Без диплома ты букашка,
Создается ощущение, что за этой инициативой маячат «уши» некоего лобби. Будто кто-то очень хочет, чтобы большинство людей, уже имеющих образование, постоянно были вынуждены оплачивать ежегодно дорожающие образовательные услуги.
Государство озаботилось тем, чтобы пироги пек пирожник, сапоги тачал сапожник, а кухарку не допустить к управлению государством. Чтобы экономика развивалась, а производительность труда росла, каждый должен заниматься тем, в чем он профи. Для этого надо обладать необходимой квалификацией и соответствовать профессиональным стандартам. Их система обсуждается и активно формируется с 2012 года, с 1 июля порядок применения профстандартов вступил в силу.
Надежда Зеленцова
Под занавес шестого созыва Госдумой во втором и третьем чтении был принят закон «О независимой оценке квалификации». Согласно этому закону, должны быть созданы центры оценки квалификаций (ЦОК). Они будут экзаменовать желающих подтвердить свою квалификацию. Ясно, что на возмездной основе.
Наша землячка депутат Госдумы Ольга Баталина особо выделила это направление законотворческой деятельности: «Началась большая работа по введению и применению профессиональных стандартов. Прежде всего, их применение при разработке федеральных государственных образовательных стандартов. Потому что проблема разбалансировки рынка труда и качество образования, которое получают выпускники, есть и серьезно влияет на производительность труда, на наем работников – особенно молодых специалистов, которые выпускаются из высших учебных заведений.
Поэтому поэтапно вводится применение профессиональных стандартов, которые в настоящее время носят добровольный характер для работодателей, служат ориентиром для разработки нормативных актов работодателем, но одновременно это серьезный ориентир для всей системы российского образования – выпускников с какими компетенциями, квалификацией и навыками ждут работодатели на рынке труда».
Минтруд России уже утвердил 812 профессиональных стандартов, в 2016 году планируется разработать еще 180, а в ближайшие два-три года профстандарты будут утверждены для всех профессий, в том числе и для госслужащих.
Как соответствовать?
В начале июня редакции СМИ получили письмо из министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, в котором сообщается, что с «1 июля 2016 года работодателям следует внести соответствующие изменения в локальные правовые акты, должностные инструкции, трудовые договоры и в штатное расписание». Для корреспондентов, ведущих программ, редакторов и других наших коллег профессиональные стандарты уже разработаны.
И теперь руководство любой организации должно проверить соответствие наименований должностей профессиональному стандарту. Или переименовать эти должности, скорректировать должностные обязанности в соответствии с «трудовыми функциями, прописанными в стандарте», провести аттестацию, а с теми, кто ее не пройдет, – обсудить «возможность и порядок получения соответствующего образования или приобретения необходимых знаний и навыков». Чтобы провести все эти процедуры, невиданные доселе, горемычному начальнику нужно самого себя подвести под какой-то мудреный стандарт. Для работодателей организуются платные обучающие семинары «Как соответствовать профессиональным стандартам в 2016 году?».
Может быть, и правда профессиональные стандарты будут полезны нашему обществу, где иногда минстроем руководит выпускник академии госслужбы, культурой – учитель по образованию или бывший генерал полиции. А уж в самой массовой и востребованной в Саратове профессии продавца, или, как это интеллигентно называется, менеджера или консультанта, можно встретить не только юристов, экономистов, но и учителей, врачей, поваров и так далее.
Куда ветер дует
Представитель одной из организаций, ведущих обучение специалистов по различным бухгалтерским и аудиторским программам, поделился, что пока повышение квалификации – добровольное дело работника и не обязанность руководителя. По новому законодательству, работники подлежат аттестации. Не подтвердившие свою квалификацию обязаны овладеть нужными знаниями и умениями. Но люди, пока это не вменили им в обязанность, не спешат вкладывать деньги в образование. Однако делать это придется. Государство вложило огромные средства в разработку профессиональных стандартов, и в корзину это вряд ли уйдет. В общем, куда ветер дует, туда лодочка и плывет. Согласитесь, в этом есть рациональное зерно: стимулировать развитие в профессии в соответствии с требованиями времени.
