Новые порядки

Оценить
Купят школу, а не процесс ее постройки

– Нам известно, что мы построим новую школу в Кировском районе, – сказал Николай Бушуев. Он вел заседание бюджетного комитета Саратовской областной думы в отсутствие председателя Николая Семенца. Но оказалось, что знания депутатов про эту будущую школу не совсем правильные. Заседания эти тем и хороши, что в ходе вспыхивающих дискуссий между чиновниками и депутатами нет-нет да и вылезет что-то из-под ковра.

– Мы школу не строим. Мы ее покупаем, – с напором уточнила министр образования Саратовской области Марина Епифанова. Для тех, кто не понял, разъяснила, чем покупка отличается от строительства.

Однозначно не понял разницы депутат Леонид Писной. И даже намекнул, что пора «с Сартехстроем вживую пообщаться». Ну, в смысле, чтобы обсудить нюансы. Потому что «темпы работ, конечно, есть, но чтобы на новый год запустить детишек, вы представляете, какая задача перед подрядчиком стоит?!».

– Представляю, – отметая всякие туси-буси и другие намеки утвердительно ответила Марина Анатольевна. И сообщила Леониду Александровичу, что подрядчик договор подписал. А в договоре том сообщается, что купить школу можно 30 ноября 2016 года. И вот на эти цели министерству заводятся 600 миллионов рублей.

– Ну, мы сможем финансировать какие-то промежуточные этапы? – совсем уж потерял терпение от такой непонятливости министра депутат. Все сидящие за столом в парламентском центре уже понимали, что «Сартехстрой» – это на самом деле «Сартехстройинвест», подконтрольный депутату городской думы Алексею Березовскому. И еще понимали, что это дуэль. Но дуэли в этом комитете любит председатель Николай Семенец. Офицерское прошлое в нем иногда бурлит, наверное. А Николай Бушуев не такой. Он генеральный директор за стенами парламентского центра. И для него всякое восстание – пустая трата времени. А министр Епифанова прямо-таки восстала. Он ее на место сажает, намекая, что это «рабочий вопрос» и решать его надо «в рабочем порядке», а не на открытом для прессы заседании думы, а она все брыкается.

– Мы приобретаем школу, а не части школы, – говорит. – Со всем оборудованием. И соглашение подписано вместе с графиком финансирования. Если раньше мы сразу после соглашения получали уже лимиты, а следом объемы, то сейчас составлен график, который подписывается между министром образования и руководителем региона. В графике мы указали: декабрь месяц – покупка. И деньги к нам придут по акту выполненных работ. Причем, они придут, если акт будет, а если акта не будет – не придут.

– Еще интереснее, – хмыкнул депутат Писной. И это он не знал еще, что министерство каждый день фиксирует на видеокамеры ход работы на объекте. Но теперь вот знают все о том, что школа строится особым способом. Без бюджетных денег.

А вот в Краснокутском районе, как выяснилось, без бюджетных денег все-таки не обойтись. Напомним, что две недели назад на селекторном совещании губернатора Валерия Радаева с руководителями органов местного самоуправления поднимался вопрос об обеспечении водоснабжением населения области в летний период. Глава администрации Краснокутского района Дмитрий Уполовников сообщил главе региона о проблемах с использованием Лебедевского водохранилища у реки Верхний Еруслан. По словам главы администрации, жители одного из сел остаются без питьевой воды. На решение проблемы муниципальный чиновник попросил у губернатора 43 млн рублей. Потому что своих денег в районном бюджете на это нет. Валерий Радаев возмутился тогда. «Не живите мифическими проектами, – сказал он Уполовникову. И велел, «чтобы завтра у людей вода была». – А если мы будем ждать, пока 43 миллиона откуда-то упадут, они ниоткуда не упадут». «Завтра» воды не было. А 20 июня глава районной администрации Уполовников подписал постановление о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснокутского муниципального района в связи с маловодьем, где пункт 6 касался работы райбольницы, которой рекомендовалось оказывать своевременную медпомощь жителям страдающего района. И вот на заседании бюджетного комитета, которое состоялось в минувшую среду, выяснилось, что «по прямому распоряжению губернатора необходимо начать закачку Лебедевского водохранилища, чтобы население шести прилегающих сел не осталось без воды» и на эти мероприятия минсельхозу срочно нужны 30 миллионов рублей.

Министерство просит увеличить бюджетные ассигнования на эту сумму. И чтобы депутаты осознали, что это не просто прихоть, министр Татьяна Кравцева сообщила, что запас воды в Лебедевском водохранилище остался на уровне 30 процентов.

Депутаты осознали. Вопросов лишних не задали. И в этом молчании министр попросила их еще об одном одолжении – без лишних разговоров одобрить маленькую поправочку в бюджет накануне заседания думы. Дело в том, что если Саратовская область пообещает свое софинансирование в размере 13 млн рублей, то федерация даст 133 млн в помощь сельхозпроизводителям. И тогда можно будет распределить 10 млн тем, кто закладывает сады, 558 тысяч тем, кто производит тонкорунную шерсть, 37 млн тем, кто покупает семена. Есть такие люди, которым отказать невозможно. Министр Кравцева к ним относится.

А вот министр экономического развития Владимир Пожаров явно раздражает депутата Леонида Писного. У него был вопрос к этому министерству. Самого Пожарова не было на заседании, но Леонид Александрович спросил у его заместителя Юлии Шваковой, почему у нас в области в 2015 году такой позорно маленький объем налогов на доходы физических лиц?

– По НДФЛ картинка достаточно интересная. Рост 0,1 процента – это отсутствие роста зарплаты, или снижение работоспособного населения, или рост серых схем выплат заработных плат. Экономисты, вы анализировали?

– У нас очень значительные вычеты по НДФЛ, – ответила Юлия Александровна. – Мы занимаем по ним лидирующее место в ПФО.

– Для такого снижения надо, чтобы 10 процентов населения купили жилье. У нас что, 100 тысяч человек купили новые квартиры в прошлом году? – Леонид Александрович сам застройщик. Он знал, что, конечно, в прошлом году столько новоселов не было. И он то ли не знал, то ли забыл, что федеральная власть несколько лет назад подложила регионам свинью, разрешив требовать с региональных властей компенсацию трат на приобретение жилья в размере до 2 млн рублей. И когда люди поняли, что это не пустые обещания, а действительно работающий механизм, они понесли бумаги на вычет этих сумм из НДФЛ.

– У нас вычеты в 2015 году составили два миллиарда рублей, – сказала Швакова.

Леонид Александрович не доверял всем этим цифрам. Но Николай Бушуев дебаты жесткой рукой остановил. Сказал, что вопросы не по теме. Что вообще-то рассматривается не бюджет, а всего лишь отчет об исполнении бюджета за 2015 год. К отчету о прошлогоднем бюджете вопросов у Писного не было.

А у меня вот есть. Вспомните цифру в 43 миллиона рублей, за которые губернатор отчитывал главу Краснокутского района. А вот 46 миллионов рублей для СМИ губернатору не жалко. Но не всем подряд СМИ, а только тем, кто информировал общество о деятельности власти так, как власти нравилось. Менее пяти миллионов рублей из этой суммы достанутся районным СМИ. Остальное заслужили областные. Причем давно. 46 миллионов – это кредиторская задолженность. Ну а в 2016 году, как объявил громко губернатор Валерий Радаев, деньги на пиар власти из областного бюджета уже не будут тратиться.