Как наши потомкам Байрона в торец дали
События во французских городах с участием российских футбольных болельщиков – массовые драки, погромы, аресты и задержания – сплелись в такой клубок, что трудно понять, где главное, а где сор, не заслуживающий внимания. Собственно, мы и не ставим перед собой цель выстроить все произошедшее в хронологическую цепочку и ранжировать по важности. Даже больше – вызывает интерес скорее реакция в России, нежели подробности кровавых драк. Что же касается заголовка – да, он несколько ернический, но это подражание заголовку на ленте телекомпании «Звезда», телекомпании, между прочим, Министерства обороны РФ. Там заголовок выглядел так: «Как 5 российских фанатов 20 британцев по всему Лиллю гоняли».
Фанат-спецназ?
Так кто же были эти бравые парни, избивавшие в Марселе английский болельщиков, избивавшие с такой жестокостью, что двое англичан находятся при смерти? Тут много разных точек зрения. Первая – это был организованный десант численностью до трехсот человек, прилетевший во Францию спецбортом Российского футбольного союза. Практически самолетом, арендованным Министерством спорта России. В пользу этой версии говорят фотографии задержанных французами болельщиков с татуировками спецвойск – морской пехоты и так далее. Если, конечно, это не подделка.
Непреложный факт: российскими болелами во Франции руководил Александр Шпрыгин – приближенный Виталия Мутко, член исполкома Российского футбольного союза, руководитель Всероссийской организации болельщиков – ВОБ. Шпрыгин – человек весьма неординарный, известны его связи с правыми экстремистами. Сам он, называя себя антифашистом (?), заявляет, что в российской футбольной сборной должны быть только славянские лица. Одновременно известны несколько фотографий Шпрыгина с президентом Путиным: в президентском самолете, во время возложения цветов на могилу убитого болельщика Егора Свиридова в 2010 году. В общем, многогранная личность.
Шпрыгин был в автобусе болельщиков, задержанном французской полицией, писал оттуда твит-репортаж с душераздирающими подробностями – не дают пить, есть предлагают какую-то гадость, везут этапом (?!) в Марсель, изъяли весь реквизит для перфоманса. Если среди изъятого реквизита был российский флаг с надписью «Vsem pisec» (последнее слово изменено по требованиям Роскомнадзора), то это к лучшему. Именно такой флаг растягивали перед трибуной во время игры с Англией, и никто в России не говорил о надругательстве над символом страны.
Гвардейцы министра
Близко к этой версии стоит предположение, что банды фанатов – суть личная гвардия министра спорта Виталия Мутко. Правда, не совсем понятно, зачем это нужно Виталию Леонтьевичу. Но если принять на веру предположение, что «французские погромщики» были подготовленной организованной силой, то следует тогда согласиться с Юлией Латыниной. Она писала: «наивно спрашивать, являются ли скоординированные, молниеносные погромы в Марселе и Лилле результатом спонтанной самоорганизации российских болельщиков.
Дело даже не в том, что наблюдатели отмечают качественно иной уровень громил: «Они были подготовлены для насилия. Они выступали просто в другой категории, нежели обычный английский хулиган, тренирующийся на пиве и чипсах», – жаловался один из английских болельщиков.
Дело просто в том, что Кремль не терпит никаких организаций, тем более заточенных под насилие, если они им косвенно не контролируются. Болельщики довольно откровенно пишут об отборочных соревнованиях в лесах, да и по их молниеносной, профессиональной и организованной агрессии видно, что они прошли хорошую школу».
Понятно, это один полюс. Существует и другой, заботливо созданный российскими телеканалами. Там такая получатся картина: наши болельщики в ожидании игры с Англией сидят в библиотеках Марселя и изучают творчество поэтов Прованса. За окном гуляют их жены, дети (в маечках с той же надписью «Vsem pisec»), тещи изучают марсельскую архитектуру. А за углом скрываются орды пьяных англосаксов, ждущих своего момента, чтобы обидеть наших болельщиков выкриками о Путине и почему-то о теннисистке Марии Шараповой, топчущие наши флаги и вообще – животные. Наши выходят из библиотеки с томиками трубадуров в руках, и пьяное английское быдло набрасывается на них. Не верите, тогда поищите в интернете отрывок из передачи телеканала «Россия».
Ведущий Борис Корчевников спрашивает у находящегося в Марселе спортивного комментатора Владимира Стогниенко: «Что началось после того, как англичане прорвались на трибуну с российскими болельщиками?».
