Дорога ярости?

Оценить
Что стало с протестным движением дальнобойщиков

Еще недавно дальнобойщики, недовольные введением сборов по системе «Платон», устраивали протестные акции, писали на фурах провокационные «лозунги» и даже участвовали в «походе на Москву». Однако новые сборы так никто и не отменил, а ненавязчивые рекомендации президента Путина по отмене транспортного налога на практике были реализованы лишь частично. Несмотря на это о протестах дальнобойщиков сейчас уже почти ничего не слышно. Движение потеряло силу или это только так кажется?

Ударим автопробегом с Потапенко

Как пояснил редакции председатель саратовского регионального отделения «Объединения перевозчиков России» (ОПР) Александр Черевко, дальнобойщики продолжают протестовать. «Движение есть, и оно идет с нарастающим», – отметил собеседник. В конце апреля в Москве состоялся съезд перевозчиков со всех регионов страны. «На нем мы организовали свою всероссийскую организацию – «Объединение перевозчиков России», – объясняет Черевко. – После съезда мы разъехались, закрыли свой протестный лагерь». Но уже в мае из Санкт-Петербурга стартовала колонна из трех автомашин. Колонна побывала в Краснодаре, Дагестане, Элисте, Волгограде, Оренбурге, Уфе, Челябинске и других городах, где ее встречали местные дальнобойщики и СМИ. «Очень много людей узнают о нас, – отметил результаты собеседник. – Подключаются, обращаются через наш сайт opr.com.ru. Буквально сегодня три человека обратились. Очень приятно».

Главная цель автопробега, получившего название «Удивительное путешествие дальнобойщиков», – продолжение борьбы с «Платоном» и объединение перевозчиков. «Чтобы как можно больше людей наконец проснулись и поняли, что мы должны работать, а не только все свои деньги платить непонятно кому и за что», – пояснил Черевко. В акции принял участие и известный предприниматель Дмитрий Потапенко. (Он планирует выдвинуть свою кандидатуру на осенних выборах в Госдуму.) «Как сложится эта часть нашего маршрута с дальнобоями – не знаю, – написал Потапенко на своей страничке в социальной сети. – Но я буду с ними, пока смогу. У них честная война. За себя. И за страну. Нашу страну. Не чинуш».

Добро пожаловать в Саратов

Александр ЧеревкоПробег действительно не обошелся без приключений. Знаковым был путь дальнобойщиков до Костромы. «Через леса, где вообще дорога отсутствует», – заметил Черевко. По словам председателя, участники выбрали такой непростой маршрут вполне осознанно, ведь второй целью пробега было «показать министру транспорта Соколову, в каком же все-таки отвратительном состоянии находится вся наша инфраструктура и дорожная система» (во время пути велась прямая трансляция). А где-то дальнобойщикам удалось продемонстрировать завидное упорство. «После Воронежа есть два платных отрезка автодороги М4 «Дон», но нет альтернативы объезда, – отметил Черевко. – Так вот, руководствуясь Конституцией РФ на право свободного перемещения граждан по своей стране, они смогли проехать там бесплатно. Конечно, очень сложно было доказать все это властям, подъезжали высокие чины. Но они ничего не смогли сделать, кроме как открыть шлагбаум».

В ходе пробега участники встречали сочувствие. Например, в Нижнем Новгороде за счет одного из «сочувствующих» была отремонтирована фура на 220 тысяч рублей. С другой стороны, дальнобойщики отметили мощное противодействие правоохранительных органов. «Сотрудники ГИБДД всячески пытались за что-то привлечь нас», – пояснил Черевко. «В Химках, при старте, было шесть (!!!) машин ГИБДД и одна – полиции. И это на одну (!!!) фуру, – сообщил Потапенко в соцсетях. – Курск на въезде нас шестерых встречал «Уралом» с ОМОНом, три машины ГИБДД и две полиции. В Армавир вообще не хотели пускать нашего коллегу, местного жителя на легковом бусике (микроавтобусе. – Прим. ред.)! Позвонил целый полкан (полковник полиции. – Прим. ред.) и запретил!».

Не в лучшем свете показала себя и Саратовская область, куда колонна прибыла 6 июня. Инспекторы искали правонарушения (по мнению Черевко, просто придирались), при этом у участников сложилось впечатление, что действиями полиции руководил некий человек, сидевший в служебном автомобиле. «В машине еще какой-то гражданский сотрудник сидел, – вспомнил Черевко. – Он прятался и науськивал этих сотрудников, чтобы они пытались за что-то зацепиться, чтобы какую-то гадость все-таки сделать». Как отметил Потапенко, нашему региону удалось заметно выделиться на общем фоне: «Даже Ингушетия, Чечня, Осетия и Дагестан, наоборот, пробегу всячески помогали».

Следующая остановка

На минувшей неделе автопробег завершился прибытием колонны в Химки. Теперь дальнобойщики координируют свои дальнейшие действия. В планах – новый автопробег по Сибири и судебные иски. «У нас уже готовы документы в Конституционный суд, – отмечает Черевко. – До нас подавали Навальный и КПРФ. Но там было много ошибок, и эти ошибки мы учтем». Параллельно собеседник пытается добиться официальной регистрации саратовского сообщества перевозчиков. Попытки продолжаются уже около полугода. «У нас были подготовлены документы, мы их отдали в Минюст, – объясняет председатель. – Нам их неоднократно возвращали, мы их переделывали. Потом переделывали на основе уставов других регионов, уже пройденных в Минюсте. И все равно нам пришел письменный отказ». Так что пока сообществу приходится работать под вывеской регионального филиала ОПР. «Но мы все равно будем добиваться, чтобы у нас была своя организация», – отмечает Черевко, пояснив, что право на регистрацию активисты готовы доказывать через суд. По словам собеседника, ради общественной деятельности ему даже пришлось прекратить работать дальнобойщиком и посадить за руль наемного водителя.

