Вам тут не постоялый двор!
Российские законотворцы опять взялись наводить порядок в стране. И снова коряво, противоречиво и несогласованно. На этот раз жертвой стал рынок арендного жилья. Речь идет о поправках в ст.17 Жилищного кодекса, которыми предполагается запрет на использование жилых помещений в качестве гостиницы или иного средства временного размещения, а также предоставлять в них гостиничные услуги. В первом чтении соответствующий закон уже принят. Эксперты не сомневаются, что 13 июня на очередном заседании Госдума этот запрет утвердит окончательно, приняв поправки во втором и третьем чтениях.
Россияне пишут обращения, подписывают петиции против «антинародного» закона. А все потому, что он грозит испортить жизнь малому бизнесу, остановить начавшееся, казалось бы, развитие внутреннего туризма и лишить многих людей средств к существованию.
Пусть закрываются, мешают!
Рассматриваемые поправки в Жилищный кодекс на самом деле нацелены на хостелы. Это такие мини-гостиницы общежитского типа, своего рода современные цивилизованные ночлежки, под которые, как правило, у нас в России приспосабливают жилые квартиры. Крупный гостиничный бизнес усмотрел в них для себя угрозу. Потому что хостелы, распространяясь по стране, предлагают более выгодные по цене условия проживания. От 300 рублей до тысячи за ночь. Тогда как средний гостиничный номер дешевле полутора тысяч рублей в российской природе не встречается. У нас в Саратове, например, самый дешевый номер в не самой близкой к центру гостинице стоит 1800 рублей и то со скидкой. Обычная цена – 2500 рублей. Средняя цена по всем гостиницам города – 4-4,5 тысячи рублей.
Так вот, россияне и иностранцы, путешествуя по стране, распробовали хостелы, стали ими активно пользоваться и существенно экономить собственные средства. Гостиницы эту тенденцию заметили, и она им не понравилось. В результате в Госдуме на рассмотрении оказался законопроект, который значительно осложнит жизнь хостельерам.
Сопровождающие законопроект в Госдуме депутаты агитируют за него очень эмоционально. В качестве главного аргумента при этом используется якобы недовольство граждан, соседствующих с этими самыми хостелами.
Вот, например, Галина Хованская, представлявшая законопроект коллегам-депутатам, цитировала одно из таких обращений. И в нем, по ее словам, сказано, что «в хостеле на десятом этаже проживает 50 человек. В квартире установлены нары в несколько ярусов. Постоянный запах никотина на лестничной клетке, в любое время дня и ночи можно встретить пьяных незнакомых лиц». То есть люди, живущие по соседству, очень переживают за свою безопасность и порядок в доме.
Другой аргумент – собственно незаконность этого вида предпринимательства. Во-первых, гостиницы к жилому фонду никогда не имели никакого отношения. К ним, к гостиницам, есть определенные требования, в том числе и санитарные, которые хостельерами, по убеждению авторов инициативы, не соблюдаются. Во-вторых, владельцы хостелов, расположенных в квартирах, якобы явно нарушают Налоговый кодекс, не платя полагающиеся предпринимателям налоги. Кроме того, размещая хостел в жилой квартире, владельцы как бы избегают платы за подключение к сетям, а коммунальные услуги, мол, просто не оплачивают. И вообще, по мнению авторов законопроекта, хостелы – «это самые настоящие притоны» и поступать с ними нужно соответственно.
Это дешево, удобно, цивилизованно
С законотворцами, конечно же, спорят. Причем не только хостельеры, но и те люди, которые с удовольствием пользуются услугами этих «мест размещения». А все потому, что хостел – это дешево и нормально. Конечно, в хостелах, как рассказывают бывалые путешественники, есть множество неудобств, характерных для общежития, но их с лихвой компенсирует цена.
Есть хостелы, в которых действительно бардак, нет регламента по курению и распитию спиртных напитков. Но таких не много в общей массе, и отсеиваются они естественным путем, то есть конкурентным. В конце концов, столкнувшись с некачественным хостелом однажды, вы уже не рискнете испытать все его прелести повторно. Количество клиентов сокращается, хостел – закрывается. Все просто.
