Дорогая мусорная тема

Оценить
Дорогая мусорная тема
Отходоперерабатывающую отрасль в стране и регионе совершенствуют

На минувшей неделе в Саратовской области снова вспоминали о планируемой реформе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. О том, что такая реформа у нас вроде как уже проводится, рассуждали на совещании в торгово-промышленной палате региона. Говорили, в частности, о том, что главный наш мусоропереработчик – ЗАО «Управление отходами» – вознамерился поглотить весь мусор области и заявил о готовности реализовать новый инвестиционный проект по строительству еще одного мусоросортировочного комбината и комплекса.

При этом в самом ЗАО «Управление отходами» подтверждают только желание заниматься и правобережным мусором тоже, а вот наличие конкретных инвестпроектов не подтверждают. Не было, говорят, такого государственного задания.

Это просто некое видение

ВТПП области вопросы утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) рассматривались в ходе заседания комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ. Основным докладчиком по теме был начальник управления ЖКХ областного министерства строительства и ЖКХ Михаил Вихляев. Он и рассказал участникам встречи, что в правобережных районах области будут строить новые полигоны ТКО, сортировочные центры и мусороперерабатывающие заводы. В частности, по его словам, один из полигонов появится в Татищевском районе. Здесь же построят мусоросортировочный комплекс, подобный энгельсскому, но мощнее – до 400 тысяч тонн в год (55 тонн в час). Строить, по словам Вихляева, будет ЗАО «Управление отходами», которое готово потратить на новый мусороперерабатывающий комбинат около трех миллиардов рублей.

Кроме того, по данным информагентств, Вихляев якобы заявил, что компания сообщила о намерении реализовать еще один проект по строительству комплекса в Елшанке (Ленинский район г. Саратова), на котором из мусора будут производить топливный газ RDF.

Еще один полигон и мусоросортировочный комплекс, по словам Вихляева, должен появиться в Балашове тоже благодаря ЗАО «Управление отходами». Здесь будут перерабатывать 50 тысяч тонн отходов в год, и обслуживать этот комплекс собирается не только Балашов, но еще и Аркадак, Турки, Самойловку и Романовку. Все проекты ЗАО «Управление отходами» сейчас находятся на рассмотрении в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области.

Подробности инвестпроектов, их параметры, стоимость и сроки реализации мы решили выяснить непосредственно у инвестора. Но вместо этого узнали, что как таковых проектов пока нет. А есть «некое видение» того, как система сбора и утилизации ТКО должна быть организована в правобережной части нашего региона с учетом собственных интересов компании и действующей под ее руководством системы мусоропереработки на левом берегу Волги.

На правах частной инициативы

Как пояснили представители саратовского филиала ЗАО «Управление отходами», свой проект в Левобережье компания реализует в рамках концессионного соглашения, условия которого прописаны достаточно четко. Поэтому никаких законных оснований для того, чтобы начать делать нечто подобное в Правобережье, у ЗАО «Управление отходами» на сегодняшний день нет.

«Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы заниматься мусором и в районах правого берега, но для этого нужно или менять условия действующего концессионного соглашения, или заключать новое соглашение, – говорят нам представители компании. – В любом случае одной только нашей инициативы недостаточно. Есть определенные процедуры, предусмотренные законом: должен быть проведен конкурс, победитель которого получит право на реализацию такого проекта».

То, о чем на совещании в ТПП рассказывал Михаил Вихляев из минстроя, как пояснили представители ЗАО «Управление отходами», всего лишь краткое описание их предложений, переданных региональному правительству на правах частной инициативы. «Мы предложили несколько вариантов формирования системы утилизации ТКО в правобережной части с учетом действующих и возводимых объектов на левом берегу. Посчитали примерно, сколько денег на это понадобится. Но решать, сколько и чего в конечном итоге нужно строить, будет региональное правительство, а не мы».

В министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области подтвердили, что компания вносила свои предложения. Причем не один раз. Представители ЗАО, как говорят в министерстве, приходят с новыми идеями несколько раз в год – так часто у компании меняется видение системы обращения с отходами.

И все же некоторые пожелания компании были учтены при разработке региональной программы по обращению с отходами. Но менять программу всякий раз, как бизнес посетит новая идея, министерство не согласно.

