Умная паб-игра
Раньше афиша вечерних развлечений в Саратове включала в себя преимущественно концерты и бесплатные мастер-классы. Однако с некоторых пор перечень ответов на вопрос, как провести вечер, заметно расширился. Год назад в городе стали проводится паб-квизы – интеллектуальные викторины в непринужденной барной обстановке. Мероприятие получило большое распространение, а «Газета Недели» задалась вопросом: кто и как монетизирует стремление горожан сойтись в интеллектуальной схватке? Ведь если игры проводят – значит, это кому-нибудь выгодно.
Из Англии до Саратова
Считается, что паб-квиз (pub quiz – англ.) зародился в северной Англии в середине 70-х годов прошлого века. В настоящее время игра пользуется большой популярностью не только в Великобритании, но и в США, Австралии, Новой Зеландии. Есть версия, что именно квиз дал толчок телевикторинам вроде «Кто хочет стать миллионером?». Весной 2015-го игра пришла и в Саратов. И быстро получила здесь бешеный успех.
Суть квиза проста: участники разбиваются на команды, ведущий задает вопросы, командам дается время на обсуждение, ответы пишутся на бланках. Как правило, игра проводится в несколько раундов. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов (в спорных случаях задаются дополнительные вопросы). Игра проводится на платной основе: каждый игрок сдает вступительный взнос, из которого формируется призовой фонд. Перед игрой все члены команд сдают мобильные устройства – за пользование гаджетами во время раундов может последовать дисквалификация.
По словам организатора квиза в саратовском «Harat’s pub» Александра Зайцева, победное шествие игры по нашему городу стартовало именно из этого бара. «Учредитель нашего паба познакомился с учредителем аналогичного паба из Ростова, – вспоминает Зайцев. – Тот сказал, что это очень классная игра, и предложил приехать к нам в Саратов и сделать ее здесь».
Барные рекорды
Квиз проходит и в других городах Поволжья. Однако, по словам Зайцева, саратовская игра по числу участников превосходит показатели соседей (и не только), в том числе городов-миллионников. «Я знаю данные по количеству людей, которые приходят на квиз в Волгограде, Пензе, Саранске, Ульяновске, а также в Туле и Ростове, – объясняет собеседник. – Это от 25 до 100 человек». При этом в саратовский Harat’s в хорошие периоды на квиз приходило около 150 человек, а то и больше. По степени увлеченности квизом саратовцам, похоже, удалось обогнать даже москвичей. «Участница одной из наших команд прислала мне в Instagram ссылку на пост о московском квизе, – поясняет Зайцев. – Там было написано что-то в духе: «Скоро у нас пройдет один из самых крупных квизов за всю историю игры в Москве! Соберется чуть более 100 человек!». Я прочитал это и вспомнил, что на прошлой игре у нас был рекорд – 186 человек».
Хотя, возможно, такие рекорды вполне объясняются размерами самого паба. Саратовский «Хэратс» – самый большой по площади во всей франшизе (сеть работает более чем в 40 городах России), поэтому может вместить в себя немалое количество команд. «Но думаю, что это лишь одна из причин, – делится Зайцев. – Другая, надеюсь, в том, что людям просто нравится сама игра». Меньше чем за год квиз стал проводиться как минимум в четырех известных саратовских барах («Harat’s pub», «Irish pub» и двух барах сети «Декабрист»). Взнос за игру составляет 200-300 рублей с человека.
Экономика игры
Скорость, с которой квизы стали плодиться в Саратове, дает основания полагать, что данное мероприятие способно приносить кому-то хорошую выгоду. Однако бары напрямую не зарабатывают на игре. Организаторами квизов зачастую становятся сами ведущие. Они же, как правило, и забирают часть взносов.
По словам совладельца саратовского «Хэратс паба» Юрия Денисенко, квиз больше способствует рекламе заведения. «Это лишний повод зайти к нам, – поясняет Денисенко. – А дальше гость уже оставляет за собой право: возвращаться сюда или нет. Сам по себе квиз – это, конечно, неплохой четверг, но мы не стимулируем им продажи, не делаем депозиты для столов». И хотя между раундами у барной стойки собирается приличная толпа посетителей, прямых финансовых дивидендов это не приносит. «Ключевое слово – в перерывах, – объясняет Денисенко. – У нас в принципе востребованное заведение, и, естественно, даже если бы не квиз, люди все равно бы приходили и отдыхали. Средний чек на игре очень низкий, но нас это не расстраивает». При этом как промо-акция квиз действительно работает. «Мы бы не делали этого, если бы это не работало», – поясняет Денисенко, замечая, что не просто так квиз проводят и другие заведения города.
«Может быть, это даже немного убыточно», – замечает совладелец сети баров «Декабрист» Алексей Старцев, поясняя, что бар регулярно предоставляет игрокам еще и дополнительный приз из меню. «Если сопоставить стоимость того, что гости покупали во время квиза, и стоимость специального приза, то перевес, возможно, будет даже на стороне последнего», – отмечает Старцев. При этом, по словам предпринимателя, в качестве рекламы заведения квиз рассматривать сложно: «Конечно, какая-то финальная цель действительно такова... Но все равно это не настолько поглощает людей, чтобы в дальнейшем разрекламировать заведение и потом в него приходило бы больше гостей. Большая часть гостей и так уже бывали у нас».