Но кому придется нести расходы на подтверждение квалификации работника? Работодателю или самому работнику? Как скоро начнутся проверки в организациях на соблюдение требований профессиональных стандартов? Вопросы, вопросы...
Работаешь, работаешь, а тут – бац!
Много ли в Саратове тех, кто работает по специальности?
Вячеслав Коротин
Кирилл, 25 лет, выпускник СГТУ им. Ю. А. Гагарина, работает грузчиком:
НЕ ЗНАЛ, ЧТО ОТВЕТИТЬ НА ТАКУЮ «ЩЕДРОСТЬ»
– Университет окончил три года назад. Хотел устроиться по специальности – инженером. Завышенных требований по зарплате у меня не было. О 50 тысячах в месяц даже и не заикался. Узнал, что на завод «Контакт» требуется инженер-технолог. Пришел. Какой-то там начальник долго крутил мой диплом в руках, а потом обрадовал: «Мы вас принимаем. Зарплата – 7100 рублей». Я сразу и не нашелся, что ответить на такую «щедрость». «Два месяца испытательный срок. Если проходите его успешно, то через два месяца зарплату вам повысим на 20%», – продолжил работодатель. То есть через два месяца я бы уже получал не 7100, а 8500! Я ушел. Работаю грузчиком. Зарплата в три с лишним раза больше.
Ирина, 24 года, выпускница СГУ им. Н.Г. Чернышевского, работает продавцом-консультантом в сетевом магазине:
БЫЛА В ШОКЕ ОТ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ШКОЛЕ
– По специальности я учитель истории и обществознания. После окончания университета пошла работать, как и многие с нашего курса, в школу. Сказать, что была удивлена – ничего не сказать. Я была в шоке от того, что происходит в школе. Администрация вечно недовольна твоей работой, норовит постоянно всучить какую-то дополнительную работенку – типа езжай туда с детьми, сюда, кипы бумажек никому не нужных заставляют строчить. Детям преподавать историю толком некогда. Родители детей – это отдельная история. Каждый считает, что именно их ребенок гений или как минимум одаренный, руководство школы идет на поводу у родителей (боятся, что жалобами в случае чего закидают). Мой рекорд – четыре месяца в этом дурдоме за зарплату в 15 тысяч рублей, хотя в школе я дневала и ночевала. Теперь у меня зарплата больше, и работа спокойнее, и график нормированный.
Елена, 26 лет, выпускница ПИУ им. П.А. Столыпина, преподает танцы в танцевальной студии:
ЗАЧЕМ ДИПЛОМ? МОЖЕТ, ПРИГОДИТСЯ КОГДА-НИБУДЬ
– Для меня танцы всегда были больше, чем хобби. Поэтому выбором своего будущего места учебы я особо себя не утруждала. Моей целью было просто получить диплом о высшем образовании. Может, и пригодится когда-нибудь. Я и училась все годы постольку-поскольку. Уже на втором курсе стала преподавать танцы детишкам из школы, в которой когда-то училась. Не могу сказать, что купалась в деньгах, но на жизнь хватало. С шеи родителей я уже тогда слезла. На мой взгляд, это было гораздо лучше, чем работать ночи напролет в колл-центрах или раздавать листовки на проспекте в лютый мороз, чем, собственно, и занимались многие мои одногруппники. Полученный мной несколько лет назад диплом ждет своего часа. Надеюсь, что этот час не настанет. Себя в какой-то госструктуре не представляю.
