Хотели задать жару, да не вышло

Оценить
Производство топливных гранул в Саратовской области забуксовало и практически совсем потеряло актуальность

Пеллеты, или топливные гранулы, в Саратове не прижились. Не задалось как-то у нас с этим видом биотоплива, несмотря на все благоприятствующие предпосылки. Еще пять лет назад в Саратовской области было громадье планов и по производству топливных пеллет, и по их использованию. Тема с точки зрения энергоэффективности казалась очень интересной, с точки зрения экономической – довольно выгодной. Но сейчас, по факту, в регионе работает только один завод, остальные открывшиеся быстро закрылись, сославшись на то, что пеллеты не востребованы. Эксперты говорят, что это неправда. Востребованы. Просто в Саратовской области вести этот бизнес и развивать данное направление альтернативной энергетики сложно в силу некоторых особенностей нашего региона. А вернее, в силу некоторых особенностей отдельных представителей власти в нашем регионе. Правительственные эксперты в свою очередь говорят, что вмешался рынок и внес свои коррективы.

Узрели миллионы под ногами

Наше знакомство с топливными гранулами, которые делаются из всякого мусора вроде сухих веток, листвы, соломенной шелухи, камыша, состоялось в 2011 году. Тогда на одном из совещаний, посвященных повышению энергоэффективности, руководитель регионального «Агентства энергосбережения» Владимир Федечкин рассказал о том, что несколько муниципальных районов области начали эксперимент по переходу на пеллеты. Вот, в частности, в Новоузенском районе в котельной одной малокомплектной школы (1200 кв. м) уже, мол, год вместо электрических котлов работали два пеллетных по 100 киловатт каждый. При этом затраты на энергоресурсы там снизились как минимум в два раза.

В Саратовской области топливные гранулы на тот момент еще никто не производил, поэтому той же экспериментаторской новоузенской школе приходилось покупать их в Пензенской области и тратиться на доставку из другого региона. А вот если бы пеллеты производились на территории родного региона, а еще лучше – прямо в Новоузенском районе, то потребителям бы это биотопливо обходилось дешевле. Так рассуждали эксперты.

Энтузиастов долго ждать не пришлось. Предприниматели начали разрабатывать бизнес-планы по запуску пеллетного производства и приступать к их реализации. Правительство активно подбадривало, напоминая, что в регионе сырья (причем возобновляемого) для пеллетного производства не просто много, а очень много. Буквально миллионы рублей под ногами валяются.

Хорошо горит, не отравляет, экономит

И в самом деле, топливные гранулы за их отличные качественные характеристики в мире давно прозвали «зеленым золотом». Ну, во-первых, они имеют прекрасные технические и физические свойства, сравнительно низкую цену и способны активно конкурировать с другими видами топлива. Теплотворная способность пеллет может сравниться с углем – до 4,5 кВт/кг, что в 1,5 раза превышает теплотворность обычной древесины.

Кроме того, пеллеты – безопасное для транспортировки сырье, исключающее риск взрывов, пожаров и утечек. Они занимают небольшой объем, что удобно при хранении.

А если принять во внимание тот факт, что пеллеты можно делать из опилок, стружки, щепы или древесной пыли, из того, что осталось после санитарной вырубки леса, из соломы, торфа, камыша, лузги подсолнечника и прочих отходов сельского и лесного хозяйства, то дополнительно решается и вопрос утилизации этого отходного материала. Но и это не все – выбросы, которые возникают при сжигании пеллет, в разы меньше, чем при использовании иного топлива. Это значит, что пеллеты – отменное экологически чистое топливо. Кроме того, после сжигания пеллет остается горсточка золы, которая очень подходит для удобрения газонов и деревьев. И опять же, со слов экспертов, в Европе за такой золой люди выстраиваются в очередь.

Стартовали дружно

В Саратовской области обо всем этом узнали чиновники и предприниматели и начали действовать совместно в продвижении и внедрении этого вида возобновляемой энергетики на территории региона. О своей готовности начать делать топливные гранулы в разное время, за последние пять лет, заявили предприниматели из семи районов. Где-то предприятия и вправду открылись. Например, в Дергачах, в Лысых Горах, в Базарном Карабулаке. На открытие пеллетного завода в Новобурасском районе в 2012 году корреспонденты нашего издания даже сами ездили и смотрели, как организовано производство. Здесь выпуском пеллет занялось ООО «МДМ Брикет». С 2009 года предприятие делало похожую продукцию – топливные брикеты, собственно, а потом стали делать и гранулы.

