Кризис – это хорошо

Оценить
Предприниматели адаптировались к кризису, а некоторым он даже пошел на пользу

В Саратове состоялось награждение победителей и дипломантов конкурса «Предприниматель Саратовской губернии». Его ежегодно проводит правительство области в рамках Дня предпринимателя (отмечается 26 мая). Корреспондент «Газеты Недели» пообщался с участниками мероприятия и узнал, как на их бизнесе сказываются последние кризисные годы.

Дорогая медтехника – лазейка для коррупционеров

«Как ни странно, кризис повлиял на наш бизнес положительно, – отмечает руководитель ООО «ТРИМА» (производство медицинской аппаратуры) Юрий Райгородский. – Связано это с тем, что мы не снижали производства, не сворачивали различные направления нашей деятельности. А когда в силу вступил закон об ограничении закупок импортных товаров медназначения, мы даже почувствовали определенный рост востребованности нашей техники».

Несмотря на то, что российская техника может быть в два-три раза дешевле иностранной, ранее успешной конкуренции мешал стереотип, что зарубежная продукция более качественная. «Есть такое общепринятое мнение и на уровне обывателей, и на уровне руководителей медучреждений, – отметил собеседник. – Но что касается конкретно нашей техники, то оно необоснованно. И мы знаем очень много примеров, когда учреждения покупают импортную технику, потом она – как и любая другая техника – ломается, и они не знают, что с ней делать. И выбрасывают, потому что починить не могут. А мы всегда доступны. У нас есть и гарантийные сроки, и ремонтная база, мы никогда не отказываем».

По мнению предпринимателя, зарубежная продукция пользовалась популярностью у российских медучреждений еще и в силу, вероятно, определенной коррупционной составляющей. «Зарубежная продукция дороже. Если есть коррупция, на дорогой технике легче заработать, чем на более дешевой», – пояснил Райгородский.

«Мы кризиса не почувствовали ни в этот раз, ни в 2008 году», – резюмировал собеседник, пояснив, что саратовская компания выпускает оригинальную продукцию, которую трудно заменить (других таких предприятий в России немного). Однако негативный эффект от кризиса, конечно, все равно был. «Стали дороже импортные комплектующие, которые мы вынуждены покупать, – объясняет Райгородский. – Хотя их доля в выпускаемой продукции не так велика».

Что нужно сделать, чтобы облегчить жизнь российским предпринимателям, занятым в сфере производства медизделий? «Правительство уже делает, – отмечает Райгородский. – И налоговые послабления, и ответные меры на санкции – это тоже на пользу нашему бизнесу». Хотя стремиться российским властям все равно еще есть куда. Так, свою лепту вносит слабое финансирование российской медицины, в том числе по части госзакупок. «Сейчас мы, может быть, даже больше зарабатываем за счет частных медучреждений», – пояснял собеседник.

Сюда же относятся и низкие зарплаты научных работников от медицины. «Медики, которые занимаются наукой, получают маленькую зарплату, – объясняет Райгородский. – Кроме того, они не мотивированы, чтобы сотрудничать с нами в плане разработки научных изделий. Они ничего за это не получают. У наших уважаемых научных работников от медицины практически отобрали возможность заниматься лечением. Они занимаются обучением студентов. Центр лечебного обслуживания населения передан в ненаучные лечебные учреждения. А раньше наука и лечебное дело были вместе».

Сейчас нужно в первую очередь помочь себе

Не жалуется на кризис и индивидуальный предприниматель Алла Зенкова (бренд «Замок любви», производство мучных кондитерских изделий и хлеба). «У нас все ровно, – отмечает Зенкова. – Конечно, прибыль немного упала. Но мы понимаем ситуацию и будем терпеливо ждать лучших времен». Более того, в период кризиса предприятию удалось даже наладить производство хлеба, булочных изделий и слоек. «Мы удержали цены, – пояснила собеседница. – Это было очень сложно. Я объяснила сотрудникам, и мы стали более ответственно подходить к работе. Наверное, как раз за счет цены многие клиенты и перешли к нам».

Конечно, покупательская способность граждан не безгранична, и, вероятно, люди действительно стали экономить на кондитерских изделиях. Однако значительных изменений предприниматель все равно не заметила: «Возможно, стали покупать не килограмм торта, а 650 граммов... Хотя по количеству я не могу сказать, что у нас упал спрос». Предприятие смогло приспособиться и к повышению цен на сырье.

Кризис – это хорошо«Мы раньше закупали некоторые позиции сырья в Европе, – вспоминает Зенкова. – Когда повысились цены и были введены санкции, мы перешли на наше сырье». К российскому сырью пришлось привыкать – и дело тут даже не в качестве, а в слабой технологической поддержке отечественного продукта (для сравнения: итальянские производители расписывают количество сырья, которое нужно использовать в выпечке, по граммам). Но в конечном итоге после совместной работы с технологами предприятие решило эту проблему.