Артем, 33 года, выпускник химического факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского, работает таксистом:
НЕ РАЙ, НО РАБОТАТЬ МОЖНО
– Таксистом работаю уже лет пять. Никогда бы не подумал, что это станет моей основной работой. После окончания университета пробовал работать по специальности, но больших денег это не принесло. Потом был и грузчиком, и продавцом, и даже индивидуальным предпринимателем (сейчас такие налоги, что можно только на них и работать). Как-то решил после основной работы немного скалымить и потаксовать. Потом стал по субботам таксовать чуть ли не на полный день. А через какое-то время с основной работы вообще уволился. Работа в такси не рай, но работать можно. Из плюсов – сам себе начальник, когда захотел, тогда и вышел на работу. Из минусов – трудовая книжка лежит дома. Так что какой-то большой пенсии мне не видать как своих ушей. Да и кто в наше время рассчитывает на пенсию? Разве только сумасшедший!
Альбина, 38 лет, выпускница СГСЭУ (ныне – ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова), руководитель детского центра:
УСТАЛА СЛУШАТЬ, ЧТО МЫ ДАРМОЕДЫ, БЕЗДЕЛЬНИКИ
– Работала на одном из саратовских заводов маркетологом. Тогда это направление только стало развиваться, и на заводе появился даже целый отдел. С задачей мы справлялись – у предприятия было достаточно заказов. Какое-то время завод работал в две смены. Но потом сменилось руководство. Для нового консервативного начальства наш отдел стал обузой, нас взяли под жесткий контроль, заставляли согласовывать чуть ли не каждый звонок. Естественно, от такого повышенного внимания страдала результативность. Численность сотрудников в отделе стали постепенно сокращать. Я устала слушать, что мы дармоеды, бездельники, и уволилась сама. Взяла кредит, плюс свои накопления, помощь мужа, и открыла свой детский центр. Пока все устраивает, хотя кредит до конца еще не выплатила.
Александр Степанов, экс-министр экономики Саратовской области: ГЛАВНОЕ – ЧТО СПЕЦИАЛИСТ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ Тема тонкая. Для меня не важно, каким стандартам специалист соответствует, главное – что он умеет делать. Как в поговорке: «встречают по одежке, провожают по уму». Но, понятно, хоть какая-то одежка должна быть. В последнее время мы всё стараемся определить какими-то критериями. С одной стороны, это неплохо. Но, с другой стороны, избыточное регламентирование мешает творчеству и развитию. В Канаде, к примеру, тоже действуют всяческие регламенты и ограничения, но допускаются и исключения. И я запомнил в один из своих визитов, что государственный орган статистики возглавлял человек мало того что без высшего образования, так еще и возраста, значительно превышающего допустимый ценз для работы на госдолжности. Но это никому не мешало, поскольку это был специалист высочайшей квалификации. То, что у него нет диплома вуза, не было секретом, но никому и в голову не могло прийти предложить ему оставить должность по этой причине. Необходим баланс. Будь я чиновником, ни за что бы не принял на работу человека, не отвечающего установленным требованиям, но исключения из правил должны быть. В мою бытность министром, да и раньше, ведь я много проработал в экономическом блоке правительства, у нас 95 процентов специалистов в министерстве имели профильное образование. Но жесткого требования при приеме, что нужно именно экономическое образование – не было. Его не требовалось на отдельных должностях: кадровики, пресс-секретари. Главное – высшее. И многие работали у нас всю жизнь: как пришли после института – и до пенсии. При приеме на работу я давал возможность руководителям подразделений принимать тех, кто им казался подходящим. Активность и грамотность специалиста зависит от качеств человека, а не от того, что написано у него в дипломе. Пользуясь случаем, хочу похвастаться своими замами. Это Алексей Щербаков (экс-заместитель председателя правительства, гендиректор «Саратовэнерго»), Сергей Шувалов (председатель облдумы, сенатор), Сергей Прокофьев (заместитель руководителя федерального казначейства), Алексей Мазепов, Ринат Халиков. То есть люди, занимавшие высокие посты и зарекомендовавшие себя грамотными специалистами. И я не боялся принимать их на работу, хотя многие руководители опасаются иметь под собой перспективных и умных – как бы не подсидели. |
Чувство занятости
Корреспондент «Газеты Недели» поговорил с людьми, которые работают не там, где должны согласно диплому
Роман Дрякин
Юлия Нестеренко, корреспондент «Открытого канала» (oktv.media):
СЛОЖИВ СВОИ ЖЕЛАНИЯ И ИНТЕРЕСЫ...