«Я много путешествую по нашей стране и по другим странам и останавливаюсь только в хостелах, потому что гостиницы для меня – дорогое удовольствие, а путешествовать я люблю, – рассказывает жительница Саратова Анастасия. – Конечно, я видела разные хостелы, не в каждый хочется вернуться. Но вообще, хочу заметить, хостелы за своих клиентов борются и сервис стараются поддерживать на должном уровне. Я выбираю место для ночевки по отзывам и рейтингам. Есть специальные сайты, на которых можно увидеть место хостела в рейтинге, то есть его оценку посетителями, и почитать, что говорят о нем люди. Для каждого хостела, как мне известно, иметь одну-две звезды в этом народном рейтинге – смерти подобно. Но, ориентируясь на отзывы, мне пока удается выбрать подходящее место для ночлега в моих путешествиях».
По словам Анастасии как опытного постояльца, выбрать хостел просто. «Сейчас я ориентируюсь на те хостелы, в которых больше чем одна комната – две минимум, а лучше больше. Это значит, по опыту, что они нормально оборудованы, что расходные материалы вроде туалетной бумаги, мыла, шампуней там будут в наличии. Мне как путешествующей в одиночку и налегке таскать с собой еще все это совсем не интересно, – говорит наша собеседница. – Кроме того, в таких хостелах однозначно будет много людей, а это весело и интересно. Люблю знакомиться с новыми людьми. При этом мне совершенно не важно, легально работает хостел или нет. В каких-то местах я заполняла увесистую пачку документов, где-то – двухстраничный договор, а в некоторых хостелах у меня брали только ксерокопию паспорта. И никогда никаких вопросов к безопасности у меня не возникало. Я еще ни разу не оказывалась в хостеле, где что-либо угрожало бы мне или моему имуществу. Ни в России, ни за рубежом».
В Европе хостелы – вещь привычная, востребованная, а потому очень распространенная. И только у нас в России их воспринимают как «рассадник разврата» и даже вот теперь – на законодательном уровне – это восприятие старательно пытаются закрепить.
В угоду узкому кругу заинтересованных лиц
Проблема в том, что если обозначенные выше поправки в ЖК все-таки будут приняты, хостелы начнут закрываться уже не по причине неконкурентоспособности, а из-за трудновыполнимых требований закона. В частности, хостелам и другим мини-гостиницам, располагающимся в жилых квартирах, придется переводить помещения из жилых в нежилые. Как подсказывают эксперты, сделать это смогут в основном те «малые места размещения», которые занимают квартиры на первых этажах жилых домов. А вот хостелы на пятом или десятом этаже – скорее всего, перестанут работать. Потому что одним из условий перевода должен быть отдельный вход в нежилое помещение или возможность по обустройству такого входа. Эта же поправка выкинет с рынка тех хостельеров, которым дорого регистрироваться в качестве предпринимателей. Однако таких, уверяют эксперты, вообще единицы, большая часть участников этого рынка работают легально и платят все налоги.
С другой стороны, закон может вызвать обратный эффект. То есть вместо порядка на рынке арендного жилья усилится беспорядок. Некоторые эксперты уверены, что те хостелы, которым будет трудно соответствовать нормам закона, не станут закрываться, а просто уйдут «в тень». Особенно если они востребованы среди путешествующих.
«Хостелы сегодня действительно составляют большую конкуренцию гостиницам, это подтверждает определенная статистика. Все чаще люди, путешествуя, предпочитают останавливаться именно в хостелах, а не в гостиницах. Естественно, владельцев отелей больших и маленьких это не радует. Наш хостел – второй по величине сети хостелов в России, и у нас есть ряд фактов, свидетельствующих о недовольстве конкурентов, – рассказывает Антон Мизулин, директор хостела «Достоевский» в Саратове. – Они активно лоббируют свои интересы, и тот законопроект, о котором мы с вами говорим, лишнее тому подтверждение. Если поправки примут, большая часть хостелов закроется. А те, кто останется на рынке, поднимут цены, что существенно сократит возможности бюджетного туризма. В сложившейся политической и экономической ситуации большинство наших сограждан не могут себе позволить выезжать на отдых за рубеж. Компенсировать это вроде как собирались развитием внутреннего туризма. Так вот принятие этого закона никак не способствует никакому развитию. Ведь кто пользуется хостелами – в основном студенты и работающая молодежь, которая не имеет большого достатка».
По словам Антона Мизулина, хостел «Достоевский» в Саратове уже начал заниматься переводом занимаемого помещения (квартира в собственности) из жилого в нежилое. Просто, учитывая все существующие и возникающие риски, владельцы гостиницы-общежития предположили, что в случае чего продать коммерческую недвижимость удастся выгодней.
