Пожароопасная должность
21 июня уже сейчас может считаться ключевой датой для культурной жизни Саратова в 2016 году. В этот день был выставлен на продажу Дом кино, а в художественном училище имени Боголюбова сменился директор – им стал Илья Смирнов. Нового директора коллективу представила Светлана Краснощекова. Саму Светлану Владимировну 21 июня отправили в отставку. «Газета недели в Саратове» решила подвести итоги четырехлетнему пребыванию Краснощековой во власти и посмотреть, что может ждать саратовскую культуру после смены руководителя.
Из директоров – в министры
Вся сознательная жизнь Краснощековой до прихода на министерский пост была связана с музыкой: в 1985 году она окончила музыкальное училище, в 1991 году – консерваторию, а спустя три года пришла в филармонию в качестве хормейстера. Так начался ее долгий и неоднозначный период работы в филармонии, в котором были как взлеты, так и падения. Под последним, в первую очередь, подразумевается пожар, уничтоживший 21 ноября 2006 года сцену, зрительный зал, большую часть кровли, а также аппаратуру и оркестровые инструменты. Светлана Владимировна к тому моменту уже три года была директором. На несколько лет учреждение переселилось в соседний Дом офицеров и давало концерты на чужих площадках. Решать проблему с вводом здания в эксплуатацию пришлось уже ей как министру. А министром она стала 9 апреля 2009 года, придя на смену «генералу в культуре» Владимиру Синюкову.
Жаркие дни Светланы Владимировны
Поначалу деятельность Краснощековой была не слишком заметной. Первый значительный шаг в должности министра был совершен в июне, когда Илью Кияненко освободили от директорства в Театре оперы и балета. Его отставки (с формулировкой «в связи с утратой доверия») еще до Краснощековой добивался Синюков, но суд признал неправомерность увольнения, и Кияненко восстановили. Когда Кияненко уволили окончательно, то Краснощекова сказала, что это его личное решение, и напомнила о возрасте экс-директора.
Спустя четыре месяца после этого события совершится то, что на долгое время прикрепит к имени Краснощековой неприятные прозвища, а местные СМИ заставит пристально отслеживать каждый шаг министра. 2 октября, менее чем через год после введения в эксплуатацию нового здания ТЮЗа, сгорело помещение старого театра на улице Вольской. Оказалась уничтоженной большая часть здания. Неудивительно, что тут же поднялись яростные дебаты о его дальнейшей судьбе. Здесь подлила масла в огонь и сама Краснощекова, предложившая снять с баланса ТЮЗа сгоревшее здание, а на его месте построить учреждение для одаренных детей. Свою точку зрения она обосновывала тем, что новых ТЮЗ вполне может справиться со всем потоком зрителей. Кстати, тогда с ней согласился и будущий министр Иван Кузьмин.
Директора ТЮЗа Валерия Райкова после пожара сначала отстранили от работы, а потом и вовсе уволили, а про Краснощекову начали недобро высказываться: вместо того чтобы выступить инициатором сбора средств на восстановление, она сразу попросила деньги из федерального бюджета, вместо того чтобы созвать пресс-конференцию по поводу трагедии, она не желала давать комментарии. Ей припомнили, разумеется, и пожар в филармонии – и стали называть в прессе «погорелым министром» и «хот-леди». Однако далеко не все были согласны, что работа министра идет плохо: художественный руководитель филармонии Анатолий Катц, давая комментарий газете «Наша версия», на вопрос о герое года, подумав, назвал именно Краснощекову.
2013 год добавил новых проблем. Терпение губернатора по поводу сдачи в эксплуатацию филармонии подходило к концу. Совершив в октябре обход здания, Радаев остался недоволен темпами реконструкции и напирал на то, что до конца года объект должны ввести. А 15 декабря – открыть Большой зал. Но его открыли только 4 сентября 2014 года.
Все в том же 2013 году Светлана Владимировна не совсем удачно съездила на Всемирный библиотечно-информационный конгресс в Сингапур (а потом, как выяснила прокуратура, и в Малайзию). Неудачно, потому что «Общественный комитет по противодействию коррупции» заинтересовался ее поездкой и направил обращение на имя прокурора Саратовской области Владимира Степанова с просьбой проверить возможное нецелевое использование бюджетных средств.
Наконец, в конце 2013 года немало обсуждали задержки зарплаты у работников культуры, особенно ситуацию с Балашовским районным театром, в котором актеры грозились устроить забастовку. Всего трудности с зарплатой испытывали около 2,5 тысячи работников сферы культуры.
Открытия и неоткрытия
2014 год, Год культуры, стал особенным для Краснощековой. В том году минкульт работал не покладая рук. Например, провел довольно спорный Первый Поволжский фестиваль современного искусства. Кинофестиваль детского кино, на который минкульт начал делать ставку после сведения к минимуму финансирования телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». «СарСтраду» и так каждый год помогали все меньше и меньше, а после того, как генеральным спонсором стал бизнесмен Аркадий Евстафьев, бюджетная помощь практически свелась к нулю.