Параллельно в ряде населенных пунктов начали переоснащать котельные, устанавливая в них пеллетные котлы. Это делалось и в рамках госпрограмм, и в рамках бизнес-проектов. Как рассказал нам гендиректор ООО «МДМ Брикет» Андрей Малышев, чтобы обеспечить себе гарантированный сбыт, его компания инициировала и реализовала программу по замене оборудования в котельных на пеллетное. Специальные котлы были установлены в котельных нескольких школ и детских садов Балаковского и Вольского районов.

«У нас получалось предприятие замкнутого цикла. Мы специально на него ориентировались, потому как чтобы выходить на внешние рынки, нужно производить огромные партии пеллет. Мы от этого тоже не отказываемся, но пока это вопрос перспективы. А не сегодняшнего дня», – говорит Андрей Малышев.

Затем топливные гранулы и пеллетные котлы полюбились и частным домовладельцам. Так, судя по сообщениям информагентств от 2014 года, биотопливные котлы на замену электрическим устанавливались в рамках реализации программы по переводу частных домов на индивидуальное отопление. В 2014 году ноу-хау должно было появиться в частных домовладениях Татищевского, Саратовского, Советского, Озинского районов, в Аткарске, Красноармейске и Ровном. Ту же технологию планировали применить на 65 объектах образования и здравоохранения.

А куда все оно делось?

Однако не прошло и двух лет, как новостные ленты запестрили сообщениями о ликвидации пеллетных производств. Владимир Федечкин, возглавляющий в Саратовской области «Агентство энергосбережения», в комментариях подтверждал журналистам, что в Лысых Горах и Базарном Карабулаке такие заводы уже закрылись. Следов аналогичных дергачевского, татищевского, аркадакского предприятий мы не нашли, хотя о планах по открытию там выпуска пеллет заявлялось неоднократно. В мае текущего года на заседании общественного совета при министерстве промышленности Саратовской области Андрей Малышев, гендиректор ООО «МДМ Брикет», сообщил, что и его производство пеллет приостановлено.

По факту на сегодняшний день топливные гранулы в Саратовском регионе производят только в Петровске (ООО «Саратовский лес»).

Мы попытались выяснить, что же мешает развитию пеллетного производства и внедрению «зеленого топлива» в Саратовской области, да и есть ли у него здесь хоть какие-то перспективы.

Пилите сами

Производители, с которыми удалось пообщаться, все как один говорят, что перспективы есть. Но нет условий, а именно тех, что напрямую зависят от настроения властей.

По словам Андрея Малышева, пеллеты не получили поддержки со стороны государства.

«Может быть, конечно, в этом есть и наша вина – бизнеса. Мы, наверное, плохо о себе заявляли или не заявляли вовсе, – говорит Малышев. – Но в то же время прежний министр лесного хозяйства области (Игорь Потапов. – Прим.ред.) считал пеллеты перспективным направлением и всячески нам помогал. Бывший министр промышленности Сергей Лисовский тоже нас, производителей, поддерживал. С ним мы даже начали работу над тем, чтобы заменить пеллетами каменный уголь везде, где он в регионе применялся. Население топливными гранулами охотно пользуется, но общей программы у нас нет никакой. К сожалению, с Лисовским до конца мы это дело не довели. А с Шихаловым (нынешним главой минпрома. – Прим. ред.) мы по этому вопросу еще не встречались и не разговаривали. Новый министр лесного хозяйства области пока тоже к пеллетам никакого интереса не проявляет. Считает их бесперспективными».

Представители ООО «Саратовский лес» (москвичи) от официальных комментариев отказались, но и они тоже в разговоре посетовали на низкую заинтересованность местных властей в развитии этого направления альтернативной энергетики и, соответственно, на отсутствие какой бы то ни было поддержки.

При этом поддержка производителям, как мы выяснили, нужна нехитрая и не какая-то специальная. Им хватило бы грамотно организованного доступа к сырью.

Треть области, как говорят производители пеллет, покрыта лесом низкого качества. И при этом за лесом никто не ухаживает должным образом, не чистит его от валежника.

«В Ульяновске мне их министр лесного хозяйства говорит, что даром готов отдать то, что после санитарной обработки леса остается. Но мне дорого везти валежник в Саратовскую область. Лишние издержки. А в нашем регионе даром ничего отдавать не хотят. Тут другой подход – на всем хотят заработать. Или, говорят, покупайте как дрова, или пилите сами, – рассказывает Андрей Малышев. – Но как же мы будем пилить? Это не наше направление. То есть, чтобы иметь доступ к сырью, нам помимо пеллет нужно открывать параллельное производство».

