Доминируй и контролируй

Оценить
Сталин как герой икон и женщины-манипуляторы

Пока новый министр культуры Иван Кузьмин осваивается в должности, в Саратове продолжают просветительскую деятельность люди, которым просто хочется делиться с окружающими знаниями. Например, в арт-кофейне «Кофе и шоколад» на Волжской организуется встреча с канадским фотографом Кристофером Хервигом, в ходе которой он рассказывает о проекте «Советские автобусные остановки». Ну а самым продолжительным мероприятием минувшей недели стали традиционно проводящиеся в начале июля Пирровы чтения в Институте филологии и журналистики и в Радищевском музее.

Организует это действо частый собеседник нашей газеты – профессор СГУ, доктор философских наук, директор Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии (ЛИСКА) Вадим Михайлин. В этом году Пирровы чтения прошли с 30 июня по 2 июля – уже в 14-й раз.

Здесь выступают с докладами и филологи, и философы, и историки, и юристы, а круг тем необычайно широк – от жития Франциска Ассизского и пояса как регулятора сексуальности на готических ивуарах XIV века до обучения чтению на уроках литературы как части идеологического проекта. Еще Пирровы чтения интересны тем, что среди гостей есть именитые ученые, которые не просто занимаются серьезными исследованиями, но и очень хорошо их подают. Наконец, чтения интересны неформальной атмосферой, начисто лишенной характерной для научных конференций официальности и пафосности. Здесь все равны – и студенты, и зрители с улицы, и выступающие. Один из участников, впервые приехавший на чтения, сказал, что это лучшая конференция за 16 лет его практики.

Тревожно в городе

По сравнению с прошлыми чтениями в этом году наблюдался явный перегруз с докладами: 22 сообщения за три дня – это все-таки много, если вы собираетесь послушать абсолютно все. Еще несколько работ не дошли до финала: кто-то из докладчиков в последний момент не смог приехать, кто-то сделал интересное исследование, но слабо совпадающее с заявленной на этот год темой – «Доминирование и контроль».

По традиции мы выделили несколько работ, которые, на наш взгляд, могут показаться интересными и случайному зрителю.

Старший преподаватель Самарского университета Юлия Епанова рассказывала про «Контроль над городом: мобильные приложения в практиках городской навигации пассажиров». Что выяснилось? Что у большинства опрошенных наблюдается очень фрагментарное представление о городе – они знают его кусками, островками. Один из респондентов, отвечая на вопрос о географии города, признавался, что ему всегда казалось, будто Самара обрывается после одного из домов культуры. Схожее мышление, кстати, и у москвичей и, тем более, гостей столицы – для них город представляется в виде сети станций метро, а как они связаны между собой – это тайна. Разумеется, свой район видится зоной комфорта – здесь ты ориентируешься и знаешь, откуда и куда можешь поехать. Соответственно, мобильные приложения – это контроль над городом и временем. Пользователь начинает воспринимать пространство как более доступное, снижается тревожность. Очень часто пассажиры начинают использовать мобильные приложения для того, чтобы просто понять, где они находятся. Люди совершают выбор в пользу приложений, а не других людей, которые могут подсказать, как пройти в нужное место, – поскольку более доверяют технике. На обсуждении доклада было отмечено неприятное качество, проявившееся в последние годы у таксистов, особенно у тех, кто сразу начал ездить с навигаторами: как только происходит технический сбой, они полностью дезориентируются в пространстве, приучившись во всем полагаться на приложения.

6 мая вместо 9-го

Выступавший следом кандидат философских наук, доцент СГУ Даниил Аникин посвятил свой доклад теме точек пересечения религии и Великой Отечественной войны, вернее, тому, как память о прошлом становится символическим ресурсом для настоящего. Например, через визуальные образы – икону «Блаженная Матрена благословляет Иосифа Сталина», которая даже выставлялась в течение года в одной из петербургских церквей. Защищаясь от нападок журналистов, игумен Евстафий (Жаков) доказывал, что Сталин был спасителем РПЦ. Но потом икону все-таки убрали. Пресс-служба петербургской епархии тогда указала довольно странную причину: икона не канонична из-за недостоверности факта. Абсурдность присутствия Сталина почему-то никак не была прокомментирована. Другая скандальная икона тоже была связана со Сталиным – это знаменитая «Богоматерь Державная», на которой Иосиф Виссарионович стоит в окружении маршалов. В прошлом году ее присутствие вызвало скандал в Саратове: тут уже с критикой выступила местная епархия.

