«Карты», «крошка» и 300 миллионов

Оценить
«Карты», «крошка» и 300 миллионов
Депутаты не уверены в дорожных способностях чиновников

Вчера неожиданно депутаты Саратовской городской думы собрались на внеочередное заседание. Нужно было срочно завести в бюджет 2016 года деньги из вышестоящих бюджетных уровней. Депутаты из фракции правящей партии «Единая Россия» высказались резко против ямочного ремонта дорог. По мнению выступавших, деньги на дороги в Саратове появились с помощью партии «Единая Россия». И ремонт, сделанный на эти средства, должен радовать глаз саратовцев, а не раздражать. Глава города Олег Грищенко посоветовал чиновникам из дорожного комитета администрации взвесить возлагаемую на них ответственность. И если понимают, что не справятся, то пусть принимают решение о возможности работать до того, как выяснится, что напортачили.

500 миллионов рублей в общей сложности добавили Саратову на мероприятия по ремонту дорог. С одной стороны – мало. Ждали-то более миллиарда после многочисленных обещаний. С другой стороны – много. Ведь областной уровень власти до этого выделил всего 100 миллионов и дал понять, что больше просить не стоит. А между тем 2016 год – выборный. А в выборные годы в нашем городе – давно так заведено – дороги улучшаются. Что будет на этот раз? У депутатов, которых в последние месяцы оттеснили от реальной власти как «хромых уток» (так называют в политике тех, кому не суждено переизбраться), уверенности в том, что будет, как всегда, нет. И поэтому они будущие дороги вместе с деньгами, которые прислали на них, собираются контролировать как родных детей.

Глава администрации города Саратова Валерий Сараев по просьбе депутатов дал раскладку по направлениям расходования 600 миллионов. (Помним, что 100 миллионов – это областные деньги, и 500 – федеральные. Причем пришли они по двум направлениям. Одни – по госпрограмме, другие – досылом после визита Дмитрия Медведева в Саратов, где он ужаснулся состоянию дорог.) Областные средства уже распределены. И часть из них уже освоена. Например, выполнены работы на улице Плодородной. С понедельника началась подготовка к ремонту на улице Огородной. С 26 июня планируется начать работы на улице Чапаева (от Ильинской площади до улицы Московской). Улицу Разина будут ремонтировать после 26 июля. «Вся информация вывешена на сайте администрации», – сказал Валерий Сараев, поэтому кто интересуется подробностями, может посмотреть. Следующие 200 млн рублей (это уже федеральные деньги) предназначены для ремонта одиннадцати улиц Саратова. Среди них Московское шоссе (от Песчано-Уметского тракта до улицы Шехурдина), улица Казачья (от Горького до Астраханской), улица Слонова (от Астраханской до Разина), улица Советская (от Чапаева до Астраханской). Их тоже можно поискать на сайте администрации.

Но вот что бесполезно пока искать на сайте, то это как будут ремонтироваться почти 900 улиц Саратова на оставшиеся 300 миллионов. Потому что этот ремонт будет ямочный и карточный. Название «карточный ремонт» звучало на заседании думы много раз. И очень раздражало главу города Олега Грищенко. Потому что он про такой ремонт «еще в жизни не слышал». Да и никто не слышал на самом деле, кроме особо посвященных. Так вот, карточный ремонт, как удалось выяснить, это тот же ямочный, то есть временный, но на больших промоинах-пробоинах. Если дыра в асфальте более пяти квадратных метров – считай, речь должна идти о карточном ремонте. «Карта» может быть и сто квадратов, и 500 погонных метров. Специалисты считают, что лучше чинить дороги «картой», говорят, что прочность дорожного полотна повышается. Но это я вам пересказываю объяснения из интернета. На заседании думы таких подробностей не было. Зато выяснились другие.

Депутаты были очень недовольны качеством ремонта улицы Симбирская. Они требовали и от главы администрации города, и от председателя дорожного комитета, чтобы этих горе-мастеров к грандиозному ремонту нынешнего лета не допускали. Чиновники депутатам отвечали уклончиво. Дескать, пока этой компании, которая не нравится депутатам, в списке желающих подписаться на работы нет. И что даже если и будет, то просто за качеством ее работы теперь будут следить строже. Да и вообще – новый дорожно-ремонтный сезон пройдет под знаком контроля. Никаких актов о приеме дорожного полотна в эксплуатацию никто не будет подписывать без одобрения специальных лабораторий и групп общественников. Депутаты к этому надзору могут тоже подключаться.

– Валерий Николаевич, как вы оцениваете эффективность использования бюджетных денег на такой ямочный ремонт? – спросил Денис Шумихин. Не нравилось ему, что целых 300 миллионов долгожданных рублей вот так истратят. – Понимаю, что дороги Саратова разрушены, находятся в убитом состоянии, но как профессиональный инженер-строитель говорю, что замена верхнего слоя асфальта не особо решает проблему.

По словам депутата, если в Саратове уже не осталось ни одного километра дорог моложе 25 лет, если все они практически построены при Советском Союзе и под другую пропускную способность, то речь нужно вести или о капитальном ремонте, или вообще о реконструкции. Потому что «тело» этих дорог в глубину практически разрушено. И замена 2-5 см – это как пластическая операция. Или как покраска ржавого автомобиля из баллончика.

– Считаю, что неэффективно будут израсходованы эти 300 миллионов рублей. Потому что когда снег сойдет весной, земля высохнет, мы все увидим волны на дорогах и будем снова кричать, что нам нужны деньги на ремонт, – убеждал Сараева подумать и принять другое решение по использованию выделенных средств Денис Шумихин.

Валерий Сараев в ответ на это ему сказал, что глава администрации качество ремонта гарантирует.

