Одни с колен встают…
Заседание рабочей группы комитета по экономической политике Саратовской областной думы привлекло наше внимание только потому, что там собирались обсуждать новый областной закон о промышленной политике, проект которого облдума недавно приняла на рассмотрение. О законе давно говорят, его даже очень ждут, проект при этом со всех сторон изучили и многократно дорабатывали, нареканий ни у кого он уже не вызывал. Что нового могло появиться в документе, который и нужно-то принять разом в трех чтениях?
Попутно на заседании решали проблемы алкогольного бизнеса и районных администраций.
Либо интернет, либо алкоголь
Первым обсуждался проект областного закона «Об утверждении перечней поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Развитие интернета в нашей саратовской глубинке – тема очень интересная, но законопроект не об этом. Он разработан в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Никто не объяснял журналистам, как перечень поселений, где интернета нет, связан с оборотом алкоголя. Пришлось выяснять таинственную связь самостоятельно, благо редакция у нас в таком поселении, где интернет присутствует.
Так вот, оказалось, что перечень поселений Саратовской области, где нет интернета, формируется вовсе не для того, чтобы знать, куда этот интернет довести, дабы люди, живущие там, чувствовали себя причастными к цивилизации, открыли себе окно в мир и прочее интересное. Оказывается, все дело в том, что с прошлого года в России внедряется (несмотря на жаркие споры) система ЕГАИС и новые жесткие правила торговли алкогольной продукцией, касающиеся как оптовиков, так и розничных продавцов спиртного. Магазинам теперь нужно технически переоснащаться (ставить новые кассы) и вообще менять привычные правила работы, иначе лицензию на торговлю спиртным могут аннулировать.
Вводится в действие ЕГАИС с целью изъятия из товарооборота низкокачественного алкоголя и алкогольных суррогатов и в соответствии с изменениями в федеральном законе, принятыми еще в феврале 2015 года. С 1 июля текущего года ее обязаны внедрить розничные магазины, торгующие спиртным в городах, а через год – магазины в сельской местности. По правилам ЕГАИС должны продаваться все крепкие и слабоалкогольные напитки, включая пиво, сидр, медовуху и вина. Любая их продажа без ЕГАИС будет считаться незаконной и караться штрафом. Но в связи с тем, что одним из технических условий запуска ЕГАИС является доступ к сети Интернет – в местности, где ее нет, система вводиться не будет.
«Прелести» новой системы продажи спиртных напитков бизнес уже оценил. Многие оптовики, не успев соблюсти все требования новой системы до ноября прошлого года, уже потеряли лицензии. По Саратовской области мы таких данных не нашли, зато нашли по Смоленской. Там лицензии отозваны у 170 торговых точек, которые в итоге и закрылись. Смоленские чиновники, кстати, говорят, что ЕГАИС негативно влияет на алкогольную отрасль региона. И правительство Смоленской области всячески старается бизнес от ЕГАИС защитить.
«На уровне региона мы сделали все возможное, чтобы защитить, прежде всего, сельскую торговлю, приняв областной закон об утверждении перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Федеральный закон о государственном регулировании производства алкогольной и спиртосодержащей продукции дал право регионам освобождать поселения от фиксации в системе ЕГАИС, если территория села не полностью охвачена интернетом», – рассказал журналистам начальник профильного департамента смоленского правительства.
Вот и у нас в Саратовском регионе, надо полагать, сейчас работают над аналогичным законом. И если брать во внимание намерение защитить алкогольный бизнес в сельской местности от налоговых зверств, то интернет во многих саратовских поселениях появится еще очень нескоро. Тут уж или одно, или другое.
Сроки – это мелко
Еще на заседании рабочей группы комитета по экономической политике Саратовской областной думы обсуждали земельный вопрос. Сразу два. Один касался особенностей предоставления многодетным семьям бесплатного участка в тех районах, где объединяются отдельные муниципальные образования (например, Дергачевское и Петропавловское МО, Зерновское и Мирное МО и т.д.), второй – возможностей Вольского района предоставлять такие участки.
