Лестница, ведущая...
Cказать, что известие со съезда партии «Единая Россия» о включении Вячеслава Володина в региональную группу федерального списка кандидатов в депутаты Государственной думы VII созыва удивило заинтересованных наблюдателей – не сказать ничего.
И до сих пор эксперты и наблюдатели гадают – этот шаг вверх или вниз по карьерной лестнице нашего знаменитого земляка. Мнения разделились практически пополам.
По вполне понятным причинам многочисленные опрошенные эксперты соглашались говорить только на условиях строгой анонимности. Дабы ее нечаянно не нарушить, мы обобщили все мнения.
Паровоз
Практически все респонденты сначала говорили – «паровоз». Потому что денег на выборы у партии нет, а Володин узнаваем и популярен и за счет его наработанного годами ресурса «ЕР» может дать приличный результат. В пользу «паровоза» приводился и тот довод, что Вячеслав Викторович очень хорошо чувствует себя в кресле первого заместителя руководителя аппарата президента. Что именно ВВВ занимается выборами в стране, формирует списки, продумывает схемы и конфигурации. Наверняка разделение федерального списка на укрупненные региональные группы – это ноу-хау этих выборов – тоже его рук дело. Даже если и не напрямую его, то однозначно с его подачи или, это уже точно, благословения.
То есть сначала все респонденты говорили, что после выборов Вячеслав Викторович останется в своем кресле.
А вот потом, после некоторых размышлений, появлялись иные версии.
Спикер!
О том, что в кулуарах Госдумы поговаривают о замене Сергея Нарышкина на Вячеслава Володина, известно давно. Дескать, Нарышкин иногда, при принятии особо одиозных законов, начинает манкировать своими обязанностями и резко отбывает в командировку или заболевает. А в Госдуме нужны жесткие и бескомпромиссные руководители, которые недрогнувшей рукой подпишут необходимый партии, правительству и, главное, президенту закон. Короче, для этого кандидатура Володина идеальна. Это раз.
Два. Вячеслав Викторович никогда не занимал одно кресло слишком продолжительное время. Объяснений этому масса. И большинство из них очень даже логичные – чтобы не забыли, чтобы не обрасти чрезмерно большим количеством врагов или, наоборот, приспешников. Но речь не об этом. А о том, что с поста спикера Госдумы легко можно перебраться в другой кабинет, например, премьер-министра. А там всего один шаг до наследника.
Или, тоже например, став спикером Госдумы, можно претендовать на должность не заместителя руководителя администрации президента, а на пост самого руководителя.
Короче, большая часть наших экспертов уверена, что для Володина кресло спикера – это еще одна ступенька карьерной лестницы при подъеме на самые невиданные высоты политического бомонда.
Но есть и такие, кто считает возможное грядущее спикерство Володина почетной отставкой. Дескать, где сейчас Борис Грызлов? Что о нем слышно? Да и Геннадий Селезнев после его ухода с поста спикера и до самой смерти не был замечен в большой политике. А работа в администрации президента – прямой выход на самого Путина и возможность решить нерешаемое.
Поговаривают, что для Вячеслава Викторовича его выдвижение в кандидаты Госдумы было сюрпризом, что Володина застали врасплох, что его грядущее депутатство – победа силовиков, с которыми у ВВВ, по слухам, не самые блестящие отношения.
И еще говорят, что возвращение Володина в депутатское кресло – сокращение его возможностей. Потому как быть публичным политиком куда как сложнее, чем быть теневой и практически самой влиятельной фигурой российской политики.
А что для нас?
То, что Вячеслав Володин стал первым в списке на выборах в Госдуму в Саратовской области, для нашей «Единой России» хорошо. Авторитет Володина непререкаем, популярность его необъятна. То есть электорат легко поведется на это громкое имя. А уже если ВВВ пару-тройку раз объедет область с предвыборным туром, то процент «ЕР» может достичь невероятной, по нынешним временам, величины и без всяких приписок. То есть с этой стороны все замечательно.
Но появляются проблемы у партийных функционеров и областного избирательного штаба, который теперь должен работать не просто хорошо, а блестяще. А вот с этим могут случиться проблемы.
Наверняка Вячеслав Викторович пожелает поприсутствовать на заседании штаба – и тут остается посочувствовать и его руководителям, и самому Володину, потому как, скорее всего, его ждет масса открытий. И не все они будут чудными.
Так что ближайшая – на три с половиной месяца – ситуация для региона более или менее ясна. Володин заставит местных единороссов работать не за совесть, а за большой и сильный страх.
А вот что в дальней перспективе – понятно не очень. Если Вячеслав Викторович не поменяет место работы, то ничего, собственно, не изменится. Ручное управление, редкие выволочки провинившихся, еще более редкие поощрения отличившихся. Все как обычно.
А вот если Вячеслав Володин возглавит Госдуму, то... Тут возможны варианты в зависимости от планов самого Володина и его начальства. Если ВВВ «сливают», во что, собственно, не верит ни один наш эксперт, то отпущенная на вольные хлеба Саратовская область может забрести куда угодно. Или ее приберут к рукам добрые люди в лице Вексельберга или еще кого-нибудь столь же влиятельного.
А вот если Госдума – ступенька вверх, то... Вячеслав Володин вряд ли бросит регион на произвол судьбы. Родина, малая родина, любимая игрушка и все такое. В конце концов, мы в ответе за тех, кого приручили.
Так что тут могут случиться максимально щедрые субвенции, субсидии, дотации и так далее. Откроются новые памятники, заработают новые проекты – и вообще прольется дождь инвестиций и случатся иные аттракционы невиданной щедрости. Конечно, в рамках разумного. Так или иначе, в этом случае Володин может стать ближе к региону в публичной плоскости.