«Авторская сцена» с холодком

Оценить
С 1 по 10 июня в Театре драмы проходит всероссийский семинар драматургов

По формату это похоже на «Четвертую высоту», любимый саратовскими зрителями фестиваль в ТЮЗе: режиссерам и артистам дается несколько дней, чтобы подготовить сценический вариант пьесы. Но есть и отличие: «Авторская сцена» – это семинар драматургов, организованный российским Союзом театральных деятелей, и работает исключительно с современными российскими драматургами.

Последние семь лет семинар этот проводится в профессиональных театрах – Нижнего Новгорода, Ярославля, Владимира, Смоленска, Улан-Удэ, в этом году пришла очередь саратовского Театра драмы.

– Я это связываю с тем, что у нас в Москве, помимо Володина, Табакова, Жени Миронова, есть еще один засланный казачок – Алексей Слаповский, тоже наш товарищ и друг, – заметил худрук драмы Григорий Аредаков.

Алексей Слаповский, к слову, художественный руководитель «Авторской сцены», тоже присутствовал на малой сцене театра во время открытия семинара. Он как раз и объяснил тем присутствующим, кто не «гуглил», что история у «Авторской сцены» насчитывает уже 29 лет, первый семинар драматургов прошел в 1988 году в Щелыкове Костромской области в сотрудничестве с американским Театральным центром Ю. О'Нила. И только семь лет назад он вышел на профессиональную сцену.

– Для чего нужен этот семинар? Чтобы помочь драматургам увидеть воочию, чего они такого понаписали, – разъяснял Слаповский. – А зрителям, которые, я надеюсь, придут, он даст возможность увидеть, в каком состоянии сейчас находится современная драматургия.

По словам Слаповского, она отражает современные тенденции в театре, в том числе и печальные: театры находятся в положении сложном, современную драматургию ставят мало, но драматурги – энтузиасты и бессребреники – продолжают писать (что само по себе феномен) и присылать свои пьесы в СТД. В этом году в отборочную комиссию прислали 364 текста, шесть из которых были отобраны на семинар. Это «Убей меня, друг!» Тимура Боканчи, «Рвущаяся нить» Алексея Зайцева, «Блаженны» Игоря Игнатова (Игорь – саратовский актер, по его пьесе в саратовском театре поставлен спектакль «Город ангелов»), «Оптимисты» Ольги Строкан, «Арчи и Кэт» Дмитрия Учаниешвили и две одноактных пьесы «День рождения» и «Спичка» Дарьи Федосеевой.

Работа семинара проходит в два этапа: неделя на репетиционный процесс, последние три дня – это сценические показы, которые будут открыты для всех желающих. Также во время семинара организаторы обещают мастер-класс драматурга Алексея Слаповского и творческую встречу с известным театроведом, театральным критиком Риммой Кречетовой.

Правда, ни где, ни в котором часу состоятся эти встречи – никто не говорит. Когда и где можно будет посмотреть результат семинара – представление пьес – тоже не очень понятно. В среду, 1 июня, шло распределение ролей, но, кажется, и актеры, и режиссеры, и сами организаторы не вполне понимали, где именно они могут начинать репетировать, все ли читки будут идти на малой сцене или что-то все-таки можно будет схематично поставить на большой.

Было ощущение, что Театр драмы принял семинар несколько прохладно и не готов потесниться ради представления пьес современных российских драматургов. Впрочем, есть все шансы, что театр и заезжие режиссеры сработаются. Глядишь, и останется какая-нибудь пьеса из представленных в «Авторской сцене» в саратовском театре. Год назад «Русский театр» Улан-Удэ из шести привезенных пьес оставил в репертуаре целых четыре.