Отравленная скважина

Оценить
«Шкурные интересы» больных стариков

У Парка Победы есть все шансы в ближайшее время уползти в Волгу. Вместе с Национальной деревней и «Журавлями». Так считает пенсионер Юрий Котликов, который обратился в редакцию нашей газеты за помощью. Дело в том, что его дачный участок, который находится почти под Соколовой горой, серьезно страдает от сбросов ОА НК «Русснефть».

Дачный участок Юрия Геннадьевича находится в СНТ «Сеча» – это съезд с Соколовой горы в Затон. Эдакая стариковская дача с наделом землицы, где важно не летним отдыхом наслаждаться, а урожай выращивать. Маленький дачный домик, больше напоминающий сарайчик. Протоптанная между грядками тропка, уходящая вниз: в этом садовом товариществе, расположенном на склоне горы, все участки вот такие – как бы сползающие к Волге. За домиком прячется неглубокая скважина: три года назад ее по заказу Котликова пробурила фирма «Строй-Форум». Полезная штука: со своей скважиной можно не зависеть от дачного кооператива, который дает воду в определенные часы, а поливать урожай тогда, когда на это есть возможность. Для Юрия Геннадьевича это огромное подспорье – он инвалид первой группы, и приезжать на дачу по кем-то установленному расписанию ему бывает тяжело.

Год назад, по словам Котликова, вода из его скважины пошла горько-соленая, а все растения, которые этой странной жидкостью поливались – сохли и умирали. Та же беда постигла и его соседа Александра Лупяка. Его участок находится как раз под участком Котликова. Только у Александра Васильевича нет своей скважины. Загрязненная вода стала пробиваться на его участке прямо из-под земли.

Юрий Котликов осенью прошлого года обратился во всевозможные инстанции. Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор отвечали примерно одинаково:

в районе СНТ «Сеча» производится разработка Соколовогорского месторождения, включая сброс промыслово-сточных вод в подземные горизонты. Пользование недрами осуществляет АО НК «РуссНефть». При проведении работ по сбросу промыслово-сточных вод компания допустила массу нарушений требований по охране недр. Во-первых, сброс в серпуховско-окский пласт осуществляется без документации, удостоверяющей предварительные и уточненные границы горного отвода. Во-вторых, эксплуатация участков недр с целью сброса сточных вод без документов, удостоверяющих границы горного отвода, за пределами этих границ не допускается и является нарушением требований по охране недр. В-третьих, «РуссНефть» ведет деятельность по сбросу промыслово-сточных вод с нарушением всего, что только возможно: замеры приёмистости скважин не проводятся, мониторинговые исследования по водоносному горизонту также не ведутся. Оценить изменение грунтовых вод не представляется возможным в связи с отсутствием фоновых показателей, тем самым нарушен порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр, утвержденный приказом МПР России от 21.05.2001 г. № 433.

В итоге «РуссНефть» была привлечена к административной ответственности по факту выявленных нарушений. И, видимо, штраф был уплачен, а нарушения так и не прекратились.

Скважиной Котликов пользоваться не может: оттуда идет отравленная вода, которая убивает всё на своем пути. А у Лупяка из семи соток осталось всего три с половиной пригодных к обработке. Если сравнивать два анализа химического состава воды из скважины с участка Юрия Котлякова, а также воды, поступающей из почвы на участке Лупяка, они показывают, что показатели мутности, цветности, наличия железа, хлорид-ионов, аммоний-ионов превышают допустимые нормы. Первый забор был произведен в сентябре 2015 года, второй – в мае 2016 года, и они почти не изменились.

На участке Котликова уже высохла малина, погибла яблоня, у Лупяка сохнут вишни, пропал орешник, полностью высох абрикос. Земля покрыта бурой и зеленой пеной. Вся вода с участка стекает ниже в овраг и попадает в родник «Сеча». Практически сразу за участком Лупяка начинается болото. Видно, как по ходу движения этих вод стоят уже высохшие, погибшие деревья.

Пересказывая свои встречи с чиновниками и силовиками разных уровней, Юрий Геннадьевич сокрушается, что разговоры документально не зафиксированы и их к делу не пришьешь. Но наслушался он от представителей власти всякого. В прокуратуре ему сказали, что он, бодаясь с нефтяной компанией, радеет вовсе не за общее благо, а преследует свои шкурные интересы. В одном из надзорных органов девушка, сидящая на приеме документов, заявила, что это его бы надо привлечь к ответственности за то, что отвлекает людей от работы. При этом почему-то все органы закрывают глаза на то, что вся эта гадость стекает в Волгу. Котликову отвечают: ну, дескать, пока рыба вверх брюхом не всплывает – значит, все нормально.

В марте Котликов и Лупяк написали претензию нефтяникам о возмещении ущерба, причиненного компанией их дачным участкам, которым теперь требуется рекультивация земли, а это недешевое удовольствие. Ответа на претензию они не получили. Мы будем следить за ситуацией.

Отравленная скважина