Что касается первого вопроса, то он был техническим. Требовалось просто учесть проводимые в настоящее время территориальные преобразования в законе о предоставлении земельных участков многодетным семьям. Второй вопрос был сложнее. Здесь руководство Вольского района вышло с инициативой пересмотреть сроки, в рамках которых муниципалитет должен опубликовать список сформированных земельных участков. По действующему законодательству перечень участков должен быть опубликован до 1 октября, а по предложению администрации Вольского района – до 31 декабря. Зачем? А за тем, что в Вольском районе много исторической застройки, и при формировании земельных участков для многодетных семей приходится проходить согласование с федеральным центром. На это уходит время, в связи с чем в установленные в областном законе сроки данный район не укладывается. Выручить Вольский район депутаты решили конкретизацией в действующем законе случаев, когда муниципальным образованиям будет разрешаться продлевать срок публикации перечня земель.
Конечно, этими вопросами проблемы предоставления земельных участков многодетным семьям не исчерпываются. Самой главной проблемой остается качество предоставляемых участков. Несмотря на все обещания властей, землю людям дают непригодную для строительства – «без дорог, света, газа, зато рядом с кладбищем и в оврагах». Поэтому семьи часто отказываются от предложенных участков, ничего не получая взамен.
Буквально месяц назад эту тему обсуждали в Общественной палате Саратовской области, куда жители региона тоже обращаются с жалобами. Ускорить решение существующих проблем невозможно. Муниципалитеты, ответственные за предоставление участков многодетным, оправдываются и говорят, что делают все, что в их силах. Между тем, в одном только Саратове в очереди на бесплатную землю от государства стоят 2,5 тысячи семей при общей численности многодетных – 3,7 тысячи семей. А из 800 земельных участков, которые планировали передать таким семьям в текущем году, на конец мая было выделено только 120.
ТПП решила быть несогласной
Обсуждение законопроекта «О промышленной политике в Саратовской области» тоже было связано с трудностями толкования понятий. Областная торгово-промышленная палата дала на проект закона свое заключение, исходя из которого, документ нужно переписывать чуть ли не целиком. И это при том, что прежний руководитель ТПП региона Максим Фатеев, отбывший на службу в федеральную палату, эту редакцию проекта всячески поддерживал. Сменив руководство, ТПП Саратовской области начала придираться к формулировкам.
Так, по словам начальника аналитического отдела ТПП Александра Влащевского, в проекте закона не прописаны ни цели, ни задачи промышленного сектора, с учетом особенностей отрасли нашего региона. Кроме того, конкретных мер поддержки промышленности в данном законопроекте тоже не обнаружилось. И что это, мол, за закон такой, в котором ничего нет.
Замминистра промышленности и энергетики Владимир Белгородский в свою очередь заявил, что в первоначальной редакции документа цели и задачи, учитывающие особенности региональной промышленности, были. Но прокуратура попросила их убрать и сделать формулировки более общими, так как задачи устанавливаются аналогичным федеральным законом.
Другие участники заседания пытались объяснить эксперту из ТПП, что рассматриваемый законопроект рамочный. Детали и конкретные меры будут прописаны в других законах и подзаконных актах. Но эксперт с такой позицией соглашаться не желал. «У каждого региона свои цели и задачи. Одни с колен встают, другие импортозамещение развивают или промышленность. Не может быть единой промышленной политики, – настаивал Александр Влащевский. – Все хотят определять политику, а мы ничего не хотим. Всё у нас рамочно».
Устав спорить с единственным несогласным экспертом, члены рабочей группы предложили такой вариант развития событий. ТПП должна разработать свои поправки к проекту закона и внести их в установленном порядке на рассмотрение в думу. Или же, пользуясь своим правом законодательной инициативы, разработать свой вариант проекта закона о промышленной политике и также внести его на рассмотрение.
Что касается текущей редакции законопроекта, то большинством голосов его решено передать на рассмотрение комитета и рекомендовать к принятию на заседании думы в первом чтении.