Кстати, сейчас в Саратове из восьми хостелов, существовавших еще год назад, свои услуги саратовцам предлагают всего четыре.
По словам Антона Мизулина, дело в том, что хостелы в Саратове не очень популярны. «У нас же не туристический город. Нашими услугами пользуются в основном те, кто останавливается в Саратове проездом, и зачастую в тех случаях, когда люди путешествуют за свой счет. Командировочным, которые разъезжают по городам за счет организации, все равно, где останавливаться. Им подойдут и гостиница, и квартиры, сдающиеся посуточно, – говорит Мизулин. – В случае если хостелы из Саратова исчезнут совсем, транзитные туристы будут строить свой маршрут так, чтобы останавливаться в тех городах Поволжья, где хостелы останутся».
Только если начнут сажать
В нынешней редакции законопроекта его запретительная суть распространяется не только на хостелы, кстати. Вне закона окажутся и все те, кто сдает квартиры, дома, дачи и коттеджи на короткие сроки – посуточно, например, или на летний сезон. Потому что предлагаемые поправки в Жилищный кодекс РФ требуют запретить использование квартир и других жилых помещений для предоставления услуг по временному проживанию сроком до шести месяцев.
Вообще, конечно, интересно получается. То есть законопроект, декларируемый как средство наведения порядка в сфере использования жилья, обещает серьезно навредить малому бизнесу, пытающемуся как-то помочь развиться туристическому рынку (в том числе внутреннему и сельскому, большими надеждами на которые вновь делились в правительстве Саратовской области в минувшую пятницу), а также лишить многих россиян средств к существованию. Потому что большая часть действующего краткосрочного арендного бизнеса является семейным предприятием.
При этом эксперты опасаются, что под удар из-за этого законопроекта попадет вообще весь рынок аренды жилья – как краткосрочной, так и долгосрочной. Никто же не гарантирует, что в будущем парламентарии не возьмут да и поменяют формулировку «менее шести месяцев» на «свыше одного года».
С другой стороны, арендный рынок жилья в России – даже не «серый», а самый что ни на есть «черный». По данным на апрель прошлого года, в Саратове 70 процентов всех сдаваемых в аренду квартир сдавались нелегально. То есть их владельцы никак не декларировали свои доходы от этого вида деятельности и не платили налоги – ни как предприниматели, ни как частные лица. Их, конечно, ищут и некоторых даже «отлавливают». Редкие сдаются сами. Но основная масса частных арендодателей не собирается легализовываться.
«Я сдаю свою квартиру посуточно и делаю это нелегально. И перестану я это делать, если только введут уголовную ответственность, – говорит арендодатель Евгений. – Да, пару раз меня навещали представители надзорных и правоохранительных органов: один раз из УФМС, которые по наводке соседей проверяли документы моих постояльцев, еще один раз участковый приходил, рассказывал, что я нарушаю закон, что надо декларировать доходы и т.д. Да что я там буду декларировать, простите? Там такие копейки получаются, я же задешево сдаю. К тому же не работаю сейчас нигде. А жить на что-то надо, коммунальные счета оплачивать, налог на квартиру мне приходит регулярно. Я как его платить должен?!»
Еще одна владелица сдаваемой в аренду квартиры Ирина тоже настроена категорично.
«Интересно, как они собираются отслеживать таких, как я, и наказывать? Ну, придут ко мне с проверкой, и что? Как они докажут, что я сдаю и получаю прибыль? Может, я родственников пустила пожить, которые только за коммуналку платят? А я всем так и рассказываю, между прочим, и постояльцы мои не дураки – то же самое говорят,– рассказывает Ирина. – Да и не считаю я, что что-то должна государству в виде налогов. То, что у меня выходит от сдачи квартиры, – это добавка к пенсии: семь тысяч в месяц чистый доход. Смешно же! При этом я всю жизнь исправно платила все налоги, как полагается, как и все другие. И что в итоге? Мизерная пенсия – и всё. Налоги на что должны идти? На дороги, медицину, образование бесплатное и т.д. У нас это всё где? Я на УЗИ в муниципальную поликлинику недавно ходила, а там все специалисты в отпуске. Чтобы сделать срочно и быстро, пришлось идти в платную клинику и платить 500 рублей за медицинскую услугу. Вот так ко мне мои налоги вернулись...»