Трудный возраст

Оценить
Саратовских школьников мало где ждут на работу этим летом

Вопрос, чем заняться на каникулах, чтобы впоследствии не ломать голову над сочинением «Как я провел это лето», для учеников был актуален всегда. Сегодня многих современных подростков интересует возможность заработать летом, чтобы осенью хвастаться перед сверстниками новыми смартфонами. Далеко не у всех это получается.

Миллиардеры когда-то копали огороды

Разносить почту, мыть полы, собирать огурцы, выхаживать утят на птицеферме – многие из нас с улыбкой хранят воспоминания о своем первом трудовом опыте. Можно прихвастнуть в компании друзей, с каких низов ты начинал и вот чего удалось достичь. Так, знаменитый миллиардер Дэвид Рокфеллер в своих мемуарах «Банкир в XX веке» описал, как вскопал огород за один отцовский доллар, а потом положил его в банк и на процентах сделал 14 долларов.

1Рады началу ранней трудовой деятельности обычно бывают и родители. «Мой сын должен понять, что такое работа, как это непросто, и что необходимо хорошо учиться, чтобы не выполнять малоквалифицированный труд. А то ведь подростки в наше время не знают, почем кусок хлеба, – считает жительница Саратова Екатерина Макарова. – Я, например, когда училась в техникуме, работала в частном цехе по производству майонеза – мыла банки. Потом на первом курсе в университете мыла асфальт в гараже автобусного депо. На месяц меня хватило. Поняла на всю жизнь, что лучше учиться! А муж в школьные годы работал летом садовником на аккумуляторном заводе, потом газеты разносил, был сторожем – постоянно где-то подрабатывал».

Сыну Макаровых Максиму сейчас 13, и в следующее лето родители планируют отправить его на работу (по трудовому законодательству детям разрешается работать только с 14 лет). «Сын готов работать. Думает, это романтика. Узнавала в центре занятости про вакансии для подростков, и на сайте школы была информация, например, что требуется дворник в Заводском районе. Но вакансий немного. Надеюсь, все получится», – добавляет Екатерина.

Работа не для всех

Действительно, вакансий для школьников на рынке труда не так уж много. Есть ряд сложностей – связаны они как с подбором работодателей (в большей степени), так и с детьми, которые хотят подзаработать.

Во-первых, работодателей напрягают бумажные формальности. Оформление на работу подростка – процедура, в принципе идентичная приему любого взрослого человека. В рамках программы организации временной занятости подростков от работодателей требуют заключения с подростком срочного трудового договора, хотя для первых более удобен договор подряда. «В одной управляющей компании недавно мне сказали, что готовы трудоустроить подростков, если не заключать срочный трудовой договор. Документами заниматься как следует никто не хочет», – констатирует Наталья Овчинникова, ведущий специалист отдела содействия занятости населения Октябрьского района. При этом подросток устраивается на временную работу: на подмену работника, который находится в отпуске, или если предприятию требуется сезонные рабочие. Далеко не все организации нуждаются во временных рабочих руках.

2Еще одна проблема: подростковый возраст сложен и в плане отсутствия трудового опыта, и в плане повышенной ответственности взрослых нанимателей. «С подростками должен кто-то заниматься, обучать, присматривать. В компании, где предполагается офисная работа за компьютером, предпочитают брать на работу совершеннолетних. Даже промоутеров и курьеров предпочитают брать с 16, а лучше с 18 лет. Не хотят иметь дело с такой категорией, не доверяют слишком юным», – отмечает представитель центра занятости Октябрьского района. «Работодателей приходится убеждать в социальной важности данной задачи, – говорит начальник отдела содействия трудоустройству и специальных программ городского ЦСЗН Елена Слабнина. – Тем не менее, плановое задание мы ежегодно выполняем. На сегодняшний день трудоустроено 776 подростков, это 32% от 2491 человек – количества, которое мы планируем трудоустроить».

