов. NAFDAC (National agency for foods and drug administration control) борется с подделкой лекарств и продуктов питания и выводит фейковые товары с рынка. Эта опасность сейчас намного меньше, чем раньше.

– А что можно сказать про болезни, например, Эбола, СПИД?

– Эбола в Нигерии была побеждена еще осенью 2014 года. Всемирная организация здравоохранения объявила это грандиозным успехом и заявила, что нигерийский опыт может показать другим странам, как противостоять эпидемии и как не допустить ее распространения. Что касается СПИДа и ВИЧ, в последние годы уровень заболеваемости значительно снизился. Нигерийская медицина делает гигантские шаги в этом направлении.

– А теперь давай поговорим о хорошем. Оказывается, у вас развита мощная киноиндустрия: все-таки второе место в мире по количеству выходящих фильмов после Болливуда, в обход Голливуда, что-то да значит. Ни разу в жизни не смотрела нигерийский фильм. О чем ваше кино?

– Нигерийскую киноиндустрию по аналогии называют «Нолливуд». Наше кино – обо всем. Если ты посмотришь нигерийский фильм, ты увидишь картину Африки и поймешь, как творчески, эстетично и тонко мы чувствуем свою страну и континент. Уверяю тебя, большинство нигерийских фильмов будут намного правдивее мировых новостей о Нигерии и об Африке. По крайней мере, картинка там не однобокая. Нолливуд снимает фильмы всех жанров: драмы, комедии, мелодрамы, боевики, документальные фильмы. Здесь задействовано много талантливых актеров, режиссеров, музыкантов, сценаристов.

– Как ты оцениваешь ситуацию со свободой слова и независимостью СМИ в вашей стране?

– Нигерия сейчас – демократическая страна, где у граждан есть право на выбор той или иной политической платформы, которая защитит их интересы. Сейчас свобода в Нигерии огромна. Я уважаю нашего президента Мохаммаду Бухари, который сохраняет целостность нашей страны, защищает от междоусобицы и коррупции. А нигерийская пресса может похвастаться наибольшей независимостью и свободой на всем африканском континенте.

– Твоя родина – как мечта. А что ты думаешь о политике и правах человека в России?

– Думаю, все хорошо. Путин – сильный лидер, и за границами России и бывшего Советского Союза его очень уважают. Он четко показал, что Россия – не Европа. Я приехал в Россию, когда Россия была напряжена санкциями, были большие колебания доллара к рублю, в стране начинался экономический кризис. Но когда я узнал о причинах санкций, это заставило меня поверить в обещания президента Путина, который никогда не подводил россиян, и я разделил с россиянами надежду на лучшее будущее. Без сомнения, это трудно, очень трудно, но у России не было иного выбора, кроме как сделать эти геополитические шаги, возможно, обретая врагов по всему земному шару. Я думаю, что скоро некоторые другие страны последуют примеру россиян.

– Видела у тебя на странице в социальной сети агитационный плакат с тобой в поддержку молодого участника праймериз «Единой России». Почему ты решил его поддержать?

– Просто у нас есть общая знакомая. Он позвонил мне и попросил поучаствовать в агитационной кампании. Я сказал: о'кей, никаких проблем, если он хочет избираться – почему бы и не поддержать?! Мне, чернокожему иностранцу, было приятно быть персоной, которой доверяют, и потому отдают свои голоса за этого кандидата. Слава богу, праймериз прошли для него успешно, чему я был еще больше рад.

– Как здесь проходит твой день?

– После учебы я прихожу в общежитие, обедаю и занимаюсь своим блогом www.myblogarena.com. Потом иду в тренажерный зал, а вечером готовлюсь к занятиям и ложусь спать. После того, как прошла летняя сессия, свободного времени стало намного больше, и я целиком посвящаю его своему блогу.

Мой блог содержит образовательный, развлекательный, мотивирующий и вдохновляющий контент. Сейчас, после пяти месяцев со дня основания, у блога по 2-5 тысяч посетителей сайта в сутки со всего мира: из Нигерии, Японии, Китая, США, ЕС, России, Украины. Это восхитительно! Я трачу на развитие блога по 3-5 часов в день. Надеюсь, что когда-нибудь я смогу подзаработать на нем. Например, какая-нибудь компания предложит мне сотрудничество. Пока же я только работаю над расширением аудитории и увеличением посещаемости.

– А есть ли у тебя еще какие-то увлечения?

– Я очень люблю играть в футбол. Однажды в юношеские годы я даже ездил со своей командой на игры в Дубай. У нас в Нигерии это вид спорта номер один. У нас есть стадионы, но пацаны могут гонять мяч где угодно: в поле, во дворе, на улице, на дороге...

– Какие были твои первые впечатления о нашем городе?

– Здесь, в Саратове, я впервые в жизни увидел снег. Что на меня произвело впечатление – так это то, что в Саратове, к сожалению, зимой снег грязный. И в остальное время года с чистотой какие-то проблемы. Но в Саратове живут приветливые, отзывчивые, толерантные люди. Это здорово.