Саратовский адрес Константина Федина
Творчество писателя, академика Константина Александровича Федина всегда вызывало большой интерес в Саратове. Существует огромный пласт научной литературы, включающий исследования всех сторон жизни писателя в Саратове, хотя Федин покинул родной город еще юношей. Его родители были, как он сам писал, из небогатых людей и часто меняли квартиры, пытаясь лучше обустроиться, но это все были маленькие «флигерьки» в районе Волги. Со слов самого Федина, он насчитал 11 адресов, «в которых семья то ютилась, то «проживала» в Саратове со времени моего появления на свет». И лишь последний указанный им адрес, на улице Цыганской (Кутякова, дом № 56), был полностью собственным, вновь отстроенным. Документы, найденные в саратовском архиве, позволяют уточнить эти данные.
На улице Цыганской было домовладение мещанки Е.Е. Сапогиной (в некоторых документах – Сапожниковой), на котором стояли четыре деревянных одноэтажных флигеля, сдаваемых в аренду. В июле 1912 года домовладение купил мещанин Александр Ерофеевич Федин, отец писателя, а в начале августа 1912-го он уже уведомил податного инспектора о том, что ему дано разрешение на постройку деревянного двухэтажного, обложенного кирпичом дома и служб.
В середине декабря того же года Федин сообщил председателю Второго Саратовского городского по государственному налогу на недвижимые имения Присутствия (на типографском бланке «Магазина конторских, учебно-школьных и чертежно-рисовальных принадлежностей А.Е. Федина»), что «возводимое мною строение по Цыганской улице <...> будет занято по окончании работ во второй половине 1913 года». Дом предполагался на четыре квартиры. На дворовом месте в 1913 году был выстроен еще один жилой дом. Выстроенный двухэтажный каменный дом имел фасад, выполненный в технике открытого кирпича, с небольшим лепным украшением над центральным входом в здание, а во двор вела проездная арка с воротами.
Квартиру № 1 на первом этаже из четырех комнат с шестью окнами занял сам домовладелец, еще три были сданы квартирантам. В дворовом флигеле было две квартиры, о которых Федин написал, что они пока не сдаются, так как были еще не отделаны. Одна квартира (№ 5) была из пяти комнат с восемью окнами на втором этаже, вторая (№ 6) – на первом, с шестью окнами, и состояла из четырех комнат. Потом на листе появилась приписка о сдаче квартир, в том числе квартиру № 5 занял провизор С. Копелянский, аптека которого до начала ХХI века существовала на Московской улице, около Вольской. Изменения в составе домовладения нашли отражение и в сумме налога на недвижимое имущество. Если на 1913 год налог был рассчитан с оценочной стоимости в 1720 рублей, то на 1914 и на 1915 год уже с 6480 рублей. Возвышение цены почти вчетверо как раз и отразило наличие новых построек.
Оба выстроенных здания были только жилыми. «Магазин канцелярских и писчебумажных принадлежностей А.Е. Федина» продолжал оставаться в центре города, в помещении дома Корольковой на улице Ильинской (Чапаева), против Митрофаньевской площади, которое он снял по 1920 год включительно (сейчас здесь магазин «Жульен»).
Семья Фединых продолжала жить здесь до 1931 года, сначала, как мы уже упоминали, в четырехкомнатной, а потом в двухкомнатной квартире. Федин приезжал сюда, будучи студентом Московского коммерческого института, в 1913 и 1914 годах, а также после возвращения из Германии – в 1918 году. Впоследствии он, приезжая в Саратов, останавливался в доме в 1921, 1923-1924, 1926, 1928 и 1931 годах.
«Самым дорогим домом в Саратове останется для меня дом на Цыганской, где умерли отец, мать, сестра и где я чувствовал себя последний раз «дома» в 1931 году, когда – увы, хоронил сестру».