Гумилевский воспевал науку и технику

Оценить
В Саратове вышел его роман «Эмигранты»

Среди знаменитых уроженцев земли саратовской не затерялось имя поэта и прозаика Льва Ивановича Гумилевского. Он родился 17 февраля (по старому стилю) 1890 года в Аткарске. Отец его, Иван Федорович, происходил из «старинного рода деревенских дьячков и пономарей» и стал первым в ряду, нарушившим эту традицию поступлением на службу в казначейство. Лев был шестым ребенком в многодетной семье Гумилевских.

Этой большой семье вскоре пришлось остаться без отца, скоропостижно скончавшегося от порока сердца. Из эмеритальной кассы казначейства мать Раиса Ивановна получила 200 рублей пособия, на которое смогла приобрести маленький флигель в две комнаты на Царевской (ныне Пугачевской) улице в Саратове. Как бы тяжело потом не пришлось мыкаться в нужде, Гумилевские имели главное – свой угол. Семья получала ежемесячную пенсию – 20 руб. 83 коп., из которых Льву, как самому младшему, мать давала 3 копейки. Он мчался в магазин земского книжного склада и покупал «за копейку книжку, за копейку карандаш и на копейку бумаги». Так незаметно, еще до поступления в учебное заведение, Лев выучился читать и писать.

Учился Гумилевский в городском начальном трехклассном училище, а затем во 2-й мужской гимназии. Позже он вспоминал: «Едва ли не до последних классов гимназии я опирался на те знания, что получил в начальной школе: так превосходно было поставлено дело, так продумана программа занятий, так честно подобран учительский состав».

Как ребенок из малообеспеченной семьи Лев Гумилевский в учебные дни получал завтрак, состоявший из полбулки и горячего чая, за счет «Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Саратовской 2-й гимназии». На благотворительные средства ему сшили шерстяную гимназическую форму. Отличавшийся хорошей памятью, Лев успешно учился и уже с четвертого класса сам стал давать уроки за десять рублей в месяц дочери аптекаря. Гимназию он окончил с серебряной медалью за «особые успехи в науках словесных», сумев к тому же накопить некоторую сумму, позволившую поступить на юридический факультет Казанского университета. Но юридические дисциплины не захватили Гумилевского. На второй год обучения он был исключен «за невзнос платы».

К этому времени у Гумилевского накопилось немало стихов, и он издал в Саратове свою первую книгу «Избранные стихотворения». Появление книги свело Льва Ивановича с местными литераторами. С новыми знакомыми он стал членом литературного кружка «Многоугольник», в котором все называли «друг друга углами, подчеркивая индивидуальность каждого угла и право на своеобразие». Кружковцы публиковались в местных газетах и даже выпустили быстро разошедшийся «альманах психо-футуристов под интригующим названием «Я».

Вскоре публикации Гумилевского выходят за пределы родного города. Его стихи и рассказы появляются в казанском журнале «Жизнь». В 1914 году Максим Горький напечатал в столичном журнале «Просвещение» рассказ Льва Ивановича «В литейной». В следующем году Гумилевский перебрался в Петроград, и его рассказы стали печататься в «Русском богатстве», «Современном мире», «Современном слове» и других журналах.

Однако к 1918 году жизнь в Петрограде стала невозможной. «Все, что можно было продать и сменять, было продано и выменяно, все, что можно было съесть, было съедено. <...> По карточкам выдавали кусок ржаного хлеба с примесью овсяной муки, величиной не более того, что подается к первому блюду в сытых домах». Народ хлынул из голодающего города. Гумилевскому удалось получить командировку по линии Пролеткульта в саратовский журнал «Горнило» и с немалыми приключениями добраться до нашего города.

Здесь Гумилевский стал сотрудником редакции журнала «Приволжский красный путь», преподавал литературу на пехотно-пулеметных курсах, писал санитарные и производственные пьесы, руководил занятиями по художественной прозе в Литературных мастерских. В 1922 году в Саратове вышел его роман «Эмигранты».

С 1925 года Гумилевский жил в Москве, публиковал романы и повести для детей. Наибольшую известность получили его научно-художественные книги «Крылья Родины», «Русские инженеры», «Зинин», «Создатели двигателей», «Вернадский» и другие – своеобразный гимн отечественной науке и технике.

Умер Лев Иванович в Москве в 1976 году.