Что с временем-то саратовским?
Когда после интересной думской недели случается унылая сессия, то бывает обидно. Вроде бы понятно, что депутаты вполне добросовестно отработали все рассматриваемые законопроекты, но все-таки... Короче, очередное 51-е заседание Саратовской областной думы получилось быстрым, что неудивительно – всего 25 вопросов повестки дня. Еще оно было достаточно скучным. Но не так, чтобы совсем ни одного вопроса, но...
Большое оживление вызвал законопроект, инициированный депутатом-эсером Зинаидой Самсоновой, которая предложила расширить список работ, которые можно выполнять в рамках капитального ремонта. Законопроект уже прокатили на заседании комитета, на котором Зинаиды Михайловны не было по причине командировки. Теперь то же случилось на заседании думы, где Самсонова присутствовала и активно сопротивлялась.
Неожиданно коммуниста Сергея Афанасьева заинтересовала ситуация с футбольной командой «Сокол». Причем вопрос был задан министру спорта Владимиру Абросимову, когда тот докладывал совершенно иной законопроект. Но министр был в теме и сообщил, что есть график погашения долгов и команда будет существовать.
Еще вопросы были по поводу отчета об исполнении бюджета 2015 года. Но это был скорее ритуал с реверансами в сторону губернатора.
Однако в общем и целом депутаты, как водится, отработали сценарий. Но труппа была не в полном составе. Из 45 избранных присутствовал только 31 депутат. Впрочем, для кворума этого оказалось достаточно.
Да, депутаты одобрили изменения в федеральный закон «Об исчислении времени». Речь в документе идет об изменении времени в Саратовской области в сторону Москва плюс один. О чем и сообщила депутат Татьяна Ерохина, заверив, что законопроект был рассмотрен на заседании профильного комитета. Но на заседании в позапрошлую среду про время не говорили. Зачем Татьяне Петровне надо было лукавить? Впрочем, может быть, депутаты проголосовали за документ заочно – и это голосование включили в протокол очередного заседания. Но почему об этом нельзя было сказать прямо?
Губернатор – молодец
Об этом было заявлено дважды в ходе обсуждения отчета по исполнению бюджета за 2015 год. Впрочем, слово «обсуждение» тут походит не очень. Министр финансов Александр Выскребенцев зачитал доклад, из которого следовало, что по доходам областной бюджет исполнен на 94,3 процента – это 72,2 миллиарда рублей.
Налоговый и неналоговый доходы составили 49,64 млрд рублей – это 93,5%. Не очень хорошо обстоят дела с налогом на прибыль организаций – всего 73,4% от плановых показателей или, как написано в пояснительной записке, «бюджетных назначений». Низкая, но положительная динамика и с налогом на доходы физических лиц. Планировалось, что они вырастут относительно предыдущего года на 5,6%, а получилось только 0,1%.
Повезло нам с неналоговыми поступлениями – превышение уровня 2014 года на 3,9%. Случилось это благодаря увеличению поступлений от штрафов, а также за плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2,5 раза снизились доходы от продажи материальных и в 2,8 раза – нематериальных активов. Зато на 12,1% относительно уровня прошлого года увеличились безвозмездные поступления в бюджет – 2,43 млрд рублей.
Дефицит областного бюджета – 4,5 млрд рублей. Долг области – 50,4 млрд рублей, это 101,5% объема областного бюджета.
Короче, ситуация не самая хорошая, но лицо при плохой игре было сделано замечательное.
Впрочем, идиллию сначала подпортил депутат-коммунист Сергей Афанасьев, который задавал два простых вопроса. Сергей Николаевич спросил, что делало правительство, чтобы доходы достигли плановых показателей, и какие перспективы у областного долга.