– На несколько месяцев, – не отступался Шумихин.

Сараев позволил себе не согласиться с этим депутатским наблюдением. «Дороги у нас ремонтируют профессионалы, – сказал. – И целый комитет, и депутаты тоже будут контролировать процесс работы. Понятно, ямочный ремонт не тот ремонт, но мы будем им заниматься».

Председатель дорожного комитета Булат Гайнанов пояснил депутатам, что они напрасно, кляня ямочный ремонт, вешают всех собак на подрядчиков работ. Дело в том, что «ямочный ремонт не исключает образования ям рядом, а при образовании новых ям рядом возможно вскрытие ранее установленных заплаток».

Дальше на Гайнанова и Сараева посыпался целый шквал вопросов.

– Не получится так, что на следующий год «карты» останутся стоять, а вокруг будут сплошные новые ямы? – спрашивали депутаты.

– Что будет с улицей Огородной, которая после ремонта окажется выше бордюра на семь сантиметров?

– Почему нет списка дорог, которые будут «лечить» ямочным и карточным ремонтом? Ведь депутатам надо рассказывать избирателям, будет ли на их улице праздник.

На последний вопрос ответ был по-настоящему прекрасным. Чиновники, гарантирующие, что город к осени будет более годным для передвижения, ответили прямо как на духу: «Сегодня однозначно сказать, сколько квадратных метров пройдем ямочным ремонтом, преждевременно. Ситуация меняется ежедневно, особенно если проходят ливневые дожди». Но было обещано, что пожелания депутатов будут «максимально учитывать».

Пожелание не заставило себя ждать. Елена Злобнова обратила внимание главы городской администрации, что нужно бы продлить ремонтируемый участок улицы Огородной. Хотя бы до улицы Усиевич. И просит она не просто так, а потому что на этом отрезке, который не вошел в программу, расположена 78-я школа. И детский сад. И вообще это строящийся, растущий микрорайон. А там спецтехника проваливается в ямы на дорогах.

Валерий Сараев сказал, что сегодня администрация выбирает то, что надо сделать в первую очередь. А на будущее предложил верить в то, что будет хорошо работать госпрограмма «Дороги России»: «Нам ежегодно в течение трех лет, чтобы привести дороги в проезжее состояние, нужно 4,7 миллиарда рублей. Вот тогда мы все дороги отремонтируем с бетонным покрытием».

Елена Злобнова попросила тогда хотя бы щебенкой засыпать ямы на периферийных, далеких от центра города дорогах, а потом сверху еще – «крошкой». («Крошка» в данном случае – это то, что сгребается с дороги после того, как ее выровняют фрезой). Сараев ответил на это, что про «крошку» можно подумать, а щебенка – это вряд ли. Потому что на щебенку нет денег.

За «крошкой» этой, как оказалось, тоже очередь. Один депутат видел, как «крошку», снятую с улицы Плодородной, привезли в коттеджный поселок, хотя обещали всю отправлять на отсыпку дорог к детским летним оздоровительным лагерям. Другой выяснил, что «крошка», сваленная «налево», это семь тысяч рублей в карман водителю «камаза».

Еще депутатов волнуют сроки будущего ремонта. Их не устраивает, что к 1 сентября власть обещает привести в божий вид в лучшем случае 50 процентов дорог. «Как не получить негатив от жителей, которые возвратятся из отпусков и 1 сентября повезут детей в школу?» – спросил депутат Сурменев. И это был правильный вопрос, хотя, конечно, депутатов волнуют наверняка не только школьники, а и готовность дорог к дню выборов, который состоится через несколько дней после первого звонка.

Депутатам-торопыгам, желающим получить все и сразу, было сказано, что «перешагнуть процедуры конкурсные мы не вправе». Компромиссным вариантом было предложено «начать ремонт с центральных улиц, чтобы к 1 сентября максимально закончить с центром».

Глава города Олег Грищенко долго не вмешивался в дискуссию. Слушал. А потом вдруг задал Булату Гайнанову вопрос, насколько он профессионален в своей деятельности? Может, ему не понравились ответы нового главы дорожного комитета, может, кто Грищенко подсунул биографию Гайнанова, где было написано, что тот вообще-то по профессии зенитчик. И армейский командир. И юрист. Работал исполнительным директором на «Тантале» и «Контакте». Это, конечно, военное производство, но к дорогам-то какое отношение эти командирские должности имеют? Хотя пару лет в Дирекции автомобильных дорог Саратовской области он тоже работал. И об этом Гайнанов сообщил Грищенко. И хотел ему еще, наверное, ответить по-командирски, как он понимает, кто за что будет отвечать. Но Олег Васильевич разглагольствований о планах и успехах уже наслушался. И поэтому решил поставить точку, дав Гайнанову не слово, а свое напутствие.

– Просто хочу напомнить вам, что денежные средства, которые были выделены на регион и из которых Саратову досталось 500 миллионов рублей, были выделены с подачи «Единой России». Я просто хочу, чтобы вы внимательно отнеслись к этой информации. Потому что вы собираетесь потратить эти деньги неэффективно. Это называется размазыванием денежных средств. Весной этих дорог не будет. Вы, пытаясь таким образом эти деньги истратить, добьетесь того, что партия власти получит пинок от населения за плохо сделанную вами работу. И страдать будет партия из-за работы таких чиновников, как вы. Поэтому очень внимательно подумайте, прежде чем размазывать 300 миллионов на ямочно-карточный ремонт. И что касается сроков, хочу предупредить. Когда вы говорите, что только через два месяца начнете работать, помните, что по исполнительной власти города это ударит очень сильно.

И Олега Васильевича с этой отповедью тоже можно было понять.