Стогниенко с видимым удивлением отвечает: «Так это наши прорвались к ним». И получает отпор от жены футболиста Павла Погребняка Марии: «Вы вообще за Россию болеете? Так нельзя поддерживать сборную!». Обратите внимание, как легко происходит подмена понятий – вместо болельщиков речь уже идет о футболистах.
Есть еще «срединная» точка зрения: никакого заговора не было, не было спецотрядов футбольных фанатов – они и так организованы достаточно хорошо. Но ехали они во Францию не футбол смотреть, а показать всем, как мы встаем с колен. (Не очень получилось – ну и ладно.) Агрессивность и даже жестокость – это следствия алкоголя и употребления в большом количестве российской пропаганды. Если убрать нецензурную лексику, лозунги фанатов мало чем отличаются от продуктов российской пропаганды о превосходстве наших над всеми остальными и ненависти ко всему остальному миру. Но, понятно, никто из телеоракулов не признал, что случившееся – это результат их неустанных трудов. Российские пропагандисты увидели созданного ими Франкенштейна, но сделали вид, что не узнали его.
Второе рождение патриотизма
Поразительна реакция нашей пропагандистской машины на события в Марселе. Понятно, что она не умеет моментально реагировать на происходящее, понятно, что ей требуются указания, но чтобы начался такой раздрай! Машина свистела, гудела, окутывалась паром и крутилась в разные стороны.
«Во всем виноваты французские полицейские – они абсолютно беспомощны».
«Французская полиция незаконно и очень жестоко задерживает наших фанатов и даже изъяла у них алкоголь».
«Французы ничего не могут сделать с разбушевавшимися фанатами».
«Французы без всяких оснований депортируют болельщиков».
И так далее. Даже официальные лица не могли скоординировать свои мнения.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ: «Имели место противоправные действия со стороны болельщиков из разных стран, которые устроили настоящие бесчинства в Марселе и других населенных пунктах, это абсолютно неприемлемо. Мы рассчитываем, что российские болельщики будут соблюдать законы той страны, где они находятся».
Владимир Маркин, спикер Следственного комитета РФ (правда, в социальных сетях): «Нормальный мужик, каким он должен быть, вызывает у них удивление. Они же привыкли «мужиков» на гей-парадах видеть».
Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы и член исполкома Российского футбольного союза: «Не вижу ничего страшного в драке фанатов. Наоборот, молодцы наши ребята. Так держать!».
Потом все вернулись в привычную позу. Минутное чувство стыда сменилось гордостью за все, что имеет отношение к России. Посол Франции в РФ был вызван в МИД по поводу задержания автобуса с российскими болельщиками и неправомерных действий правоохранительных органов. По телеканалам пошла раскручиваться история с поруганным российским флагом. Лично я в эту историю не верю – во-первых, сами «британские фанаты» в полный рост не показаны, а почему-то от пояса и ниже. Во-вторых, флаг какой-то не болельщицкий, а маленький флажок. При этом уже не вспоминают, что на том же российском триколоре фанаты писали похабные надписи, а сами они демонстрировали в интернете измазанные кровью врагов «трофейные» английские флаги. Между прочим, с крестом Святого Георгия.
Тут же в дело подключились эксперты, всех перечислять не будем, ибо имя им легион. Двоих самых забавных упомянем. Телеведущая РЕН ТВ Анна Чапман прокомментировала беспорядки с участием фанатов на Евро-2016: «Излюбленной забавой англичан было приезжать в Марсель и устраивать там футбольные погромы. Многие даже билеты на матч не покупают, потому что их цель – не футбол, а показать французам, кто тут хозяин». Теперь – внимание, правильный ответ: английские болельщики не дерутся в Марселе, потому что английские клубы уже лет пятнадцать не играли с футбольным клубом «Марсель» и сборные там не встречались. Кроме того, после печальных событий на бельгийском стадионе «Эйзель» в 1985 году в Англии взялись за футбольных хулиганов и вывели их как класс – в отличие от России, между прочим. «На современном этапе английский «околофутбол» приобрел отчетливые черты так называемого стиля «casual» (то есть обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы», – сообщает Википедия. Но Анна Чапман знает лучше – она же работает на росс. ТВ!
