Экономия – память генетическая
Развивающаяся бедность, а именно так характеризуется нынешнее финансовое состояние большей части населения России, заставляет людей отказывать себе уже даже в самом необходимом. На еде наши сограждане экономить учатся в первую очередь. В последнюю очередь – на лекарствах. Кстати, до этого дело уже дошло.
То, от чего отказываются в последнюю очередь
Самой волнующей и тревожной на минувшей неделе стала новость о том, что россияне стали экономить на лекарствах. Как пишет газета «Ведомости» (от 1 июня 2016 года) со ссылкой на аналитическую компанию DSM Group, продажи лекарств в первом квартале 2016 года рухнули впервые за всю историю наблюдений с 2008 года.
По итогам января-марта 2016 года продажи упали на 10% год к году, до 270,3 млрд рублей (цены конечного потребления), посчитали аналитики. При этом они отмечают, что до сих пор продажи лекарств год от года только росли. С другой стороны, эксперты говорят, что если смотреть на объемы продаж лекарственных препаратов в штуках, то рынок постепенно сокращался и в предыдущие годы. Но «столь драматичного падения» все-таки еще не было.
Явление тут же начали анализировать со всех сторон. И вот представители Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС пришли к выводу, что просто так на лекарствах люди экономить не стали бы. Наверняка, мол, статистика говорит о страшном: у народа кончаются деньги. То есть вот прямо совсем.
«Лекарства, безусловно, наиболее важный компонент расходов граждан. И когда этот показатель уменьшается, здесь уже стоит обратить внимание на реальное состояние граждан и их положение. Если эта статистика действительно фиксирует такое положение, то это весьма такой звоночек к нашим руководителям, курирующим экономическую политику», – говорят эксперты.
Оптимисты, конечно, среди экспертов тоже отыскались. Некоторые из них, в частности, решили, что все не так плохо, как показалось вначале, и особых причин для беспокойства и паники у рулевых российской экономики по-прежнему нет. Во-первых, по мнению этих экспертов, граждане просто начали переходить с дорогих лекарств на более дешевые аналоги. Во-вторых, цифры статистики не дают подробного описания изменения продаж конкретных препаратов. Мол, могли упасть продажи БАДов, витаминов и прочего того, без чего люди могут спокойно обойтись. В пример приводятся более ранние отчеты того же аналитического агентства DSM Group за прошлый и позапрошлый год. В них сказано, что спрос на витамины в аптеках снизился на четверть. «Другие же лекарства россияне, возможно, как покупали, так и покупают», – считают позитивно настроенные эксперты.
Верить в лучшее никому не возбраняется, но если спросить у людей напрямую: «Начали ли вы экономить на лекарствах?», можно получить однозначный и исчерпывающий ответ.
Специалисты Института социологии РАН не постеснялись задать такой вопрос россиянам и выяснили, что почти треть из них – 27% – действительно вынуждены экономить на лекарствах, лечении и медицинском обследовании в связи с кризисом – ростом цен и сокращением своих доходов. Более того, начать экономить были вынуждены в большей степени те, кто оценивает свое состояние здоровья как плохое. Среди оценивающих свое здоровье «удовлетворительно» на расходах такого типа стали экономить 29%, а среди имеющих хорошее здоровье – 14%. В этом отношении наблюдается и возрастная дифференциация: среди молодежи до 30 лет начали экономить на медицинских услугах 15%, но с возрастом эта доля опрошенных повышается, доходя до половины среди россиян старше 60 лет.
Машины подешевле, работы поменьше
Еще одно свидетельство того, что у россиян стало заметно хуже с деньгами, было в новости о росте рынка подержанных автомобилей. Уже другое аналитическое агентство – «Автостат» – на минувшей неделе опубликовало сообщение о том, что этот рынок в апреле текущего года вырос на 16,5%.
«Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 479,9 тысячи единиц, что на 16,5% больше, чем годом ранее. При этом за четыре месяца объем вторичного рынка легковых автомобилей практически достиг 1,6 миллиона единиц, показав тем самым рост на 9%», – говорится в сообщении.
Кстати, практически треть продаж на рынке подержанных авто приходится на отечественную Lada (137,5 тысячи штук). Не потому ли, что она дешевле? Из иномарок с пробегом чаще выбирают Toyota (53,4 тысячи штук), Nissan (25,2 тысячи авто), Chevrolet (20,5 тысячи) и Hyundai (20,1 тысячи штук).