– Я закончила международный факультет прикладных информационных технологий СГТУ им. Гагарина по специальности реклама. Но ни рекламистом, ни рекламным менеджером так и не работала. Когда мы стали проходить практику, я узнала, чем на самом деле приходится заниматься рекламщикам в Саратове. И поняла, что этого не хочу. Мне повезло, что у нас на факультете была своя телестудия, где студенты могли попробовать себя в качестве журналиста или телеведущего. Журналистике нас тоже частично обучали, хотя в моем дипломе это никак не отражено. В общем, сложив все свои желания и интересы, я неожиданно для себя поняла, чем хочу заниматься. И до сих пор считаю, что журналистика – это мое, и рада, что вовремя это осознала. Насколько мне известно, из моей группы, в которой более 20 выпускников, рекламщиками работают только трое.
Дмитрий Аверьянов, бармен:
НАДОЕЛА ОФИСНАЯ РУТИНА
– Я закончил СГСЭУ по новой на тот момент специальности – документационное обеспечение управления госслужб. С ней дорога либо в администрацию, либо в большую корпорацию. Либо в архив. Ну и стал работать на самой популярной работе – в продажах. За 8 лет сменил несколько направлений деятельности, городов, должностей. Даже нефтью один раз торговал. А потом надоела эта рутина, офисная жизнь. Стал работать в общепите: сначала барменом, потом поваром, потом снова барменом. Насчет возвращения в офис задумывался, но одна мысль о том, что нужно приходить на работу к 8 утра и делать никому не нужные отчеты, пресекает такие мысли.
Кирилл Елисеев, журналист:
РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО ЕСТЬ
– В середине 2000-х я закончил академию права. По специальности начал работать на третьем курсе. Но заметил, что юрист должен слишком сосредотачиваться на проблемах. Так сказать, видеть в каждом своем контрагенте потенциального мошенника, неплательщика или банкрота. А думать хотелось, наоборот, о возможностях, росте, прогрессе – то есть о позитивном. Но затем внезапно я столкнулся с журналистикой, где нашел уйму позитива: возможность творить, доносить до читателя свои мысли, не быть в офисе. Конечно, со временем первый восторг поугас, но возвращаться в скучный офис просто уже не хочу. До сих пор командировки, выезды и репортажи дают драйв.
А если говорить про инициативу «работай только по специальности», то это глупость. Во-первых, мало кто в 16 лет знает, чем будет заниматься всю жизнь. Во-вторых, сейчас мир настолько изменчив, что доучиваться и переучиваться даже в рамках одной профессии приходится постоянно. Но я считаю, что рациональное зерно в этом предложении все равно есть. Если человек учился на бюджете пять лет, то можно потребовать возмещения: поработать во благо общества.
Георгий, госслужащий:
КАНДАЛЫ И ЦЕПИ В ВИДЕ ПРОФСТАНДАРТА
– Я окончил один из саратовских вузов по профилю, связанному с психологией. Упор делался на работу с детьми и молодежью. Уже во время учебы я понял, что попал немножко не туда. И серьезно заинтересовался массовыми коммуникациями, возможностями применения технологий маркетинга не только в бизнесе, но и в госуправлении. Созданием и поддержанием имиджа руководителя и организации. Вскоре после окончания вуза я ушел в PR, где довольно быстро набрал (да благословит Господь отсутствие профстандартов) приличный опыт, который и позволил занять должность в одном из госучреждений области. Отсюда, изнутри, могу сказать, что лучшими руководителями становятся чаще всего математики и физики. Умение выстраивать системы и структуры, понимая законы и принципы их работы, – неоценимо. Это, если хотите, такая суперсила. И если, как в известном фильме, «этому городу нужен герой», то кандалы и цепи в виде профстандарта – лучший способ не допустить его появления.
