Обратный эффект

Оценить
Соцнормы на электроэнергию привели к росту расходов

Всё! Не будет в Саратовской области никаких соцнорм на электроэнергию. Это подтвердил на минувшей неделе комитет по государственному регулированию тарифов региона. А на федеральном уровне власти наконец признали окончательно, что ни к какой экономии электроэнергии эти самые социальные нормы на самом деле не приводят. Об этом на минувшей неделе написала «Российская газета» – главный печатный орган правительства РФ.

Соцнормы н-нада?

Принимать решение о необходимости введения и сроках введения соцнорм на потребление электроэнергии в феврале текущего года разрешили губернаторам. Пусть, мол, главы субъектов сами определяются, нужно им это или нет, решили в Москве. И наш саратовский губернатор Валерий Радаев, посовещавшись с министрами и населением, постановил, что нам это не нужно.

Собственно, результаты эксперимента по соцнормам, который проводился в течение последних двух лет в шести регионах страны (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская и Ростовская области), показали, что «экономический эффект от введения социальной нормы значительно ниже, чем затраты на ее введение». И ничего кроме возмущения людей ростом расходов на коммунальные платежи пилотные регионы не получили.

Суть эксперимента, напомним, заключалась в том, что в пределах социальной нормы (базовый минимум расхода энергоресурса на одного человека) плата за электроэнергию начислялась по минимальному тарифу, а за перерасход электроэнергии граждане должны были платить по завышенному тарифу.

При этом перейти на повышенные тарифы, как ожидалось, должны были не менее 30 процентов жителей. А действие соцнорм распространилось даже на садоводческие товарищества.

Поначалу в федеральных министерствах пытались оправдаться, что никакими экспериментами никто на самом деле не занимался и целью была вовсе не экономия электроэнергии (как утверждалось чиновниками ранее), а снижение перекрестного субсидирования, при котором промышленность, средние и малые компании фактически платят за население. Это явление, по словам представителей Минстроя РФ, в частности, весьма негативно сказывается на производственном потенциале России и конечных ценах на товары и продукты.

Однако, как ни удивительно для обитателей министерских кабинетов, в пяти из шести регионов России, принявших участие в эксперименте, расходы промпредприятий после введения соцнормы, наоборот, увеличились.

И игра плохая, и мина так себе

Федеральные чиновники и глава кабинета министров Дмитрий Медведев были уверены в успехе своей затеи, а потому на обкатку механизма отводили год. С июля 2014 года соцнормы на электроэнергию должны были стать обязательными для всех регионов страны. Но когда эксперимент начал выдавать совсем не те результаты, в правительстве, видимо, растерялись. Сначала обязательность соцнорм отложили до 1 июля 2016 года. А потом и вовсе переложили ответственность за них на плечи губернаторов, объявив это делом добровольным. И регионы поспешили правом не вводить у себя социальные нормы тут же воспользоваться. Вот наша Саратовская область, например, в их числе.

У всех региональных руководителей нашлись свои причины. В Республике Коми пояснили, что в северных районах традиционно зимой потребляется гораздо больше электроэнергии, чем в остальной части страны (используют электрообогреватели), и поэтому людям сэкономить на социальной норме не удастся. Наоборот, плата за свет для населения только выросла бы.

В Хабаровском крае отказ объяснили тем, что более 20 процентов его населения проживает в многоквартирных домах, куда горячая вода подается только зимой в отопительный период, поэтому в межсезонье потребление электроэнергии на водоподогрев резко возрастает.

В Петербурге и Перми сослались на более чем вероятную путаницу в оплате счетов, потому что отдельных новых расчетов потребуют не только квартиры с газовыми и электрическими плитами, но также общедомовое имущество: освещение лестничных клеток, работа лифтов.

Пензенские власти убеждены, что соцнорма является скрытым повышением платы за электроэнергию, направленным на получение дополнительной прибыли энергетическими компаниями.

Эксперимент провалился. Да здравствует эксперимент!

Эксперты при этом считают, что у социальных норм на электроэнергию в России все же есть будущее. Но только в том случае, если будет внедрятся «умная» система учета электроэнергии. Речь идет о специальных счетчиках, которые могут по нескольку раз в день снимать показания приборов учета и передавать их в автоматическом режиме сетевым компаниям. Это поможет сократить потери электроэнергии, точно определить средние объемы потребления, заметить и прекратить незаконный отбор электричества в режиме онлайн. Именно с такой интеллектуальной системой учета, как говорят эксперты, и можно было бы создать стимулы для экономии или оптимизации потребления электроэнергии.

Позитивный опыт использования «умных» счетчиков в России, кстати, уже имеется. То есть запускать новый эксперимент и обкатывать механизм в отдельных регионах не нужно. Он уже обкатывается в Перми, Центральной России и на Северном Кавказе – всего несколько сотен «умных» точек учета, но есть! Беда только в том, что распространение этого опыта на всю страну, внедрение «умной» системы учета потребления электроэнергии повсеместно – дело куда более сложное и затратное, чем «соцнормы». Для нашего государства – неподъемное.

И все-таки правительственные энтузиасты не отчаиваются. Здесь затевают новую коммунальную реформу. Теперь принялись за удешевление тепла.

Как пишет «РГ», вместо прямого регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения государство будет устанавливать предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Он будет определяться ценой поставки тепла от альтернативного источника, замещающего централизованное теплоснабжение (цена «альтернативной котельной»).

Как будет выглядеть и во что выльется этот эксперимент, увидим позже.