2014-й, конечно, ассоциировался и с долгожданной сдачей филармонии. Она переехала из опустевшего Дома офицеров, который вскоре превратился в Дом работников искусства. А еще в 2014 году Светлана Владимировна начала много говорить о необходимости создания Музейного квартала, который бы разместился в провиантских складах братьев Рейнеке в Рабочем переулке. На открытии замечательного фестиваля живописи «Красные ворота/Против течения» министр замахивалась чуть ли не на крупнейший в Поволжье центр современного искусства. И – да, в 2014 году был подписан план реконструкции старого ТЮЗа. 19 декабря 2014 года, по паспорту, основные работы должны были завершиться. Однако здание по сей день не сдано в эксплуатацию.
Критические дни
2015 год был объявлен Годом литературы. В ходе его были проведены как удачные мероприятия (презентация федерального проекта «Уездный город N»), так и неоднозначные («Саратовская осень» и фестиваль-ярмарка «Волжская волна», запомнившаяся не столько действительно хорошей ярмаркой, сколько провокациями писателя Александра Проханова).
А еще в 2015-м на Краснощекову обрушилась лавина критики в прессе, вызванная, по всей видимости, конфликтом с застройщиками. На проходившем в облдуме январском круглом столе, посвященном дальнейшей застройке Саратова, Краснощекова категорично отвечала, что историческая часть города не предназначена под расширение улиц и подобная затея обернется транспортным коллапсом. Эти слова были адресованы депутату Сергею Курихину, считавшему, что историю нужно, конечно, сохранять, но на месте пустующих памятников можно и строить. Высказывал претензии и депутат Леонид Писной, жаловавшийся, что минкульт завалил его исками. Краснощекова рекомендовала ему строить по закону.
После этого конфликта на близком Курихину «Взгляде-Инфо» начало появляться множество материалов о недочетах работы Краснощековой. «Четвертая власть» и вовсе подготовила цикл разгромных статей о министре, из-за чего Анатолий Катц даже написал открытое письмо в редакцию.
Строительство Музейного квартала застопорилось. Инвестора, готового вложить миллиард рублей, не нашлось. Масла в огонь (простите за каламбур) добавило то, что в апреле склады горели. Как позже установило ГУ МЧС, это был поджог. Спустя год, 18 мая 2016 года, проект был заморожен, хотя за полтора месяца до этого Краснощекова анонсировала выставку современного искусства.
Впрочем, хватит о плохом. Все-таки именно при Краснощековой ввели в эксплуатацию ТЮЗ, при ней в Саратове появились памятники Олегу Янковскому и ролям Олега Табакова. А еще прошел мощный третий фестиваль имени Янковского, всероссийский семинар молодых драматургов «Авторская сцена» и Фестиваль театров малых городов в Вольске. Минкульт не бросался деньгами, но ни для кого не секрет, что культурная сфера спонсируется по остаточному принципу. Наконец, твердая позиция Краснощековой по вопросу застройки исторического центра тоже многим симпатична.
Мотивы снятия
Политолог Дмитрий Олейник отметил, что в кулуарах об отставке Краснощековой разговоры велись давно. А политолог Александр Пантелеев считает, что Светлану Владимировну просто решили «принести в жертву» перед выборами. Сотрудник «Нашей версии» Дмитрий Воронков на своей странице в фейсбуке тоже оценил экс-министра: «Она хотя бы понимала, как устроена культура не только со стороны красных дорожек и зрительного зала, но и «с той стороны».
Новый министр
Утром 23 июня стало известно, что новым министром стал директор цирка Иван Кузьмин – фигура в саратовской культуре и политике известная. На пост министра культуры Иван Георгиевич приходит второй раз. Впервые он занимал его в 1998-1999 годах при губернаторе Дмитрии Аяцкове. На своем представлении 23 июня в качестве министра Кузьмин не стал отвечать на вопросы журналистов о том, чем будет отличаться его нынешняя деятельность от работы при Аяцкове, заметив лишь, что с тех пор прошло слишком много времени. Оценки предшественнице он отказался давать принципиально.
Иван Георгиевич родился в 1957 году. Окончил физико-математический факультет педагогического института, работал в сфере образования, в 1996-м стал министром информации и печати, возглавляя министерство до 1998 года. После ухода из минкульта в 1999 году возглавил цирк, где и трудился до нынешнего назначения.
Иван Георгиевич любит и умеет выступать, охотно идет на контакт с журналистами. В бытность директором цирка в скандалах замечен не был. Одним из главных его достижений стало учреждение международного конкурса «Принцесса цирка» и открытие музея цирка. Теперь он сможет решать другие вопросы. Цели уже обозначены: в первую очередь, это ремонт Театра оперы и балета и сдача до конца года в эксплуатацию здания старого ТЮЗа. 20 июня Радаев выставил на концессию склады Рейнеке, в которых должна быть осуществлена реконструкция для музейной и выставочной деятельности. Наверняка Ивану Георгиевичу придется заниматься и этим.