Всё псу под хвост

Оценить
Собак в области прививают и отпускают

Власти крепко ухватились за уличных четвероногих: согласно новому областному закону, теперь их будут отлавливать, прививать и препровождать в открывшийся пункт временного содержания. Поставленные задачи впечатляют размахом. Однако жители продолжают жаловаться на нападения бездомных собак, а зоозащитники не верят ни одному слову чиновников.

Старая проблема

Проблема бездомных животных накапливалась, росла, увеличивалась в поголовье годами. Особенно эта ситуация обострилась в областном центре, где долгое время не могли между собой поделить полномочия по ряду вопросов городская и областная власти. Городские чиновники заявляли, что ловлей четвероногих бродяг должна заниматься областная власть, та утверждала, что не будет это делать без денег. Высказывалось даже мнение, что это дело федерального правительства. Саратовское зоозащитное сообщество семь лет добивалось того, чтобы чиновники приняли документ, четко определяющий собачью судьбу.

Наконец в 2010 году родился долгожданный документ, согласно которому шефство над бездомными жучками и тузиками взяло на себя региональное правительство. Сотрудники специализированной организации должны были объезжать улицы по графику и по заявкам жителей, а также выезжать в экстренных случаях нападения на человека. При поимке животных без ошейника и без хозяина сотрудникам предписывалось соблюдать «нормы гуманности» и «рекомендации ветнадзора» и в тот же день доставлять животных на передержку. Во временном пункте безнадзорные животные могли оставаться 14 дней, после чего «невостребованных» следовало передавать в собачьи приюты для поиска новых владельцев.

Намерения, судя по документу, благие. Неясными, правда, оставались три вещи: какая организация должна отлавливать собак, где взять пункт временного содержания животных и как их в дальнейшем разместить в единственном приюте, всегда переполненном четвероногими? Эти вопросы оставались туманными на протяжении нескольких лет, в течение которых разные ведомства имитировали отлов и стерилизацию животных, чем усугубили проблему безнадзорных животных в черте города.

Пусть кусают здоровые собаки!

В октябре 2015 года был принят областной закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Саратовской области по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных». Концепция закона повторяла идеи постановления правительства области 2010 года, с той разницей, что полномочия по отлову четвероногих бродяг легли на муниципалитеты.

О проводимых в области мероприятиях на пресс-конференции 16 июня рассказал начальник управления ветеринарии Саратовской области Алексей Частов.

По его информации, с начала года в области отловлено 3,5 тысячи бродячих животных. Перед каждым муниципалитетом стоят нормативы: так, Саратовская городская администрация должна отловить до конца года 2340 четвероногих. Каждый муниципалитет сам определяется с ловцом собак. В Саратове в этом году исполнителем работ назначен «Дорстрой». Работники предприятия по благоустройству доставляют отловленных животных в пункт временного содержания (в поселке Гусельский), который, к гордости чиновников, наконец появился и заработал буквально месяц назад.

Пойманных животных обследуют и прививают от бешенства, по ветеринарным показаниям некоторых из них лечат и стерилизуют (не всех). В пункте временного содержания единовременно могут находиться 50 четвероногих, полагающееся по закону время легального пребывания – не более 12 суток. «Когда принимался закон, были учтены практики других регионов. Мы пришли к выводу, что 12 дней – оптимальный период. За это время, если хозяину нужна собака, он ее найдет. Также на сайте «Дорстроя» выкладывается информация «возьмите собак в добрые руки».

Недоумевающим журналистам главный ветеринар области объяснил, что цели стерилизовать и полностью решить проблему бродячих животных закон не ставил, важно, чтобы животные были здоровы и не передавали свое заболевание человеку. Грубо говоря, цель программы – чтобы людей на улице кусали незаразные собаки. Чипирование пойманных собак не предусматривается, а вторичный отлов и прививка, по словам Частова, ничем не страшны для животного.

На содержание одного тузика в пункте временного содержания предусмотрено 2070 рублей на 12 суток. Всего на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных из областного бюджета выделяется 10 миллионов рублей, также средства идут из местных бюджетов. Саратов, например, потратит в этом году на безопасность граждан почти 5 миллионов рублей.

Не у всех муниципалитетов есть ресурсы для осуществления повешенной на них обязанности. Министр-председатель комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Игорь Потапов рассказал на прошедшей пресс-конференции: «У нас в плане мероприятий у 90 охотпользователей значится отстрел бродячих животных в целях профилактики распространения бешенства. Главы районов нас слезно просили отстрелять собак, но по закону это запрещено делать в черте населенного пункта. Егеря иногда шли навстречу и вывозили бродячих собак за границы населенного пункта для последующего умерщвления».

Итог проводимой работы начальник управления ветеринарии области Алексей Частов сформулировал так: «Результат уже виден жителям. Это видно и по динамике покусов: в Саратове с начала года зафиксировано 66 случаев нападения бродячих животных на людей, что в три раза меньше, чем в прошлом году».

Собачья правда

Странным при этом выглядит тот факт, что новостные ленты с завидной регулярностью сообщают о фактах нападения бездомных собак. Например, на прошлой неделе саратовцы рассказали о большой стае собак, обитающей в парке Гагарина в Комсомольском поселке. Три недели назад жители домов по ул. Братьев Никитиных в Юбилейном пожаловались на агрессивных бродячих собак и попросили помощи у чиновников. Ранее в Балакове малолетние дети подверглись нападению собак рядом со школой №27.

Координатор волонтерского движения «ЗооСпас-Саратов» Елена Григорян высказала «Газете Недели» мнение относительно проводимых на территории области мероприятий по отлову безнадзорных животных: «Принятый закон не отвечает никаким требованиям и не имеет абсолютно никакого смысла. Его несостоятельность я могу обосновать со всех точек зрения: с экологической, с экономической, с правовой, с санитарно-эпидемиологической, с бюджетной, с практической, с морально-этической.

На данный момент муниципальное бюджетное учреждение «Дорстрой» находится в правовом тупике, потому что там не знают, что делать с сорока отловленными животными, многие из которых находятся в пункте временного содержания (на полигоне твердых бытовых отходов, кстати говоря) с 4 мая – с того самого момента, как эти полномочия были ему переданы. И ничего дальше того, что животные отлавливаются, закон им не указывает. Можете сами съездить и убедиться, что никто собак там не прививает. Более того, за ними не ведется должный уход. Я надеюсь, с того момента, как мы были там одновременно со съемочной группой ТНТ-Саратов, они по-прежнему живы. Возможно, эти сорок животных сидели в вольерах только ради красивого сюжета».

Более того, по убеждению зоозащитницы, закон возлагает избыточные полномочия на управление ветеринарии Саратовской области: от определения нормативов отлова для муниципалитетов до установления денежных показателей отлова и содержания. «Речь идет о средствах, расходование которых именно на вакцинацию никоим образом, кроме как на бумаге, подтвердить нельзя. С тем же успехом можно сказать, что на эти средства всем собакам прочли лекцию о том, что кусать людей нельзя, причем лекция была выездной, причем в Москве. Когда «ЗооСпас-Саратов» стерилизует животных и ставит им номерную бирку, это одно дело. Когда господин Частов отчитывается о том, что три тысячи собак было отловлено на территории области – мне это, мягко говоря, смешно. Я считаю, что такими высказываниями и заявлениями должна заниматься прокуратура Саратовской области», – говорит Елена Григорян.

Активисты движения «ЗооСпас-Саратов» провели расчеты относительно реализации мероприятий по отлову и содержанию животных, результаты которых они направили президенту, губернатору, в прокуратуру и Счетную палату РФ и области, а также в управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции области.