Виды работ, предлагаемые центром занятости, связаны в той или иной мере с благоустройством: какой-либо специальности у подростков нет, поэтому им предлагается неквалифицированный труд. Например, в «Торговом Центре – Поволжье» ребята работают озеленителями, в санатории «Октябрьское ущелье» – задействованы в уборке территории, в школах города трудятся юные уборщики помещений, а в лагере «Дубки» над кастрюлями колдует несовершеннолетний помощник повара. Всего на сегодняшний день городским центром занятости заключено 75 договоров с работодателями – это как муниципальные и государственные, так и коммерческие предприятия.

Для привлечения к сотрудничеству администрация города возмещает затраты на зарплату подростков в размере 70% от минимального размера оплаты труда с учетом страховых взносов.

Низкий труд по низким ценам

Плюшки достаются и подростку: это материальная поддержка из областного бюджета в размере 1000 рублей в месяц и выплачивается пропорционально отработанному времени. Сумма, надо сказать, небольшая. Как и сама зарплата подростка, которая редко превышает МРОТ по области (при условии, что несовершеннолетним 14-15 лет по ТК РФ можно работать не больше 5 часов, а 16-17-летним – не больше 7 часов в день, но работодатель может доплачивать им за дополнительное рабочее время). К сожалению, низкоквалифицированный труд, как правило, еще и низкооплачиваемый. Далеко не все подростки соглашаются на такие условия.

«У нас такая практика: я записываю номера телефонов детей, которые хотят трудоустроиться, и как только появляется новая вакансия – я их обзваниваю. Нередко бывает, что они записываются, а потом выясняется, что они передумали. В прошлом году, когда потребовался уборщик территории во 2-ю клиническую больницу, я обзвонила, наверно, 20 человек, прежде чем нашелся один согласившийся. Труд тяжелый, зарплата небольшая – а они хотят заработать много денег. Такого, конечно, нет, ведь это бюджетное учреждение и оплата там минимальная», – рассказывает ведущий специалист ОСЦН Октябрьского района Наталья Овчинникова.

Второе, что уменьшает желание подростков официально трудоустраиваться, – необходимость наличия полного пакета документов. СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, возможно, потребуется заводить впервые. Помимо этого нужно оформить медицинскую справку формы 086-У и разрешение опекунского совета. Чтобы его получить, ребенок вместе с родителем должен отправиться в администрацию.

Поэтому не все подростки жаждут обращаться в центры соцзащиты и пытаются найти работу самостоятельно.

Собери ручки за 30 тысяч рублей!

Для кандидатов без опыта работы на популярных сайтах условно предлагают вакансии двух типов: это работа уборщиком, дворником, упаковщиком и т.д. с окладом в 6-7 тысяч рублей, либо «работа по интернету» с обещанной зарплатой в 30 и выше тысяч рублей.

Специалисты служб занятости, конечно, предостерегают как подростков, так и взрослых, от тех компаний, которые сулят сказочные гонорары за «ненапряжный» труд. «Сейчас век электроники, работу можно искать по интернету, но здесь возможен обман. Для того чтобы его избежать, необходимо заключать трудовой договор. Это тот документ, который позволит подростку чувствовать себя более спокойно, получить все гарантии, положенные при трудоустройстве. Хочется предостеречь детей и взрослых от тех работодателей, которые предлагают сделать вступительный взнос, внести залог, оплатить обучение, навязывают услуги вместо работы», – подчеркивает представитель городского центра занятости Елена Слабнина.

О своем опыте общения с мошенниками рассказывает 16-летняя школьница Анастасия. «Натолкнулась в социальной сети на объявление о сборке ручек на дому. Видела такие объявления много раз в газете, а тут в соцсети под объявлением были положительные комментарии. Там была еще ссылка на сайт предприятия, называлось оно «КанцТорг», как-то так – нормальный такой сайт. Я связалась с ними по электронной почте, и меня попросили перечислить залог за материал 500 рублей. Личных денег у меня не было, поэтому пришлось спросить у родителей. Тогда-то мама меня и остановила. Объяснила мне, что ручки, фломастеры, диски давно собирают автоматически на производстве, никакие надомные работники не нужны».