Переориентация покупательского спроса в связи с экономией личных бюджетов на вторичный автомобильный рынок отозвалась российскому автопрому сокращением производства на 25% в январе-апреле 2016 года (по данным Росстата). При этом падение за один только апрель составило 21,7%. Что последует за этим? Вероятнее всего, сокращение числа рабочих на автоконцернах.
Кстати, тольяттинский «АвтоВАЗ» уже объявил о возобновлении в июне практики увольнений «по соглашению сторон». Причем производство на «АвтоВАЗе» с февраля текущего года на полгода переведено в режим 4-дневной рабочей недели. А в прошлом году предприятие уже снизило численность сотрудников на 15%, до 44 тысяч человек. На основании тоже самого «соглашения сторон». Это когда концерн в обмен на заявление сотрудника уволить его «по собственному желанию» единовременно выплачивает ему несколько окладов.
Экономить можно, отказаться сложно
На минувшей неделе СМИ выяснили, что граждане России, владеющие автомобилями, начали сокращать расходы на бензин и собственно на содержание машин. Совсем отказываться от собственного транспорта у россиян пока желание не проснулось.
Так, согласно отчету агентства «Ромир», 56% автомобилистов используют любую возможность сократить расходы на обслуживание своего транспорта. Например, 28% – экономят на мойке и химчистке салона, 23% – не пользуются платными парковками, еще 23% опрошенных перестали обслуживаться у официальных автодилеров, 21% – перешли на более дешевый бензин, на масле экономят 12% респондентов, а дешевыми запчастями не брезгуют 16% россиян-автомобилистов.
Аналитики, в результате очередного исследования, обнаружили, что автовладельцы в принципе стали меньше тратиться на любые виды топлива. Согласно отчету компании VYGON Consulting (независимый отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России) по итогам 2015 года, спрос на моторное топливо в РФ упал на 6%. На бензин и дизельное топливо – на 1,5%. Эксперты увидели в этом явлении очередной «тревожный сигнал», потому что, мол, в последние десять лет в нашей стране объемы потребления нефтепродуктов стабильно росли на 3% в год.
Как и в случае с авторынком, за сокращением спроса на топливо следует сокращение его производства. Аналитики отмечают, что нефтяные компании уже заметно снизили объемы переработки и наращивают экспортные поставки. Так, в январе текущего года производство бензина сократилось на 6% а по итогам первого квартала – на 3,5%. Дальше – больше. По прогнозам аналитиков, к концу года производство моторного топлива сократится на 10%, что в свою очередь повлечет рост цен на него на 7% ориентировочно.
Хлеб, картошка, молоко
На чем еще, по наблюдениям аналитиков, начали экономить россияне вследствие обнищания? Да на всем. Как отмечает Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), физическое потребление непродовольственных товаров сократилось за последний год на 20%, продовольственных – на 4,2%. При этом, по словам экспертов, относительная мягкость статистики объясняется тем, что люди, не перестав приобретать отдельные виды товаров, делают выбор в пользу низкокачественных продуктов. Так, например, физическое падение потребления еды компенсировалось переходом на дешевые товары-заменители. То есть, отказавшись от овощей (кроме картофеля), фруктов, рыбы, морепродуктов и алкоголя, россияне чаще едят (и соответственно покупают) хлеб, картофель, крупы и молочную продукцию.
От алкоголя вследствие кризиса россияне действительно отказываются. Это подтверждается рядом исследований данной темы. Вернее, исследования и статистика показывают, что в РФ стали меньше покупать легальный алкоголь. Опять же экономии ради. Пить в России меньше не стали, не волнуйтесь. А то это и вправду было бы очень тревожным сигналом.
На старт приготовились
К сокращениям готовятся и граждане, работающие в других отраслях экономики. Так, по данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ), около трети опрошенных не исключают, что могут потерять работу в ближайшие два-три месяца.
Такие настроения замечены и у бюджетников, и у представителей частного сектора.
Правда, среди бюджетников и сотрудников госпредприятий (в этой сфере трудятся 22% работающих россиян) пессимистов меньше. Здесь высокой вероятность увольнения считает каждый десятый, не исключают увольнения еще 21%. В частном секторе (33% работников) скорого увольнения всерьез опасаются 13% работников, считают возможным – еще 25%.
С большим скепсисом работники из частного сектора смотрят и на будущее своих работодателей. Почти 40% занятых здесь опасаются, что компания, в которой они работают, просто перестанет существовать. Среди работающих в госкомпаниях и учреждениях этого боятся только 26%.