Не долги тому виной

Оценить
Саратовский интернет – о настоящей причине обесточки электротранспорта

16 июня на линию не вышли трамваи и троллейбусы почти всех маршрутов: СПГЭС отрубило электричество МУПП «СГЭТ» за долги. Разговоры о возможной обесточке электротранспорта шли давно – долги у городского предприятия перед энергетиками копились не один год. И все-таки нынешнее отключение выглядело весьма странно: за два дня до этого пресс-служба мэрии как раз распространила пресс-релиз, в котором черным по белому было написано, что задолженность перед ООО «СПГЭС» сокращается: 1 января транспортники были должны энергетикам 56 млн рублей, а в середине июня – уже 32 млн. Это «жжж» неспроста, подумали саратовцы и принялись активно комментировать ситуацию в социальных сетях.

Песец вам в ленту

В пять утра в социальной сети «Вконтакте» группа «Трамваи и троллейбусы Саратова» опубликовала информацию о том, что большая часть электротранспорта не вышла на маршрут. «Как можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию? Из-за неразрешенных вопросов между МУПП «Саратовгорэлектротранс» и поставщиками электроэнергии вынуждены страдать тысячи пассажиров. Подрывается престиж общественного транспорта. Надеемся, что руководители предприятий при участии городской администрации в кратчайшие сроки найдут выход из сложившейся ситуации.

Мы внимательно следим за развитием событий. Вся актуальная информация будет публиковаться в нашей группе». Рядом с сообщением модераторы группы разместили фото маленького, пушистого и очень симпатичного песца. Что в переводе на литературный русский означало «ожидается коллапс».

Группа и впрямь пристально следила за новостями и выдавала информацию в режиме реального времени. Пользователи общались в основном на актуальные темы – пустили, не пустили, когда пустят, подключат ли «рогатых» теперь вообще. В сети Facebook саратовские журналисты и прочие блогеры вели анализ ситуации.

Занятная переписка

-У вас не газеты, а эсэмэски, – безапелляционно заявила мне моя псковская коллега, некоторое время проработав в Саратове и погрузившись в нашу медиажизнь. Прозвучало обидно по форме, но верно по сути: решение многих конфликтов саратовские «владельцы заводов, газет, пароходов» переносили в плоскость СМИ – публикуя те или иные факты или домыслы о конкурентах в «своих» изданиях. С недавних пор медиарынок в Саратове изрядно обеднел. И в качестве «эсэмэсок» большие дяди, занятые выяснением отношений, используют релизы своих пресс-служб, которые публикуются уже абсолютно во всех СМИ города.

В конфликте по поводу отключения электротранспорта такие послания считывались из многих пресс-релизов. Трудно понять, кто начал первый, – долгое время обмен взаимными уколами в публичной плоскости между двумя головами городского двуглавого орла шел по другим темам. Первый звоночек можно было расслышать в релизе СГЭТ, который мэрия распространила 14 июня.

В длинном и подробном отчете главы предприятия Константина Касьянова о постепенном погашении долга затерялся примечательный абзац: «Не первый год предприятие-перевозчик испытывает значительные трудности в обеспечении функционирования трамвайно-троллейбусной системы, эта ситуация возникла не сразу – на протяжении десятилетий проблемы накапливались как снежный ком, и преды­дущие городские власти очень много говорили о необходимости спасения СГЭТ, но, к сожалению, очень мало продвинулись в этом направлении». Напомним, Олег Грищенко является главой города уже десять лет и все это время подбирал себе покладистую «вторую голову», чтобы работать, как это у нас принято, «в тандеме». Вспомнить хотя бы Алексея Прокопенко. Валерий Сараев – человек губернатора – явно не стремится быть в одной упряжке с градоначальником, а гнет свою линию.

После отключения от сети городских трамваев и троллейбусов комментарии с разных сторон стали сыпаться как из рога изобилия: Олег Грищенко не сдержался и назвал действия администрации «преступной халатностью». В своем комментарии он отметил, что «в последнее время исполнительный орган предпочитает перерезать ленточки и анонсировать прожекты, вместо того чтобы заниматься реальными, может, и не такими заметными делами, рутинной работой». «Внимание исполнительной власти сместилось от реальных проблем к фантастическому жанру», – добавил Олег Васильевич.

Во время ЧП (а то, что случилось в городе 16 июня, другим словом назвать нельзя), Валерий Сараев был достаточно оперативен в решении проблем: в администрации собралась комиссия по чрезвычайным ситуациям; чтобы не создавать транспортный коллапс, на маршруты были выведены дополнительные автобусы; администрация в тот же день подала в суд на ООО «СПГЭС» и даже его выиграла. В итоге трамваи и троллейбусы в тот же день к вечеру были подключены к электроэнергии. При этом во всех комментариях Сараев был предельно корректен с оппонентами, беспрестанно объяснял ситуацию жителям и извинялся перед ними.

Главными носителями «эсэмэсок» выступили общественники. Комментариями Лидии Златогорской, Евгения Лузановского, Александра Зуева, Бориса Кузнецова была завалена почта каждого журналиста, подписанного на рассылку мэрии. И вот эти люди уже не стеснялись в выражениях: «акция устрашения», «рубильник отключают перекупщики энергии, которые ничего не производят, а только цены взвинчивают», «энергетики – монополисты».