«В принятой региональной программе предусмотрены по возможности все необходимые объекты и мероприятия, проведения которых требует действующее российское законодательство. В частности, строительство полигонов и мусороперегрузочного комплекса в Саратове, а также ряд других объектов. Финансирования за счет бюджетных средств там нет, только инвесторские средства и средства органов местного самоуправления», – говорят специалисты минприроды области.

RDF, рециклинг или то и другое?

Интересно, кстати, что далеко не все предложенные ЗАО «Управление отходами» варианты совершенствования отходоперерабатывающей отрасли Саратовской области самой компании кажутся жизнеспособными. Вот, например, вариант про завод, который должен делать из мусора биотопливо.

«Производство топлива RDF – это, конечно, хорошая тема. Это не просто сжигание мусора, а полезное сжигание, в результате которого появляется продукт, которым можно заменить углеводородное топливо. Это популярная в мире тема альтернативной энергетики. На таком топливе, без ущерба для экологии, работают множество предприятий, производящих цемент, гипс и другие строительные материалы, вырабатывающих тепло– и электроэнергию, предприятия металлургии, – рассказывают представители ЗАО «Управление отходами». – Но запускать такой завод целесообразно только при наличии рынков сбыта, потребителей этого биотоплива. Если биотопливо будет интересно местным предприятиям, и они захотят его приобретать, и поставят специальное оборудование для использования топлива этого вида (а оно, надо сказать, дорогое), то тогда – да, имеет смысл говорить о строительстве такого мусороперерабатывающего завода. В противном случае производителям топлива RDF придется самим доплачивать потребителям за то, чтобы этот продукт забирали».

Больше перспектив, по словам наших собеседников, все-таки у мусоросортировки и рециклинга, то есть повторного использования отходов по тому же назначению (например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки), либо возврата отходов в производственный цикл (жестяных банок – в производство стали, макулатуры – в производство бумаги и картона и т.п.). Это как раз то, что сейчас работает в Энгельсе и достраивается в Балакове.

Народ нищает: полезного мусора мало

Система сбора и утилизации ТКО, запущенная ЗАО «Управление отходами» в Левобережье Саратовской области, уже доказала свою эффективность и была высоко оценена экспертами разных уровней. Тем не менее, на практике вскрылось несколько нюансов, которые и подталкивают теперь компанию к мусору правого берега. То есть, как нам пояснили в компании, ЗАО «Управление отходами» движет вовсе не жадность, а исключительно экономическая целесообразность.

«Когда комбинат в Энгельсе только планировался в 2012 году, речь шла об одних объемах мусора. А когда он начал работать в 2015 году, то на практике получились другие объемы – меньшие. Сейчас энгельсский МПК загружен только на треть, – поясняют наши собеседники из ЗАО «Управление отходами». – Дело в том, что изменилась политическая и экономическая ситуация в стране. Вы удивитесь, но по мусору хорошо видно, как изменились доходы и потребительские предпочтения населения. Полезных отходов, пригодных для вторичного использования или переработки, стало очень мало. Люди перестали покупать цветы и конфеты в коробках – это видно по отсутствию в мусоре упаковок от этих товаров. Не покупают крупную бытовую технику – их упаковок тоже нет, и т.д.».

Собственно, для того чтобы загрузить энгельсский МПК, ЗАО «Управление отходами» с аппетитом посматривает на город Саратов. Все же он близко к Энгельсу, и мусора в нем много.

В настоящее время предприятие пока принимает мусор из Энгельса, Энгельсского района и еще 11-ти районов Левобережья, где построены муниципальные мусороперегрузочные станции: Марксовского, Ровенского, Краснокутского, Питерского, Советского, Федоровского, Ершовского, Озинского, Дергачевского, Новоузенского, Александрово-Гайского. Кроме того, такой же МПК строится и в Балакове. Он будет обслуживать близлежащие районы.

Уже постелено и согрето

У властей сейчас нет никаких причин мешать компании в реализации ее грандиозных планов. Напротив, новое законодательство способствует объединению интересов крупных игроков мусорного рынка и региональной власти и, соответственно, совместному их удовлетворению. Проводимая государством реформа сферы обращения отходами основана на концессиях и потому позволяет региональному оператору совмещать функцию регулятора отрасли и концессионера. В областном минприроды предполагают, что в нашем регионе, скорее всего, так оно и будет.