Квиз за идею
А много ли зарабатывают на квизе сами организаторы? По их словам, не слишком. Во всех трех барах непосредственно ведущему идет не более 50 рублей с каждого взноса, остальное отправляется в призовой фонд. В каждом заведении игра проходит раз в неделю. Таким образом, неплохо заработать на квизе можно лишь на больших площадках, способных вместить много команд. К таким относится «Harat’s pub». В остальных же барах крутятся суммы поменьше.
Например, на квиз в «Irish pub» стабильно собирается около 40 человек. По словам организатора игры Матвея Иванова, за вечер он получает лишь около 500 рублей. «Я на этом вообще не зарабатываю, – резюмирует Иванов. – Почти все я отдаю фотографу и за распечатку вопросов и бланков». К тому же, по словам собеседника, желания заработать на квизе у него вообще нет: «Финансового интереса у меня нет и не было. Я делаю это именно потому, что мне нравится. Нравится смотреть, как люди ломают голову. У меня почти все вопросы на логику, и я люблю каждый свой вопрос. А еще у меня к этому интерес как к практике ведения мероприятий (собеседник зарабатывает на корпоративах. – Р.Д.)». Аналогично ситуация складывается и в одном из баров сети «Декабрист». По словам ведущего Дмитрия Аверьянова (организатор в баре на ул. Советской), на его квизе собирается максимум 25 человек, что собеседник связывает именно с размерами заведения. «Заработать на квизе можно, но вопрос: сколько?» – замечает Аверьянов, поясняя, что за одну игру он получает скромные 500-800 рублей. По словам ведущего, его самоцелью также было не столько заработать на квизе, сколько реализовать себя.
При этом соотношение затраченных сил и полученного заработка на квизе неадекватно. «Чтобы сделать четыре игры, я, наверное, три недели каждый вечер после работы по несколько часов писал вопросы», – отмечает Аверьянов. Трудоемкость работы подтверждает и Зайцев: «Каждую неделю я готовлю по 60 вопросов. Ищу в интернете, перелопачиваю факты, думаю о формулировках. Я не имею права не выложить после игры в сеть таблицу с результатами. Это сильно выматывает морально. Когда наступает пятница, я уже думаю о том, что буду говорить со сцены в четверг. Силы, которые я вкладываю в одну игру, не эквивалентны даже двум свадьбам».
Бухать не модно
«Мне кажется, это мода на желание быть умным, – объясняет Зайцев популярность квиза у горожан. – Умным сейчас быть модно, это в тренде».
«Не в интеллектуальности дело, – приводит свою точку зрения Иванов. – Все потому, что просто так бухать стало немодно. Людям нужно какое-то оправдание. Например, люди ходят в паб с крафтовым пивом и говорят: «Я не бухаю, я пробую десять разных сортов пива». В любом случае Саратов уже пережил моду на карточную игру «Мафия»: когда-то в нее активно играли в заведениях, но спустя несколько лет об игре почти все забыли. Возможно, то же самое ожидает и квиз. «От «Мафии» квиз кардинально отличается тем, что здесь каждую игру разные вопросы, разные ответы, – считает Денисенко. – Мы стараемся его разнообразить: у нас есть видеовопросы, аудиовопросы... Команды меняются. Я думаю, у этой игры большое будущее. Может быть, мода на эти вещи (интеллектуальные игры) в нашей стране и спадет, но своя публика, свои команды, свои любители у квиза будут. Ведь люди продолжают разгадывать кроссворды, а «Что? Где? Когда?» показывают по телевизору уже лет тридцать. Так что пока это делается интересно, это будет востребовано».
Денежный кубок
Немного заработать на квизе могут и сами игроки. В «Harat’s pub» за первое место команда получает в среднем около 10 тысяч рублей, в «Irish pub» – в среднем 6 тысяч рублей. Выплачиваются вознаграждения и за второе и третье места. Но, как считает Зайцев, в первую очередь игроками движет не жажда наживы, а простой человеческий азарт. «Например, ко мне подходила команда, которая говорила, что им важно не столько занять первое место, сколько получить спецприз от бара – за ответ на специальный вопрос, – вспоминает собеседник. – Деньги здесь, на мой взгляд, имеют даже не вторичное, а какое-то третичное значение».
Быть профессиональными игроками и зарабатывать на квизе, по словам Зайцева, крайне непросто: «Я считаю, в Саратове нет команды, которая ходит к нам именно зарабатывать. Я знаю пример такой команды в Пензе, и они этого не скрывают. Но вообще зарабатывать на квизе, на мой взгляд, в принципе невозможно. Для этого надо быть суперкачественным игроком, выигрывать все игры. При этом суммарно твой уровень доходов возрастет не очень сильно, но нервов при обсуждении вопросов ты потратишь очень много».
Другой ведущий знает пример саратовской команды, играющей только ради денежного приза. «Есть одна такая, – поясняет Иванов. – Играют только чтобы выиграть деньги. Они ничего не заказывают, максимум – чай. Ходят на игру чисто как на работу. И очень сильно спорят, когда занимают третье или четвертое место».