«Мы пляшем и танцуем»

Оценить
На минувшей неделе средства массовой информации с нескрываемой иронией сообщали, что в Москве начинается фестиваль «Наш продукт», призванный, как следует из названия, продемонстрировать возможности отечественного производителя.

На минувшей неделе средства массовой информации с нескрываемой иронией сообщали, что в Москве начинается фестиваль «Наш продукт», призванный, как следует из названия, продемонстрировать возможности отечественного производителя. Темой ярмарочной торговли станут традиции Древней Руси. Судя по тендерным документам, фестивальные площадки украсят деревянными телегами с сеном и бутафорскими продуктами, арт-объектами «Православные церкви», «Рыбка на палочке», «Лошадки-качалки» и многочисленными расписными туесами, горшками, берестяными изделиями и т.д. На оформление фестиваля власти города планируют потратить 167 с половиной миллионов рублей.

Нет, на самом деле нельзя было больше опорочить идею нашей продуктовой независимости, чем представить народу свиней из папье-маше, пластиковых гусей и колбасу из картона. Впрочем, с последней знакомы не только жители столицы, но и все провинциалы. Достаточно зайти в любой сетевой магазин. Но дело даже не в этом, а в том, что всем желающим лицезреть наши победы все чаще предлагают любоваться муляжами. И не только, как в Москве, муляжами продуктов, а муляжами выборов и политики вообще, муляжами борьбы с коррупцией. В этом бесконечном ряду встречаются и муляжи праздников.

Да, я опять о так называемом 80-летии Саратовской области. Не устану повторять, что очень и очень странно устраивать праздник из годовщины конституции 1936 года, еще ее называют сталинской. Ну давайте пригласим тогда представителей Союза сталинистов России – они будут рады. Может, и демократам понравится, ведь та конституция закрепляла «всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании», правда, голосовать можно было только за одного кандидата и только за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных». Еще провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Аккурат перед началом большого террора все это было написано.

Но начальники областные делают вид, что придуманный ими праздник к той конституции отношения не имеет. Позвольте, но не было отдельного постановления Совета народных комиссаров об образовании Саратовской области, а были в той конституции две статьи – 22 и 23. В первой из них были перечислены области, входящие в состав РСФСР, во второй – автономные республики. Вот и весь повод для праздника. Есть и еще одно интересное соображение. Об этом уже писали, но еще один раз лишним не будет. Какое отношение к 80-летию области могут иметь жители Энгельс­ского, Марксовского, нынешнего Красноармейского и нескольких других районов. Они-то как раз 5 декабря 1936 года из состава Саратовского края вышли, а вошли в состав Республики немцев Поволжья. Понятно, что население уже не то, те немцы Поволжья в братских могилах в местах их ссылки, потомки в большинстве – на исторической родине.

Но все эти соображение не могут, понятное дело, остановить праздничный гон. 80-летию области только за неделю посвящены: гастроли цирковой программы, приуроченной к 80-летию Саратовской области, легкоатлетическая акция «Преодолевая себя», выставка молодых фотохудожников, закладка «Аллеи славы» в Петровском районе. Даже сабантуй в прошлую субботу прошел, по словам губернатора «под знаком 80-летия Саратовской области».

Это все равно что Рождество, или пасху, или другой какой древний праздник приурочить к очередным чиновничьим выдумкам. Так потихоньку дойдем и до того, что осеннее равноденствие или, скажем, парад планет причислим к «числу мероприятий, проводимых в рамках подготовки».

Зачем все это? Тут есть несколько объяснений. Первое: за последние двадцать лет мы мало чего создали, чем можно было бы гордиться. И потому припадаем, так сказать, к свершениям предков. Вот недавно делегация Саратовской области приняла участие в «торжественном мероприятии в честь 50-летия утверждения празднования масштабной программы «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких урожаев зерна и других сельскохозяйственных культур». Не совсем понятно, что праздновали, «программу утверждения празднования программы»? Но ясно, что не открытие нового канала или насосной станции. Еще интересно – во время этого юбилея у кого-нибудь хватило смелости сказать, во что превратилась система мелиорации Саратовского Заволжья? Мы подскажем – руины от нее остались.

И вторая причина постоянного праздничного марафона – отвлечь немного народ от скудости повседневной его жизни. Привезти какую-нибудь певицу Нюшу с фонограммой, запустить салют поярче – глядишь, народ и перестанет думать о еде и зарплате. Собственно, именно об этом в своей афористичной манере и сказал на сабантуе Валерий Радаев: «Как гласит татарская пословица: «Голодный медведь не пляшет», а мы с вами пляшем и танцуем». Танцуем и пляшем. Пляшем и танцуем. Совсем некстати вспомнился старый американский фильм об участниках танцевального марафона. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» – так он назывался.