«Самое главное, что нет информации в СМИ, – сокрушается Черевко. – Наши центральные каналы молчат до сих пор. Полная блокада информации. Сколько ни обращались – никто нигде к нам не подключается. Везде, видимо, запрет стоит на озвучивание» (хотя в Саратове о прибытии колонны сообщили некоторые местные телеканалы. – Прим. ред.). При этом председатель реготделения ОПР поясняет, что у протестующих «чисто экономические требования, никаких политических».

За акциз

На прошлой неделе Госдума приняла налоговые послабления, заключающиеся в зачете платежей по системе «Платон» в счет оплаты транспортного налога. Однако дальнобойщики не считают это решением вопроса. «В год мы в среднем за каждый грузовик платим 30 тысяч рублей транспортного налога, а по системе «Платон» максимально на сегодняшний день сможем наездить где-то на 250 тысяч рублей, – приводит аргументы Черевко. – То есть нам сделают минус на эти 30 тысяч рублей». В результате положение дальнобойщиков почти не улучшится. «Да мы в ноль работаем, нет у нас прибыли как таковой, – объясняет Черевко. – Водитель, который работает у меня, зарабатывает больше, чем я. Потому что он реально эти деньги зарабатывает, а я – мнимо. То, что я сегодня заработал, я завтра могу потратить на запчасти. На сегодняшний день машина у меня стоит, я по минимуму 200 тысяч в нее вкладываю. Я туда уже отдал то, что до этого за год заработал, и еще занял». Действия законодателей собеседник считает просто нечестными: «На мой взгляд, они нас опять обманули, в очередной раз».

«Самая главная проблема: с какой стати мы должны что-то кому-то платить, на каком основании? – объясняет Черевко. – Какой-то [частной] организации, какому-то ООО, которое никак ни перед кем не отчитывается? Нам правительство неоднократно заявляло, несколько лет назад Путин говорил: «Денег предостаточно, мы просто не можем их освоить». Просто они расходуются не туда, куда надо. И тут какая-то непонятная система, которая хотела взимать с нас деньги за проезд. И деньги немалые – это зарплата водителя. То есть мы должны посадить себе на шею еще одного «водителя»?».

По мнению Черевко, налог на транспорт вообще должен взиматься только в виде топливного акциза. Эту систему собеседник считает наиболее простой и прозрачной.

Раздробленное движение

Протесты были массовыми, когда дальнобойщики только узнали о «Платоне». «Нас же вообще поставили перед выбором: работать или машины поставить на свалку, – объясняет Черевко. – Впереди ничего не маячило, никаких перспектив, только огромные долги. Единовременно надо было их погасить и только потом зарегистрироваться, – поясняет собеседник. – А у нас у всех есть задолженности: у кого по кредитам, у кого по налогам. По транспортному налогу у многих есть задолженности, денег не хватает. А тут вместо 30 тысяч в год на нас решили повесить 300-400 тысяч».

Снижению протестной активности, по словам Черевко, способствовало несколько факторов. «К сожалению, правительство сделало все, чтобы нас раздробить, – объясняет он. – В том числе сыграло роль послабление по стоимости проезда. Потому что это было основное накипевшее». При этом до сих пор фактически отсутствуют штрафы за неоплату «Платона». «Вроде только-только начинают [штрафовать], но это не массово и только в Московской области, – объясняет собеседник. – Потому что контрольных рамок нет, и они реально не работают». По оценке собеседника, сейчас «Платону» не платят около 90 процентов перевозчиков. «Это не частники, это и крупные компании, – объясняет председатель. – У них есть эти приборы, но они отключены». Ну а еще многие дальнобойщики попросту боятся протестовать. «Люди в большинстве возмущены, но они запуганы, – считает Черевко. – Они боятся ответственности, потому что сейчас любой наш выход на улицу, связанный с транспортом или чем-то еще, должен быть согласован. В согласованиях нам вроде как и не должны отказывать, но выходы наши всячески переносятся, не одобряются».

Новые технологии

Протесты помогли дальнобойщикам вступить в борьбу с еще одним недругом – диспетчерскими компаниями. (Об этой проблеме «Газета Недели» уже писала – см. «Движение «анти» не ограничивается «Платоном», № 6 (375) от 24.02.2016.) Так, в Саратове дальнобойщики учредили кооператив для распределения заказов между членами ОПР. «Заключаем прямые договоры, пытаемся исключить из цепочки небольшие посреднические фирмы, у которых нет личного транспорта», – пояснил Черевко.

В отличие от обычных посредников, новая организация берет скромный процент от заказа. «Мы берем от ставки самый-самый минимум, – объясняет собеседник, – который покрывает аренду офиса и телефонную связь с интернетом. Посреднические компании, бывает, изымают до 50 процентов, и мы этого не видим. А у нас полностью прозрачная система. Любой человек от нашего объединения всегда может прийти и посмотреть реальную стоимость заказа». По словам Черевко, аналогичные организации начали работу и в других регионах.