Так поступили, кстати, на петровском предприятии. Здесь кроме пеллет изготавливают пиломатериалы (доску, брус). Рентабельность получается выше, чем у чисто пеллетных производств, но проблем с доступом к сырью это тоже не решает. Им тоже предлагают покупать «дрова» или пилить лес самим, что не так уж просто организовать. В общем-то, производители пеллет сходятся в том, что если бы в Саратовской области была организована работа по уборке валежника и отправке его на переработку, половина проблем была бы снята.

Власть не виновата, это рынок

Другой фактор, тормозящий развитие производства древесных пеллет в Саратовской области, цена на древесину. Как говорит Андрей Малышев, деловой древесины у нас в регионе нет, а та низкокачественная, которая идет на дрова, продается по «космическим» ценам. Это увеличивает себестоимость саратовских пеллет и делает их рыночную цену неконкурентной.

Владимир Федечкин из «Агентства энергосбережения», который всего-то пять лет назад к пеллетной теме благоволил, сегодня настроен скептически.

«Пеллеты Саратовской области не нужны, – заявил он. – Наш регион относится к высокогазифицированным – свыше 90% населенных пунктов подключены к газопроводу. А альтернативы газу на топливном рынке сегодня нет».

Это раньше, по словам Федечкина, когда в Саратовской области было много мест, куда газ не дотягивался, имело смысл использовать другие топливные ресурсы. Сейчас газовики свою работу делают хорошо и тянут газ туда, куда раньше не могли.

«Пеллеты были интересны еще и тем, что можно было перерабатывать такое сырье, как валежник. Леса много, отходов лесного хозяйства тоже много, – говорит Федечкин. – Но никогда не было цели и задачи перевести регион на пеллеты. Частный сектор – да, там много потребителей, внешние рынки – да, на Западе пеллеты до сих пор востребованы и цены на них высокие. Но как показала практика, саратовские топливные гранулы проигрывают по качеству. Вот, например, в соседней Пензенской области они лучше. Не учли наши производители дорогую логистику и ее состояние. Подвоз гранул зимой к некоторым объектам соцсферы был затруднен, когда заметало дороги. Выход на внешние рынки оказался невозможен еще и потому, что им нужны большие объемы. Очень большие. Мощности наших предприятий на это не рассчитаны».

Владимир Федечкин убежден, что проблемы пеллетного производства в Саратовской области зависят не от власти. Ну какая власть, мол, откажется от такого производства?! Хотя он тут же оговорился, отметив, что если бы лесное хозяйство действительно было бы твердо заинтересовано в утилизации своих отходов, то какой-то рабочий механизм, обеспечивающий доступ предпринимателей к сырью, там бы запустили. И все-таки, по мнению Федечкина, свои коррективы в развитие пеллетного производства в большей степени внес рынок, чем незаинтересованность местных властей.

Нельзя его терять!

Тем не менее, производители сдаваться не собираются. Отчасти потому, что уже вложили в пеллетный бизнес не один десяток миллионов рублей, отчасти потому, что на самом деле убеждены в перспективах «зеленого золота».

Представители ООО «Саратовский лес» в разговоре с корреспондентами нашей газеты подтвердили, что продолжат развивать пеллетное производство на территории Саратовской области и при этом строят планы по открытию аналогичных предприятий в других регионах. По их мнению, большинство существующих на сегодняшний день проблем вполне разрешимы. Снимаются, мол, путем переговоров.

Андрей Малышев, владеющий ООО «МДМ Брикет», придерживается той же позиции.

«Признаю, что в прошлом мы сами допустили ряд системных ошибок, из-за которых наше производство стало нерентабельным. Мы этот опыт учли и сейчас разрабатываем новые проекты в том же направлении. Есть, например, идея сделать электростанцию на пеллетах. Проект в разработке и не так быстро движется, как хотелось бы, но мы работаем. Цена электричества от такой электростанции, кстати, будет довольно низкой: от 20 копеек до 1,2 рубля за киловатт. И это при рентабельности производства в 20-25%», – делится планами бизнесмен.

К тому же Малышев убежден, что тема топливных гранул – как результата переработки гниющей древесины – просто не может пройти мимо богатого лесами Саратовского региона. «Нам нельзя потерять это направление! Это же развитие лесопромышленного комплекса. Программа есть, мощности есть, эффективность пеллет доказана. В масштабах области подобные программы могли бы принести до 30 миллионов рублей экономии в год», – говорит наш собеседник.