Создается ощущение, что за самой этой инициативой маячат «уши» образовательного лобби. Будто кто-то очень хочет, чтобы большинство людей, имеющих образование, находились в постоянном процессе оплаты ежегодно дорожающих образовательных услуг. Если исключить короткий список однозначно обеспечиваемых работой по специальности выпускников (медиков, военных и т.п.), то остальные потянутся нестройной толпой на переподготовку. Потому что при отсутствии внятной системы профориентации школьников невозможно обеспечить выбор детьми специальности, которой они реально захотят посвятить всю свою жизнь.
«Работодатели будут привлекаться» В ответ на запрос, как будет работать Государственная инспекция труда в новых условиях, мы получили следующий ответ: «1) В связи со вступлением в силу профессиональных стандартов, в деятельности ГИТ не ожидаются какие-либо изменения. Инспекция продолжит осуществлять надзор за исполнением трудового законодательства в соответствии с предоставленными полномочиями. Специалисты Гострудинспекции будут выходить на проверки по поступившим жалобам и обращениям. 2) За правонарушения в области профессиональных стандартов, допущенные после 1 июля, работодатели будут привлекаться к административной ответственности в соответствии с ч.1-3 ст. 5.27 КоАП РФ». |
Татьяна Антипина, директор туристической фирмы «Покровск-тур» (по диплому инженер-системотехник):
У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ НА ЭТУ БЮРОКРАТИЮ
– Конечно, я слышала, что работник должен иметь необходимую квалификацию. В нашей фирме не все сотрудники имеют образование менеджера по туризму. Для меня главное, чтобы человек был грамотен, образован, умел общаться с людьми. Важна общая эрудиция и умение заинтересовать клиента.
На работу я беру с испытательным сроком, мне важно, чтобы работник был активен, болел душой за общее дело, не боялся с рекламой побегать, помочь клиенту, к примеру, очередь в визовом центре занять, подготовить документы.
И все мои новички учились профессии на рабочем месте, обучала и я, и коллеги.
Внедрение профессиональных стандартов в моей организации – лишняя головная боль. Ясно, что отношение отрицательное. К тому же бумажная волокита – инструкции, аттестации... У меня не так много времени на все эти бюрократические заморочки, а обучение за счет нашей прибыли – и вовсе нонсенс. И всё, чтобы кто-то в очередной раз заработал... Лучше своим премию дать. Я сама в состоянии дать оценку, соответствует ли мой работник требованиям, если хотите, стандартам, менеджера по туризму.