«Я думаю, некоторые предприятия, которые выпускали сырье для кондитерских, тоже сделали резкий шаг вперед, – резюмирует собеседник. – Они поняли ситуацию, что сейчас нужно в первую очередь помочь себе. Кто уловил этот момент и понял, что надо действовать, – я думаю, те и выжили. Нужно было схватить эту ниточку».

Ближайшие перспективы российского предпринимательства Зенкова оценивает с долей оптимизма. Вероятно, рынок действительно сжался до предела и адаптировался к текущим условиям, как заявляют российские чиновники. «Не могу сказать, что изо дня в день что-то становится хуже, – отметила собеседница. – Мне кажется, далее должен быть только подъем».

Какие шаги стоит сделать правительству, чтобы помочь предпринимателям? «Я никогда не ждала поддержки, – отмечает Зенкова. – Не могу сказать, что нас прессовали, что нам не давали работать. Просто есть моменты, когда предприниматели сами не знают, как это сделать. Нет школы, которая помогла бы поднять бизнес». При этом одной теории здесь будет недостаточно. «Есть теории, но нет того, как это может практически действовать, – поясняет собеседник. – Теория была написана 10-20 лет назад и сейчас уже устарела. Было бы хорошо, если бы какие-то консультации можно было брать. Ведь открывает предприниматель дело: он не знает, какие документы нужны, и даже последовательность шагов по их сбору не всегда понимает. Вот тут нужна подсказка».

Повод разобраться с делами

Кризис – это хорошоТо, что кризис помог некоторым компаниям разобраться с собственной экономикой, на личном примере подтверждает и генеральный директор ООО «Девон-альянс» (хранение и складирование грузов, Саратовский район) Анатолий Мамедов. По его словам, до кризиса отрасль росла: ведь чем больше человек потребляет, тем больше востребована логистика. Но в последнее время российская экономика «как минимум, стагнирует», что сказывается на отрасли негативно. «Последнее время у нас натуральные объемы снизились, – объясняет Мамедов. – Учитывая, что табачная промышленность, с которой работает конкретно наша компания, вообще находится под определенными административными ограничениями, падение сильное. Но в нашем случае с точки зрения бизнеса это, наоборот, влияет хорошо». Так, кризис стимулировал компании заняться оптимизацией расходов. «Работаем с издержками, улучшаем деятельность, – поясняет Мамедов. – Для нашей компании экономическая ситуация не усложнилась благодаря работе. Да, если мы будем переводить в валютные курсы прибыль – наверное, будет хуже. Но если смотреть в рублях – нормально себя чувствуем».

По мнению Мамедова, сейчас как власти, так и бизнесу нужно делать одни и те же действия: «Больше работать и меньше воровать». Но как последнее относится к бизнесу?

«Очень часто возникает ситуация, когда в цене конечной продукции сидят 5-6 спекулянтов, – конкретизирует собеседник. – Но ведь чем короче путь от производства к потреблению – тем лучше для всех. У нас любят все усложнять, а на самом деле нужно все упрощать». Причем касается это не только сферы логистики и перевозок. «Зимой мы видим огурцы по 400 рублей. Этого не должно быть, потому что электроэнергия в два раза не поднималась, – приводит пример Мамедов, поясняя, что зимой огурцы растут в теплицах и не могут стоить так дорого. – Вот такая добросовестность предпринимателя. В условиях импортозамещения, когда у людей не остается другого выбора, это вдвойне нечестно и некрасиво».

Развитие немыслимо без активности бизнесменов

В 2016 году конкурс «Предприниматель Саратовской губернии» состоялся в 13-й раз. На участие было подано 95 заявок от представителей малого и среднего предпринимательства Саратовской области. Из них отобрано 43 победителя и дипломанта. 12 связаны с производством и переработкой, 7 – с сельскохозяйственной деятельностью (выращивание культур, производство молочной продукции и пр.). Отбор проводился по 18-ти номинациям. При отборе учитывались рост объема производства и доходов, реализация инвестиционных и инновационных проектов, сумма уплаченных налогов, средний размер зарплаты работников, участие предприятия в жизни района или города и другие критерии.

«Предпринимательство – основа социально-экономической стабильности государства и региона, а его успешное развитие является стратегическим направлением нашей работы, – отметил министр экономики области Владимир Пожаров. – В Саратовской области стабильно работают более 86 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, медицина, торговля и сфера услуг – развитие этих и других отраслей немыслимо без активности саратовских бизнесменов. Правительство области оказывает всестороннюю поддержку этому важному сектору экономики. В 2016 году на программу поддержки малого и среднего бизнеса будет направлено 212,7 миллиона рублей бюджетных средств».

Кризис – это хорошо