Еще один эксперт, вроде бы далекий от футбола журналист Максим Шевченко. В своей программе он долго блистал эрудицией, совершал экскурсы в далекую историю. Дескать, кулачные бои издревле присущи обоим народам – английскому и русскому, есть часть их духовной культуры, скрепа и сакральность. И даже сам лорд Байрон, напоминал болельщикам Шевченко, был не прочь, скинув фрак, поучаствовать в кулачном бою. Только в Марселе наши соотечественники впятером били лежачих англичан ногами и металлическим прутом по головам. Двое – при смерти. Если это скрепа, то лучше не надо таких скреп. А еще продолжили «скреплять» уже в Кельне, возвращаясь на родину, не досмотрев турнир. Там шестеро российских фанатов избили трех испанцев – из них две женщины.
Узники замка Иф
Все же надо это признать, большинство независимых экспертов по поводу событий в Марселе уверены, что дыма без огня не бывает, что Кремлю зачем-то были нужны футбольные беспорядки. Та же Юлия Латынина считает, что «если насилие было санкционировано, то это была типичная пробивка. Эксперимент, поставленный с целью измерения европейской реакции. Так перед российско-грузинской войной Россия (и Южная Осетия) устраивала многочисленные пробивки – к примеру, один раз пустили с самолета ракету по грузинскому радару и потом утверждали, что ракету грузины принесли и закопали сами. И замеряла реакцию Запада. Западу было все равно, и война началась.
Возможно, что пробивка со спонтанными российскими погромами в Марселе и Лилле предшествует спонтанным же погромам где-нибудь в Таллине или Нарве».
Другая, еще более конспирологическая версия выглядит так. Руководство России, осознав, что подготовка к чемпионату мира-2018 сорвана, решила отказаться от чемпионата, но при этом «сохранить лицо». То есть план, якобы, был таков: напугать Европу страшными российскими фанатами и подвигнуть футбольные организации перенести чемпионат мира в другую страну. После чего традиционно заявить, что весь мир против нас и запретить какие-нибудь их продукты для россиян. Достаточно стройная версия, но надо помнить и о том, что для Владимира Путина решение ФИФА провести чемпионат мира в России было большой личной победой. Такой ли он человек, чтобы отказываться от побед, тем более что дефицит викторий ощущается остро. И чемпионат мира, кстати, пройдет как раз перед выборами президента.
Скорее всего, от чемпионата отказываться не будем, заявим, что меры безопасности будут приняты беспрецедентные. Наша национальная гвардия это может – вспомните Москву в день инаугурации Путина в 2012 году – ни одного человека на улицах огромного города. С футболом так поступить трудно, но несомненно, что после марсельских прогулок число желающих поехать в Россию посмотреть футбол уменьшится значительно. И так-то было ясно – ехать в Саранск, чтобы посмотреть три игры любимой команды, решится далеко не каждый. А если вспомнить площади Марселя и Лилля – то и подавно желание пропадет. С другой стороны, хоть что-то решили сделать. 14 июня Госдума в первом чтении одобрила законопроект о создании черных списков болельщиков. Любителей футбола, которые оказались в списке, не допустят в места проведения официальных спортивных мероприятий. На самом деле депутаты опоздали с этим решением минимум на десять лет.
Тем временем суд Марселя вынес первые приговоры по делу о массовых беспорядках. Среди прочих осужден глава отдела по работе с фанатами московского «Локомотива» Алексей Ерунов – он получил два года, еще двое получили год и полтора. Московские СМИ уже назвали тюрьму, где они отбывают срок, тюрьмой смертников – не иначе под впечатлением от «Графа Монте-Кристо».
Сейчас скандалы и драки утихли, самых буйных выслали из Франции. Но судя по всему, мы готовим французам «ответку». Член международного комитета Совета Федерации Игорь Морозов призвал российских туристов бойкотировать Францию: «Российские туристы после окончания чемпионата должны бойкотировать Францию – и из соображений солидарности с приговоренными россиянами, и просто из чувства самосохранения. Ни один турист, получается, там не защищен от ареста». То, что осужденные «туристы» немного убивали других туристов, член СФ не стал уточнять. Александр Медведев, заместитель председателя правления ПАО «Газпром», намекнул, что «Газпром» рассмотрит вопрос о спонсировании УЕФА – Европейской футбольной ассоциации – после уточнения всех обстоятельств. Французский суд сравнили со сталинскими тройками тридцатых годов и почему-то запретили английские презервативы. Хотя презервативы, возможно, просто совпадение.
Последний матч наша команда завершила уже после того, как номер был сдан в печать. Там всякие возможны варианты. Может, Россия и пройдет в одну восьмую финала. Но мне представляется, уж лучше отправиться домой и болельщиков с собой увезти. Все равно играем так, что лучше не смотреть. И болеем не лучше.