[кстати сказать] Опыт всему голова Стремление Госдумы максимально осложнить, а то и испортить совсем жизнь россиян не знает предела. Теперь вот появились профессиональные стандарты. Пока в виде рекомендаций. Посмотрел некоторые из этих стандартов. В нашем газетном деле, например, требуется обязательное журналистское образование или же нужно ходить на какие-то, платные, естественно, курсы и сдавать потом экзамен. Сразу хочу сказать, что примерно половина знакомых мне хороших журналистов специального образования не имеет. Больше того, они даже не филологи! Многие пришли в профессию во второй половине восьмидесятых – начале девяностых, когда НИИ и заводов становилось все меньше, а газет – все больше. Те, у кого были задатки, остались. Дмитрий Козенко Убежден: в газете в работе корреспондента, редактора главное – не «корки», главное – опыт. Обращусь к собственному примеру. Каким-то странным образом на нашем курсе филфака СГУ была... журналистика – кажется, как спецсеминар. Ни до нас, ни после такого не было. И когда мы уже заканчивали универ, партийные бонзы решили, что обучение журналистике в университете не нужно, идеологические кадры надо ковать в правильном месте – и отдали обучение нашей профессии в ВПШ (высшую партийную школу). Но у нас журналистика была. Первый год мы изучали историю профессии. Например, подвиги лучшего русского репортера Владимира Гиляровского. И в то же время понимали, что никакая советская газета не будет печатать подробные репортажи о железнодорожной катастрофе, никакой редактор не позволит живописать жизнь «трущобных людей». Семинар по советской журналистике вел очень колоритный персонаж – Яков Исаакович Я. Вообще-то он был специалистом по русской драме, но некоторое время работал в саратовских газетах. Водрузив на стол пепельницу, достав свой «Беломор», грозным рыком погасив смешки в аудитории, Яков Исаакович рассказывал нам многочисленные истории о своей работе в газете «Коммунист». Как, например, взял в поезде интервью у певицы Людмилы Зыкиной, которая на дух не выносила журналистов, и так далее. Было интересно, но каким образом это могло нам помочь в будущей специальности – непонятно. Все по своим местам расставила практика. Первая была после весенней сессии третьего курса. Мы с моим другом Сашей Брежневым попали в ровенскую районную газету. Сейчас уже и не вспомнить, насколько штат редакции был укомплектован, но рабочих рук явно не хватало. Помню, замредактора, закрывшись в кабинете, писал роман о коллективизации – он был издан позднее. Две девушки, одна говорила, что закончила журфак МГУ, мечтали выйти замуж за «партизан». «Партизанами» называли мобилизованных и присланных на уборку водителей, в основном они были из больших городов и даже из Москвы. Это был очень урожайный год. Шла «битва за большой саратовский хлеб», и мы в этой битве оказались не практикантами, а обычными рядовыми. Вставали до рассвета и по намеченному накануне редактором маршруту уезжали на попутках в совхозы, на мехтока и так далее. Газета выходила два раза в неделю третьим форматом, три полосы из четырех отдавались под «вести с полей». Ну, мы и старались. Писали репортажи, информашки, маленькие интервью с передовиками и пытались сочинять очерки о «людях труда». Типа «Работу в поле Василий полюбил с детства». И дальше про мозолистые руки, пропахшие (одновременно?) мазутом и хлебом. Зато за полтора месяца (практика длилась месяц, но мы остались до конца уборки) я многое узнал и встретил многих интересных людей. Комбайнер из немцев Поволжья Иоганн Каммерцель – лучший в том году комбайнер области. «Мне Героя не дадут, и Ленина – тоже, – делился наболевшим Иоганн, – в лучшем случае Революцию. Потому что я немец». Он очень ревностно относился ко всем своим наградам. И когда я спрашивал его: «Иоганн, я тебе на прошлой неделе вымпел привозил от райкома, где он?» – он с сильным акцентом отвечал: «Я его ферефкой привязяль». Комбайн его и впрямь был обклеен грамотами и разукрашен вымпелами. Осенью, когда в газете «Коммунист» я читал списки награжденных за страду, то нашел строчку «Орденом Октябрьской революции – Каммерцеля Иоганна Готлибовича – Ровенский район». Это только одна из десятка, а то и из сотни историй. Мы одновременно узнавали, как устроена и живет газета, иногда диктуя свои заметки поздно вечером прямо линотипистке, и главное – узнавали, какова она, настоящая жизнь. Студентам, которые приходят к нам в газету на практику, я не устаю повторять: «Ничто и никогда не заменит практики и полученного опыта». Ни диплом с нужным вкладышем, ни разные курсы мастерства. И на заметку создателям профессиональных стандартов: согласно диплому я «учитель русского языка и литературы». Я писал в начале этих заметок, что преподавать журналистику в СГУ прекратили. И потому специальность указали учительскую, но и записи о журналистских практиках – их было две – во вкладыше остались. Но главное – повторю в сотый раз – остался опыт. Пусть это был первый опыт, малый, но именно он помогает мне всю мою газетную жизнь. |