В дискуссию по переписке ввязались и губернатор области Валерий Радаев, и депутат Госдумы от «Единой России» Николай Панков. Первый комментировал с Международного экономического форума в Санкт-Петербурге (несмотря на угрозу объявления чрезвычайной ситуации в областном центре, губернатор возвращаться не собирался): «Причина здесь может быть только одна – несогласованность работы городских властей. Муниципальные чиновники не могут решить внутренние разногласия, прийти к компромиссу, в результате – страдают наши жители. Призываю власти муниципального образования немедленно исправить ситуацию. Шантаж – не метод решения проблем».

Понятно, почему он так старался и рубил правду-матку: новость об отключении электротранспорта уже попала на ленты федеральных СМИ, а там, как правило, «полощут» губернаторов, будь они хоть трижды не виноваты.

Наличие политического кризиса в управлении городом признал и депутат гордумы Виктор Марков, который свое мнение высказал на заседании комиссии по промышленности гордумы, экстренно собранной по поводу случившегося (СМИ радостно распространили и этот комментарий).

Это троллинг

Позиция саратовских журналистов, которые ведут свои блоги на платформе социальной сети Facebook, была куда более интересной, чем виртуальная «переписка» чиновников и депутатов всех рангов и мастей. Во-первых, весь саратовский Facebook сразу же сошелся на том, что это в самом деле шантаж со стороны энергетиков и взятие города в заложники. Но журналисты, в отличие от официальных лиц, не стеснялись называть имена и фамилии виновников конфликта

«Это, скорее всего, троллинг со стороны СПГЭС и его главного бенефициара (все, надеюсь, знают, что это О.В.?)) своих товарищей по партии из администрации, курирующих СГЭТ, – написано в одном из комментариев, затрагивающих злободневную тему. – В общем, из-за тёрок володинских грибов с ягодами страдают простые граждане». Это был комментарий к посту, который ранним утром обрадовал всех участников группы «Жить здесь!». Публикация Кирилла Андреева содержит лексику, запрещенную Роскомнадзором, поэтому мы публикуем его в отредактированном варианте: «По-моему, это уже запредельный [коллапс], после которого всё руководство города должно лететь от поганой метлы к чёртовой матери. Как думаете?»

«Схлестнулись то ли за бабки, то ли перед выборами, – Светлана Уральская высказала свою позицию в жесткой форме. – А страдает город. Позорище. А О.В. как из другого города приехал и проблему увидел, как будто не сам рулил и до этого дошло без его участия».

«Ага, – поддерживает ее журналист Дмитрий Воронков все в том же обсуждении. – 10 лет человек у власти и вдруг озаботился проблемой СГЭТ. Хотя если сейчас начать новости за эти десять лет распечатывать с заголовками «В Саратове скоро может остановиться электротранспорт из-за долгов энергетикам», целой пачки бумаги не хватит. Это не говоря про килограммы статей в бумажной прессе за этот же срок».

Подарок оппозиции

Дмитрий Воронков на своей странице трижды за день обращается к этой теме: в одном из постов он как раз высмеивает Олега Грищенко, который «уверен, правоохранительные органы проведут тщательную проверку по факту отключения маршрутов саратовского электротранспорта и разберутся в причинах». Журналист считает, что произошедшее – настоящий подарок оппозиции, потому что человек, решившийся на такое обострение конфликта, «своими руками остатки доверия к «Единой России» гробит. Любым политическим оппонентам на будущих выборах, будь то ЛДПР или КРПФ, достаточно просто перечислить поименно, КТО последние 6-8 лет допустил накопление долгов предприятием СГЭТ и довел ситуацию до того, что 16 июня 2016 года трамваи и троллейбусы в городе остановились».

А потом в шутку предлагает обо всех городских проблемах кричать на федеральный уровень похожим образом: «Пусть совершенно независимые менеджеры еще «Водоканалу» свет отрубят, чтобы воды не было в городе. Дня на три. Прогноз по температуре воздуха в Саратове как раз 30+. Разве глава города не говорил раньше про проблемы «Водоканала»? Говорил. Вот и пора уже вскрыть и этот гнойник.

У каждого местного... хм... «политика», скажем так, должен быть свой личный Уотергейт (зачеркнуто) город Пугачев. Ну или Сторожевка, я считаю ;)».

Война двух башен и третье лицо

Журналист Сергей Вилков имен и фамилий не называет. Враждующие силы он обозначает как «две башни», одна из которых в течение многих лет целенаправленно банкротила СГЭТ: «вплоть до того, что выигранные «Саргорэлектротрансом» по конкурсу маршруты отдавались нужному частному перевозчику. Рельсы демонтировались «по просьбам трудящихся», дело дошло до того, что два депо из четырех оказались заложены банку». Потом рядом выросла вторая башня, под которую СГЭТ фактически перешел. «Первая башня хлопнула дверью, и энергосети, по всей видимости ей дружественные, тупо отключили транспорт от электричества».