Москва 2042

Оценить
Ровно 30 лет назад, в уже далеком 1986 году писатель-эмигрант Владимир Войнович выпустил в американском издательстве «Ардис Паблишинг» роман «Москва 2042», который у нас в стране сразу был объявлен антисоветским.

Ровно 30 лет назад, в уже далеком 1986 году писатель-эмигрант Владимир Войнович выпустил в американском издательстве «Ардис Паблишинг» роман «Москва 2042», который у нас в стране сразу был объявлен антисоветским. В первые годы перестройки книга, привезенная издателями на Московскую книжную ярмарку, торжественно изымалась со стендов. Но уже год спустя главы из книги печатались в журнале «Знание – сила», а еще через три года кооперативное издательство «Вся Москва» выпустило книгу полумиллионным тиражом. Впоследствии роман в России неоднократно переиздавался.

В прошлом году писатель подготовил новую редакцию книги, которая отличается от первоиздания (прежде всего восстановлены все фрагменты, убранные при сокращении книги). А теперь издательство «Вита Нова» (Санкт-Петербург) выпускает дорогое подарочное издание. Помимо новой редакции романа в однотомник, оформленный иллюстрациями графика Давида Плаксина, вошли авторское эссе «Магический кристалл антиутопии» (к юбилею романа Войнович размышляет об авторском замысле и его реализации), послесловие литературоведа Никиты Елисеева и «хроника жизни писателя», составленная самим Войновичем. Антиутопия, она же дистопия – жанр специфический и весьма мрачный. Сам Владимир Николаевич признавался позже, что описывал «то будущее, которое – я надеялся – никогда не наступит». В романе много сарказма и гротеска, однако некоторые предсказания автора сбылись. К примеру, «безбумажная литература» (пусть и не в таком виде, как у Войновича) уже становится реальностью: сегодняшний писатель передает издателю файл будущей книги, а сегодняшний читатель скачивает на свой букридер электронную версию. Впрочем, большинство сбывшихся прогнозов носят не научно-технический, а политический характер.

Нынешняя Москва все более отгораживается от остальной России и превращается в антиутопический Москореп, церковь «огосударствливается», а Солженицын, триумфально вернувшийся в Россию после эмиграции и ставший одним из адептов «имперской» идеи, в последние годы своей жизни стал, увы, весьма напоминать придуманного Войновичем писателя Сим-Симыча Карнавалова. «Действительность, кажется, уже превосходит то, что я там написал, – с печалью замечал писатель. – У меня там правит КПГБ – Коммунистическая партия государственной безопасности, и еще там есть пятиединство: государственность, безопасность, религиозность... Я слышал не раз, что нашего патриарха, кстати, называют отец Звездоний. Но та глупость и пошлость, которая становится сейчас знаменем нашего времени, – этого ожидать было невозможно. Издаются какие-то дурацкие законы, идут какие-то чудовищные суды... Это все превосходит любую, даже ненаписанную, сатиру».