До конца года и до конкурса на регоператора областное правительство планирует провести конкурс на право заключения нового концессионного соглашения. Теперь по сбору, переработке и утилизации ТКО в правобережной части региона, включая Саратов. Эта концессия будет региональной, то есть, в отличие от концессии Водоканала, областной центр не сможет выбирать инвестора сам и уже сейчас передает в региональную собственность свои полигоны ТКО. Более того, имущество МУП «СпецАТХ», занимавшего 65%-ную долю саратовского мусорного рынка, уже продано дочерней структуре ЗАО «Управление отходами» – ООО «Мехуборка-Саратов».

Городские чиновники объяснили эту продажу стечением обстоятельств. Из-за систематических неплатежей со стороны населения предприятие, мол, стало терпеть убытки и копить долги. Руководство города приняло решение продать имеющуюся технику, чтобы рассчитаться с долгами МУПа. Технику выставили на торги, где ее и выкупило ООО «Мехуборка-Саратов» (за 122 млн рублей), которое уже сейчас занимается вывозом мусора из контейнеров по городу вместо почившего муниципального предприятия («СпецАТХ» вывозит только жидкие отходы).

Несмотря на то, что уже никто из городских и областных чиновников не скрывает, что ЗАО «Управление отходами», вероятно, станет тем самым концессионером по Правобережью и, вероятно, регоператором тоже, приличия все же стараются соблюсти.

Так, в минприроды Саратовской области нам сообщили, что желающих побороться за концессионное соглашение будет много. И все они уже несут в министерство свои проекты контракта. Представители ЗАО «Управление отходами» свой вариант соглашения приносили тоже, но оно было оформлено ненадлежащим образом – и его завернули.

Организация деятельности по сбору мусора (в том числе по раздельному сбору), его транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению на современно оборудованных полигонах с недавнего времени для субъектов РФ – прямая обязанность. Есть соответствующее поручение президента и принятый Госдумой закон («Об отходах производства и потребления»).

Как пояснили в минприроды Саратовской области, формироваться отходоперерабатывающая отрасль должна, согласно поручению президента, в основном на деньги частных инвесторов, а расходование бюджетных средств должно быть сведено к минимуму. ГЧП и концессии, мол, регионам в данном случае – в помощь.

Регионы должны разработать собственные программы по обращению с ТКО, определить, какие объекты (полигоны, перерабатывающие заводы и т.д.) и организации необходимы, чтобы сделать сбор мусора тщательным и оперативным, а утилизацию – эффективной и экологически безопасной. Велено регионам установить тарифы на вывоз мусора для населения и юрлиц. А также выбрать управляющего отраслью – регоператора.

Регоператором ТКО сроком на 10 лет, согласно закону, может стать только коммерческое предприятие, прошедшее конкурсный отбор (но регоператоров может быть и несколько). Ни муниципальные предприятия, ни НКО к конкурсу допускаться не будут. Действовать регоператоры должны на основании утвержденных региональными властями территориальных схем полигонов. А в обязанности регоператоров будет входить организация всей цепочки обращения с отходами на определенной территории: сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание, захоронение и утилизация твердых коммунальных отходов. То есть поиск исполнителей различных функций, заключение с ними контрактов и контроль их деятельности. Именно с регоператорами, а не с перевозчиками, как это делается сейчас, должны будут заключать договоры предприятия, на которых образуются ТКО, а также управляющие компании, ТСЖ или напрямую собственники жилых помещений. С программой, тарифами и регоператором субъекты РФ должны определиться до конца 2016 года.

В Саратовской области эта работа проведена частично. В марте текущего года была принята подпрограмма «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области на 2016-2020 гг.» региональной госпрограммы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года».

А вот с тарифами и регоператором пока проблемы. Как пояснили в минприроды региона, единый тариф на обращение с коммунальными отходами может быть утвержден соответствующим органом исполнительной власти только после того, как будет выбран регоператор ТКО. Но чтобы объявить конкурс на регоператора, не хватает целого ряда нормативных актов, принять которые на региональном уровне невозможно до тех пор, пока аналогичные документы не примут на уровне федерации.