Выскребенцев был готов. Созданы рабочие группы, в том числе и по отдельным видам налогов. И эти группы работают вполне себе успешно. Что касается долга, то его больше наращивать не будут, дабы не нарушать закон. И вообще, меняется соотношение бюджетных кредитов и заимствований в коммерческих банках. Для сведения: бюджет дает деньги под 0,1% годовых, а коммерческие банки – под 13 процентов.
И тут на помощь молодому министру пришли депутаты-аксакалы. Сначала Николай Кузнецов начал хвалить работу правительства вообще и губернатора в частности за плодотворную деятельность по снижению кредитного бремени. К Кузнецову присоединился Николай Семенец, который тоже говорил о хорошей работе исполнительной власти и губернатора в особенности. Особо отмечали уменьшение средств на обслуживание долга области. Не самого долга, он в 2015 году еще немного вырос, а денег на его обслуживание. Короче, отчет одобрили без проблем.
Неспроста
Как мы уже рассказывали, на заседании комитета по вопросам строительства и ЖКХ депутаты дружно проголосовали против поправки члена «Справедливой России» Зинаиды Самсоновой. Но отклонение законопроекта надо было утвердить на думском заседании.
Потому председатель комитета Сергей Нестеров долго рассказывал историю вопроса. Что внесены поправки, что Самсонова предлогает расширить перечень видов работ, подходящих под определение капитального ремонта. Потом Нестеров прошелся по каждому из видов работ, потом объяснил, что могут возникнуть финансовые недоразумения. Дескать, жителей могут заставить платить дважды за одну и ту же работу. Выступление Нестерова было столь пространным, что закрались подозрения в том, что он оправдывается. Когда к Сергею Анатольевичу присоединились депутаты Александр Сидоренко, Леонид Присной, Александр Стрелюхин и Олег Черняев, то это подозрение возросло.
А уж когда после думского заседания на сайтах появились комментарии и Стрелюхина, и видного общественника Евгения Лузановского о том, что поправки Самсоновой не поддержаны справедливо, подозрения усилились многократно. Но обо всем по порядку.
Сергей Нестеров, как упомянуто выше, говорил много. В том числе отметил, что предложения Самсоновой отдавали экспертам, которые сказали, что эти виды работ не являются капитальным ремонтом. Но Зинаида Самсонова – которая все-таки боец – сообщила, что такое заключение дал политехнический институт, а вот, например, «Гражданпроект» полагает, что эти виды работ могут считаться капитальным ремонтом. А еще Самсонова предложила заняться вопросом процентной ставки депозитов, где хранятся аккумулируемые на капитальный ремонт средства, потому как четыре процента годовых – это очень маленькая ставка. Зинаида Михайловна призвала своих коллег активизировать работу с депутатами будущей уже Госдумы.
Сергей Нестеров тут же попенял Самсоновой – законопроект об увеличении ставки находится в Госдуме и ждет своего часа, а Зинаиде Михайловне надо внимательнее следить за изменением законодательства. Но, повторимся, Зинаида Самсонова – боец, и за законодательством она следит, что и подтвердила, сказав, что предложения об изменении ставки внесены аж в январе, но к рассмотрению документа еще не приступили.
Впрочем, на помощь Нестерову пришли депутаты-единороссы. Леонид Писной сказал, что капитальный ремонт не требует разрешения на строительство, потому все экспертные заключения нелегитимны, а ремонт подъезда – это косметический ремонт. Олег Черняев поддержал Писного и предложил голосовать. Александр Стрелюхин заметил, что документ рассматривали на заседании комитета и что не надо перегружать документ и подменять понятия.
Самсонова, понятное дело, сопротивлялась как могла. Она сказала, что во всех документах есть словосочетание «может быть». А когда дело касается денег, то это самое «может быть» становится практически непреодолимым препятствием.
Писной начал выступать как инженер-строитель и сообщил, что в доме 1700 элементов. Дискуссию закончил председатель думы Владимир Капкаев, который поставил вопрос на голосование. Понятно, с предсказуемым и неприятным Зинаиде Самсоновой результатом.