Помимо визуализации памяти о войне другим процессом является ритуализация. Например, молебны. Один из таких молебнов проходил 6 мая 2008 года в Москве. Причина проста: в последнее время все чаще звучат идеи о том, что военные действия прекратились не 9 мая, а тремя днями ранее. Логику представителей РПЦ, одобряющих эту теорию, понять несложно: 6 мая – день Георгия Победоносца.

Таким образом, мы наблюдаем интересный процесс: с одной стороны, милитаризм проникает в церковь, а с другой – церковь также использует войну как символический ресурс. А кто заказчик? Аникин считает, что запрос может идти как сверху, так и снизу. А еще лектор заметил, что в ближайшие десятилетия тенденция конкуренции за символические ресурсы может только усилиться и привести к компромиссам. Например, условную улицу Октябрьской революции общественники предлагают переименовать в улицу Жукова, а церковники выступают за присвоение имени какого-нибудь святого. Что в итоге? Церковь, скажем, признает Жукова святым, и мы получаем улицу святого маршала Жукова. Подобный анекдотический вариант развития событий Аникин не считает таким уж фантастическим.

С кондовостью, но без революции

В последний день чтений выделялся по ироничной подаче доклад доцента Самарского университета, кандидата филологических наук Натальи Масленковой, посвященный школьным учебникам по литературе. Фактически, заметила Наталья, многие учебники переписаны с советских, разве что формулировки иногда чуть изменены. Разумеется, везде убрали слово «революция», но определенная кондовость все равно осталась. Многие учебники откровенно плохи: они не учат детей мыслить, а навязывают ему готовые схемы оценки. Иногда авторы забывают, что их читает человек, который в силу возраста еще многого не знает, а что-то просто не поймет. Про такие «мелочи», как порой ужасный выбор шрифта и качество иллюстраций, и говорить нечего.

Меньшов – Алентова – Райзман

Самая любимая, впрочем, часть чтений у большинства слушателей – это комментированные кинопоказы Михайлина. В этом году они были посвящены женщинам-манипуляторам. И если фильм «Чужие письма» Ильи Авербаха рассказывает о девочке-манипуляторе, то «Время желаний» Юлия Райзмана – уже о том, во что может превратиться такая девочка лет в сорок. Но самое интересное, замечает Михайлин, это связь последней ленты Райзмана с «Москва слезам не верит» Меньшова: «Вы говорите Selfmade woman советская? А давайте посмотрим, как это бывает в реальной жизни. Меньшовский фильм – абсолютно лживый и невероятно обаятельный в этой своей лживости. Это сладенькая сказочка про то, как каждой нормальной советской бабе причитается классный мужик в кожаной куртке с неотразимым московским выговором... Фильм срубает «Оскара», ни много ни мало. Райзман выдвигает «Частную жизнь» на «Оскар», попадает в шорт-лист, но безрезультатно. А через два года Райзман снимает «Время желаний» и берет на главную роль Веру Алентову. Не знаю, как она выясняла отношения со своим мужем Меньшовым. Она же умница и не могла не понимать, что делает. Ведь это фильм, который чуть менее чем полностью построен на сплошных отсылках к «Москва слезам не верит», которые разбросаны горсточками, но их невозможно не заметить».

Обычно на Пирровых чтениях происходит презентация новых изданий. В этом году было всего одно: опубликованный по итогам предыдущих чтений сборник «Человек как проект». По итогам четырнадцатых чтений тоже выйдет сборник, который, вероятно, станет самым объемным в их истории. Читатель увидит его в следующем году на конференции, посвященной «Правде и лжи». Именно эту тему анонсировал Вадим Михайлин.