Эксперименты и классика молодежи

Оценить
Чем удивляли местные и иностранные студенты-театралы

Минувшую неделю можно с уверенностью назвать самой театральной неделей Саратова в этом десятилетии. Фестиваль «32 мая» в «Теремке», Собиновский фестиваль в Театре оперы и балета, всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена-2016» в Театре драмы и, наконец, гастроли Московской театральной школы Табакова в ТЮЗе – и все в одно время. И это не считая фестиваля театров малых городов России в Вольске.

От входа, а не с вешалки

31 мая в театре кукол «Теремок» стартовал международный фестиваль молодежных театров «32 мая». 32 мая, если помните, был дополнительным днем, который, по мнению барона Мюнхгаузена, должен был набежать за тысячелетия. К Мюнхгаузену не всегда прислушивались при жизни, но благодарные потомки помнят о его вычислениях и награждают победителя фестиваля знаменитой треуголкой барона. Именно она является главным призом.

«32 мая» во второй раз проходит в Саратове и теперь с полным правом может именоваться международным: в программе из восьми участников двое представляют Беларусь и Украину. Хотя подавляющее большинство – по-прежнему саратовские студии. Фестиваль идет четыре дня и фактически показывает не восемь, а десять спектаклей – церемонии открытия и закрытия превращаются в своеобразные перформансы местных театров. При этом начинаются они не с вешалки, а прямо от входа. Две девочки несут какую-то непонятную тарабарщину и буквально затаскивают вас в вестибюль.

В гардеробе никто не вешает одежду – все работницы заняты переговорами по телефону. В день старта фестиваля буквально каждый метр был заполнен кем-то из актеров, притом кто-то из них мог вообще находиться за пределами здания – например, в лестничных пролетах можно было увидеть трех актрис, активно пытающихся что-то объяснить проходящим мимо зрителям. В нишах в стене, уже в другой части театра, стояли влюбленные, но не видящие друг друга молодые люди. Но стоило отвлечься от этой грустной истории, как на тебя снова налетали словоохотливые актеры, несшие какую-то бессмыслицу на русском, а то и на немецком. Те, кто был в прошлом году на фестивале, говорят, что сценарий открытия этого года мало отличается от прошлогоднего. Может, это не так уж и плохо.

1 июня можно было увидеть три спектакля. Первый – «Жюли. Экосез на троих» театральной студии «Арлекин» из города Заречный Пензенской области. В основе спектакля пьеса шведского классика Августа Стриндберга. История незамысловата: фрекен Жюли – молодая, запутавшаяся в себе аристократка. Ей свойственно увлекаться, и в какой-то момент она соблазняет (или соблазняется – тут граница очень условна) лакея. Лакей предлагает бежать в Швейцарию и строить жизнь с чистого листа, но Жюли не имеет своих денег, да и слишком хорошо понимает, что вскоре возненавидит этого человека. «Жюли. Экосез на троих» – хороший, крепкий спектакль, но на фоне других смотрится несколько академичным.

Куда более современна постановка «Троянской войны не будет» творческой мастерской «Нити» (Саратов) по одноименной пьесе Жана Жироду. Этот спектакль вызывает стойкие ассоциации с «Антигоной» Ольги Харитоновой в Театре драмы. Тот спектакль поставлен по пьесе современника и соотечественника Жироду – Жана Ануя, который также обращался к античному сюжету. И, как и Ануй, Жироду не столько воспроизводит ту историю, сколько перестраивает ее на свой лад. Троянцы Жироду не хотят войны с ахейцами из-за Елены – овчинка не стоит выделки. Ради того, чтобы сохранить шаткий мир, Гектор готов не только стерпеть унижение, но и совершить унизительный поступок. Постановка Светланы Усовой интересна, но впечатления несколько смазала нечеткость произношения молодыми актерами текста.

Еще большие проблемы выявились при показе в третий день экспериментального спектакля «Лица.doc» театра-студии «ЭТИ». Спектакль поставлен в жанре вербатим – документальной пьесы, когда актеры воспроизводят расшифрованную речь реальных людей. Подобными постановками славится московский «Театр.doc». Студенты-филологи (а именно они составляют студию) представили истории двенадцати различных людей с местами смешными, местами грустными мыслями. По техническим причинам спектакль показывался не в «Теремке», а в СГУ, но родные стены в этом случае не помогли – проблемы со звуком преследовали спектакль, а один из актеров в какой-то момент забыл текст. Впрочем, это все технические мелочи, которые можно исправить. Больше вопросов вызывает само содержание. «Лица.doc», конечно, переросли уровень «Студвесны», но тянут ли они на уровень театрального фестиваля?

В случае со спектаклем «Ночь Гельвера» образцового театра-студии «Параллель» из Барановичей (Беларусь) вопросы скорее возникают в адрес режиссера. Сама по себе тема безумно интересная – как жить с умственно отсталым человеком, который даже не является твоим кровным родственником. Особую остроту теме добавляет тот факт, что действие происходит в Германии 1930-х годов, когда люди с психическими отклонениями считались недочеловеками и уничтожались.

Финал трагичен, жесток и закономерен – психически здоровая женщина, не в силах принять предстоящую облаву, которая непременно закончится зверским убийством приемного сына, обманом заставляет его выпить слишком большое количество таблеток. Помимо морально тяжелого действия зритель увидит и массы пугающих сцен с физическим насилием. Собственно, в этом и представляется одна из главных проблем спектакля – он демонстрирует очень выигрышную тему, но в определенные моменты создается впечатление, что жестокость демонстрируется ради жестокости. Но «Ночь Гельвера» – очень мелодраматичный спектакль, сознательно выбивающий слезу у зрителя. Так что в Саратове белорусам рукоплескали стоя, а многие зрители плакали. И если бы существовал приз зрительских симпатий, то этот спектакль его бы завоевал. Хотя бы за актерскую игру, которая была блестящей и достойной профессионалов. Возможно, именно она заставила в итоге выбирать членов жюри между «Ночью Гельвера» и будущим победителем – «В ощущении Тиля» театрального клуба «Маска» (Саратов).

Ни «да», ни «нет»

Пока 3 июня на сцене «Теремка» шел спектакль победителей, в ТЮЗе показывался третий дипломный спектакль студентов 3-го курса Московской театральной школы Олега Табакова. В Саратов студенты приехали с полностью самостоятельной постановкой «Мертвых душ» Гоголя, с «Эшелоном» Рощина и «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова. Спектакли удались, а студенты получили заслуженные аплодисменты.

На пресс-конференции, состоявшейся после первого дня гастролей, педагоги не жалели теплых слов в адрес своих подопечных и отмечали, насколько те самостоятельны. Впрочем, иногда это вызывает и проблемы, например, преподающий мастерство актера народный артист РФ Михаил Хомяков заметил, что будущие артисты могут и без особого энтузиазма ответить на предложение сыграть пьесу. Вернее, не ответить ни «да», ни «нет». Что фактически значит «нет».

Отдельной темой для разговора стал современный театр и отсутствие в гастрольном туре спектаклей по произведениям XXI века. Заслуженная артистка РФ Анна Гуляренко отметила, что пока они не очень дружат с современной драматургией. Хомяков поддержал коллегу и сказал, что лучше студентам учиться по классике, да и сами они не очень тянутся к современному дню. Что ж, может, оно и верно: с Рощиным и Вампиловым им точно по пути, равно как и «32 мая» – с экспериментальными формами.